Владелец "Ракурса" в полиграфии не новичок. Около 25 лет он был партнером в крупной офсетно-цифровой типографии, но в 2023 году после разногласий с партнером покинул компанию и задумался о запуске нового проекта.
"Заходить во второй раз в "офсетную" реку я не хотел — это довольно дорого, конкуренция там большая, да и сам рынок производства рекламно-представительской полиграфии с каждым годом пусть понемногу, но стагнирует, — рассказывает Никита Беглаков. — Вместо этого, мне хотелось найти нишу, которая была бы не только свободной, но и не требовала бы значительных инвестиций. Сначала мы предложили рынку струйную печать по стенам, но кроме этого нам была интересна и упаковка, причем с прицелом на малый бизнес. Оставалось понять, что такого в этой области можно предложить рынку, чего еще не предлагают другие".
Ответ на этот вопрос нашелся почти случайно — во время разговора владельца "Ракурса" с давним знакомым, менеджером по продажам ГК "РуссКом" Андреем Казаковым, который предложил посмотреть на некую секретную новинку (разговор состоялся еще до того, как ее официально вывели на российский рынок в сентябре 2023 года). Речь шла о широкоформатном струйном принтере GO!Digital SC, который позволял выполнять однопроходную печать водными чернилами на материалах на бумажной основе и даже готовых изделиях: гофрокартоне, крафт-бумаге, коробках, пакетах, дойпаках и проч. Машина Беглакову понравилась, стороны ударили по рукам и уже в феврале младшая модель GO!Digital SC300 была запущена на площадке "Ракурса" в Саратове. В линейке GO!Digital SC есть и более крупные и производительные машины, но руководитель компании решил, что для старта и пробы нового рынка выбранной модели вполне достаточно.
Гофропринтер GO!Digital SC наносит цветное изображение на листовой материал или готовое изделие шириной до 680 мм (450 при использовании автоподатчика). Он оснащен одной струйной головкой НР с шириной печати до 300 мм. Ее можно позиционировать в пределах ширины материала, но в процессе печати она неподвижна. Таким образом, изображение можно нанести только на определенную часть материала или изделия, но не по всей их площади. Это несколько непривычно, но вполне достаточно для многих видов продукции (об этом далее).
Однопроходность обеспечивает гофропринтеру высокую производительность, водные чернила — низкую себестоимость продукции, а конструкция — возможность печатать на готовых изделиях толщиной до 150 мм, таких как, например, коробки для пиццы. Последнее для "Ракурса" особенно важно, ведь благодаря этому стартап, у которого сейчас на вооружении один только принтер, может выполнять заказы самостоятельно, не прибегая к услугам подрядчиков и не ожидая покупки режущего плоттера, который позволил бы печатать по листам с последущим раскроем разверток.
Беглаков считает гофропринтер оптимальным решением для брендирования упаковки, которую в компании называют одноразовой. Наглядный пример — коробка для пиццы. Владельцы небольших пиццерий могут отгрузить клиенту заказ в простой белой коробке. Могут наклеить на нее заранее отпечатанный небольшой стикер со своим логотипом или нанести однокрасочное и не очень презентабельное изображение штампом. Но вариант с предварительной запечаткой в "Ракурсе" выглядит предпочтительнее — он и презентабельнее, и не такой дорогой, как изготовление большой партии офсетным или флексографским способом.
"Главное здесь, не сравнивать в лоб качество печати GO!Digital SC с другими технологиями, — подчеркивает Никита Беглаков. — Мы не говорим о презентационной упаковке, которая продает с полки магазина. Мы наносим цветную картинку на одноразовую коробку или пакет, срок жизни которых зачастую измеряется несколькими часами, пока заказчик не съест пиццу, или пирожные или шаурму и не отправит упаковку в мусор. И вот здесь у экологичного, быстрого и дешевого GO!Digital SC реально нет конкурентов".
Тем не менее, вопросы о сравнении, конечно, напрашиваются. Если не принимать во внимание тип упаковки, то ближайший конкурент — широкоформатный планшетный УФ-принтер — выигрывает по качеству печати, но проигрывают в себестоимости и скорости. Скорость можно подтянуть, но придется ставить дополнительные головки, а это дополнительные затраты плюс необходимость их сведения при печати. Экосольвентники здесь не рассматриваются в принципе — использовать их для производства пищевой упаковки по понятной причине невозможно. Трафаретная, офсетная или флексопечать могут быть альтернативами, но все они требуют изготовления печатных форм и приладки, поэтому для оперативного и малотиражного производства не подходят. Кроме этого, по словам Никиты, только принтер GO!Digital SC300 позволяет легко печатать на развертках и готовых изделиях. Традиционные технологии для этого в принципе не подходят, а на УФ-принтерах данный процесс несколько сложнее — как минимум нужно приклеивать края развертки скотчем к рабочему столу, чтобы их не цепляла каретка.
"Гофропринтер GO!Digital SC показался мне наиболее "фабричным" из тех китайцев, которых мы смотрели, — говорит Никита Беглаков. — Да, это не японец, где можно прочесть четкую и понятную инструкцию, нажать пару кнопок и получить идеальный результат. Китаец больше похож на конструктор. В техническом плане с ним придется познакомиться поближе, но после того как все нюансы будут изучены — что не займет много времени — можно будет спокойно работать, получая ожидаемый и предсказуемый результат. Другими словами, здесь не принтер подстраивается под тебя, а ты под принтер".
Некоторые особенности гофропринтера GO!Digital SC, о которых в "Ракурсе" узнали за первые 2,5 месяца эксплуатации:
- Чем ровнее материал, тем лучше. Чтобы нанести изображение на готовый пакет или коробку нужно потратить некоторое время на подготовку принтера: настроить направляющие на рабочем столе, отрегулировать положение печатающей головки по высоте и ширине изделия с учетом положения ручек (при наличии) и др.
- Нужно подбирать оптимальное давление чернил в печатающей головке. Оно реализовано не отдельно на каждый цвет, а на все цвета разом, что требует некоторого опыта при подготовке к печати. Впрочем, по словам Никиты в типографии уже привыкли к этой особенности и знают под какие материалы и изделия какое давление требуется.
- Каждый раз перед началом работы нужно прогнать через головки некоторое количество чернил. Это требуется как утром в начале смены, так и после длительного простоя в течение дня. Поэтому, пока типография не набрала достаточный пакет заказов, здесь стараются комбинировать несколько работ и печатать их подряд, чтобы не тратить каждый раз чернила на продувку.
- Для гофропринтеров GO!Digital SC доступны жидкие и дешевые чернила, а также более вязкая и дорогая альтернатива. Никита считает, что вторые предпочтительнее. Чтобы получить нужную плотностью изображения с жидкими чернилами их нужно лить больше. Это увеличивает расход, а также плохо влияет на качество при печати на впитываемых материалах, так как избыток воды приводит к их размоканию.
- Реальная скорость работы гофропринтера зависит и от изделия, и от сложности наносимого изображения. Если нужно напечатать небольшую плашку, то скорость может приблизиться к заявленному производителем максимуму в 30 м/мин. Если хочется нормальные полутона с максимальным разрешением, то лучше ограничиться 8–10 м/мин. Почтовые конверты в “Ракурсе” печатали на 5 м/мин. “Вроде бы немного, — говорит Беглаков, — но 1000 евроконвертов мы сделали за 50 мин.”!
"Сейчас мы целимся главным образом в фастфуд — пиццерии, бургерные, точки с шаурмой, небольшие кофейни и т.п., — а также в продавцов маркетплейсов и локальные небольшие не сетевые магазины, которые производят различные непродовольственные товары, — говорит Никита Беглаков. — Основная сложность в том, что большинство этих потенциальных заказчиков очень инертны. Требуется немало времени и усилий, чтобы уговорить их попробовать перейти от безликих белых коробок к брендированной упаковке. Вроде бы выгода от этого очевидна, и качество их полностью устраивает, но вопрос цены стоит очень остро и они не торопятся менять то, как они работали долгие годы до нашего прихода. К счастью, гофропринтер GO!Digital SC позволяет нам печатать не только быстро и красиво, но и дешево, так что, надеюсь, мы сможем переломить ситуацию в свою пользу".
"Любое дело нужно делать профессионально, а Никита, безусловно, является настоящим профессионалом в полиграфии. Я убеждена, что его опыт и глубокое понимание связанных с оборудованием технических нюансов помогут превратить его новый проект в преуспевающее предприятие, — добавила присутствующая на мероприятии Юлия Арешко, генеральный директор ГК "РуссКом". — В свою очередь мы окажем всю необходимую поддержку как типографии Ракурс, так и любой другой компании, заинтересованной в приобретении решений из нашего ассортимента. Как и у Никиты, у нас за спиной более 30 лет опыта в области поставок оборудования и материалов для полиграфии. Из них более 20 лет мы поставляем оборудование, использующее струйную технологию печати. И так же как и он мы несем полную ответственность перед своими клиентами не только за собственно поставку машины, но и за то, чтобы она работала так как мы обещали и так как ожидает заказчик"!
Комментарии
Оставить свое мнение первым