В первой половине 2022 г. потребление самоклеящихся материалов сократилось на 2% по сравнению с тем же периодом 2021 г. Сокращение пришло после 7%-ного роста в прошлом году (который повысил годовой спрос до рекордных 8,5 млрд м2) и увеличения на 4,3% в 2020 г., когда в Европе разразилась пандемия. Падение было усилено коллапсом в сегменте рулонных бумажных этикеточных материалов, особенно во втором квартале, когда потребление сократилось на 8,3% по сравнению с тем же периодом 2021 г. За это же время потребление пленочных рулонных этикеточных материалов увеличилось на скромные 2,2%.
Есть несколько факторов, лежащих в основе этого тренда.
Во-первых, цифры 2022 г. следуют за двумя разрушительными и неустойчивыми 2020 и 2021 гг., когда пиковый спрос был под большим влиянием возросшего потребления товаров первой необходимости и услуг после начала пандемии в 2020 г., а потом в связи с восстановлением экономики в 2021 г.
Во-вторых, с лета 2021 г. глобальные производственные цепочки испытывали трудности в связи с нарушением поставок, вызваных пандемией. Это привело к увеличению разрыва между растущим пост-ковидным спросом и сокращающейся доступностью энергоносителей, сырья, компонентов, химикатов, производственных, трудовых и транспортных мощностей.
В первой половине 2022 г. особенно тяжело по европейскому рынку этикетки ударила длительная забастовка в UPM, одном из лидирующих производителей бумаги в Финляндии. Она не только сократила доступность лицевых материалов для бумажных этикеток, но, что более важно, значительная доля поставок сырья для бумажных лайнеров (силиконизированных материалов, несущих на себе этикетки) была отрезана на более чем 100 дней.
В первом квартале этого года эффект был ослаблен значительным излишком запасов, накопленных в ожидании дальнейшего увеличения сроков поставок и цен на сырье. Однако во втором квартале сроки выполнения заказов увеличились до 5–6 месяцев, а производителей этикетки обслуживали по распределению. Частично падение потребление бумаги произошло за счет роста спроса на пленки.
В самом свежем исследовании FINAT RADAR сообщается, что 60% участвовавших в опросе этой весной, потеряли прибыль в результате нарушений в цепочке поставок. Хотя забастовка закончилась прямо перед Пасхой, ожидается, что отставание не будет наверстано до осени.
В-третьих, к тому времени влияние ограничений, связанных с нарушением поставок, может быть превышено факторами спроса с ростом цен на энергоносители и сырье, двузначным увеличением инфляции, сокращающем доходы и, соотвественно, траты потребителей, плюс никак не меняющаяся к лучшему ситуация на Украине.
Как сообщалось ранее, по статистике спрос на самоклеящиеся материалы — значительный показатель европейского ВВП. Хотя корреляция между двумя показателями могла быть нарушена неустойчивым спросом ковидных лет, частично это падение указывает на экономический сдвиг в Европе, ожидаемый в ближайшие месяцы.