Флексоэтикетка и упаковка

2024. Люди кончились – II

То, что мы по привычке еще называем кадровым голодом — просто новая реальность. Для продолжения и развития бизнеса в полиграфии повышение производительности труда жизненно необходимо. Магистральный путь — автоматизация. Сроки — прямо сейчас.

Воликов Вадим Петрович, фрагмент плаката, 1961

Британский Printweek делится потрясающим прогнозом, обнаруженным в отчете Всемирного экономического форума (ВЭФ):

В течение следующих пяти лет численность персонала в мировой печатной индустрии сократится на 20%... В сфере печати и смежных профессий будет зафиксирован шестой по темпам спад рабочих мест и самый быстрый спад среди производственных секторов”.

Признаться, цифры катастрофические.

Printweek пытается подсластить пилюлю — мол, сокращение персонала не обязательно означает сокращения бизнеса, и не стоит мерить всех одним аршином, ведь где-то есть и рост. Впрочем, согласно отчету компании Smithers «Будущее упаковочной печати к 2029 году” единственной отраслевой вертикалью, которая продемонстрирует существенный рост в течение следующих четырех лет станет печать упаковки и этикетки — в общемировом масштабе здесь прогнозируется относительно высокий рост в размере 3,6% к 2029 году.

Что ж, рост на 3,6% за 4 года — это действительно хорошо лишь относительно Бубликова. В России же согласно Росстату индекс полиграфической деятельности в 2024 г. вырос “лишь на 9,6%” на фоне индекса промышленного производства по экономике в целом, который увеличился на 4,3%. А производство ярлыков и этикеток из бумаги и картона показало рост в 32,5%

Впрочем, наблюдение за агонией соседской коровы не должно отвлекать нас от гораздо более полезного анализа собственных угроз и рисков. И тут очевидно, что быстрорастущий бизнес испытывает еще бОльшие потребности в рабочей силе, чем стагнирующий. В январе 2022 я написал вызвавшее огромный читательский интерес эссе “2022. Люди кончились” о кадровом кризисе — поразительно, но с тех пор изменилось буквально все. А текст не потерял актуальности, но оказался избыточно оптимистичным, хотя и не во всем, конечно. Три года назад ближайшее будущее полиграфии казалось серо-туманным, но мощнейший политический кризис оказал крайне благотворное влияние на нашу отрасль. Прежде всего благодаря таланту и жизнелюбию тех, кто в этой отрасли работает — респект, коллеги! Но вот вызванные этим кризисом кадровые проблемы оказались сильнее чем в довоенное время представлялось.

И нужно подчеркнуть, что просвета не будет. Людей в нашей отрасли не станет больше, их станет еще меньше. Я надеюсь будет не так жутко, как в прогнозе ВЭФ — минус 20% за пять лет, — но могу снова оказаться слишком оптимистичным.

В любом раскладе есть только один выход — конечно, помимо тривиального ухода из бизнеса, который виден в стагнирующей полиграфии Европы, но не просматривается, чтоб не сглазить, в Отечестве. Этот выход — тотальная автоматизация. Приведу хорошую цитату из той же статьи британского printweek-а:

«Это более масштабный переход нашей отрасли от большинства сотрудников, состоящих из рабочих, к гораздо меньшей группе работников «белых воротничков», которые являются многопрофильными специалистами и могут выполнять множество разных задач».

Я могу предсказать, что обработка уже компьютеризированной информации изменится кардинально. Так, препресс, уже давно ставший компьютерным, будет становиться все более автоматизированным и все более безлюдным. В этом контексте посоветую обратить пристальное внимание на мысли, высказанные гендиректором компании Packzline Алексеем Гнуни в недавнем интервью PrintDaily.ru. Алексея я знаю не один десяток лет и могу отметить его острое стратегическое видение. То же будет происходить в системах приема заказов, управления предприятием и пр.

С обработкой материальных объектов сложнее, но вектор тот же. Есть немало предприятий, использующих процессы с загрузкой множества сотрудников — когда кто-то везет пачку бумаги к офсетной машине, потом следит за процессом печати, потом везет на резку, потом на брошюровку и пр. Боюсь, они находятся на пути в экономический ад. Если в процессе изготовления продукции ее касается множество человеческих рук — она уже дорогая, а скоро станет запретительно дорогой.

В этом плане могу поставить в пример флекcовиков, у которых один оператор заряжает рулон с одной стороны машины, а с другой забирает его уже готовым — запечатанным, с выборочным лаком, фольгой и высеченным. Но даже им придется несладко в ускоряющейся гонке за кардинальный рост производительности труда. И машины производителям этикетки и упаковки понадобятся еще более автоматизированные. Ни одна из флексомашин, проданных “НИССА Центрум” в 2024–2025 года, не обошлась без предельно продвинутой системы приводки, базирующейся на совместном использовании как датчиков, так и видеокамер. И мне известны случаи, когда аналогичное оборудование, совсем недавно введенное в эксплуатацию нашими коллегами, пришлось срочно дооснащать — но уже не самыми продвинутыми системами, а теми, что как-то можно с ними совместить.

Еще никто не отменял многолетнюю тенденцию к сокращению тиражей. Но на фоне жесточайшего кадрового голода несколько меняется видение оптимальной технологии для их изготовления. Если несколько лет назад достаточно было просто напечатать цифрой, то в 2024 мы увидели бурный рост интереса к цифровой отделке-облагораживанию и лишь начавшийся, но набирающий темп интерес к гибридным конвертерам, сочетающих не только флексу и цифру, но и различные финишные операции — высечку, удаление облоя и пр. И все это — под управлением одного человека.

“После выпуска продукта продажи буквально взлетели: в среднем — на 40%, а по отдельным позициям — вдвое”.

Это цитата из статьи об инновационной типографии “Верже”, которая вскоре выйдет в журналах “Формат” и “Флексо Плюс”. В прошлом десятилетии “Верже” осваивала магию цифровой печати и добилась впечатляющих успехов. Советую читателю проверить — могут ли на его предприятии похвастаться хотя бы половиной того, что делали в “Верже” в 2020-м. А январь 2024 г. типография встретила установкой Hanlabel LabStar 330S Hybrid — первого в России гибридного конвертера, совмещающего флексографскую и цифровую печать, а также аналоговую и цифровую отделку лаком и фольгой с финишными операциями. Накопленным за год опытом руководство типографии поделилось с главой ИД “Курсив” Александром Амангельдыевым. Не пропустите!

Особенно важно, что гибридный конвертер в “Верже” по опыту 2024 г оказался тем, что называют емким английским словом trendsetter — законодатель моды, устанавливающий тенденцию. До 2023 года подобных линий, совмещающий и цифровую печать и цифровую отделку и конвертинг на мировом рынке не было. А в 2024 г. в России было установлено уже несколько гибридов Hanlabel LabStar 330S Hybrid, и интерес к ним возрастает. От просто цифровой печати или цифровой отделки рынок эволюционирует к цифровым печатно-отделочной-конвертинговым линиям. Движущая сила этого технологического перехода как всегда экономическая. Это способ одновременно сократить издержки на промежуточные приладки и увеличить производительность труда. И то и другое — за счет объединения необходимых технологических операций в один технологический переход и замены нескольких операторов на одного. В результате гибрид эффективнее.

Цитируя Олега Пьянкова, генерального директора «Верже»:

«Конечно, цифровые чернила и лаки — удовольствие не из дешевых, они намного дороже флексокрасок. Но за счет того, что теперь многие заказы мы можем выполнять за 1–2 прогона (а не за 3–4, как раньше), получается выгоднее».

В заключение могу сказать, что ближайшие годы нам предстоят непростые, но крайне интересные. Проблемы серьезнейшие, но пути их решения есть. В отличие от Европы производство полиграфической, а особенно этикеточной и упаковочной продукции в России демонстрирует гораздо лучшую динамику. Но тектонические процессы идут в целом те же. И чтобы оставаться на месте надо бежать изо всех сил. А чтобы куда-то попасть — еще быстрее.

Комментарии

4 комментариев RSS
Войдите, чтобы написать комментарий...
  • Андрей Крупнов
    И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет 
    Старайтесь читать оригинальные тексты а не их пересказ.
    Там много чего интересного кроме "подслащения пилюли", особенно отмечено что "the dramatic global decline in print jobs would likely come from the rapid pace of economic development outside of Western Europe and North America’s more mature print markets."

    То есть сокращение рабочих мест в Китае, Индии будет самым весомым.

     Да и поговорку "Пока толстый сохнет, худой сдохнет" никто не отменял. Так что агония коровы у соседа  может затянутся.


  • Максим Мережко
    В интервью с Алексеем меня зацепил тезис, что покупка ПО позволяет пропускать больше заказов с меньшим количеством ошибок, но из его опыта НЕ приводит к сокращениям персонала. 
    Находится другая работа...

    Миша, было бы интересно узнать — вот у ваших покупателей гибридов на практике случилось сокращение или нечто подобное? 
    • Михаил Кувшинов
      @Максим Мережко
      Как раз только что АЧ интервью брал у первого владельца нашего гибрида. Там совершенно четко сказано, что вместо 3-4 прогонов нужно 1-2. То есть серьезно растет производительность труда. Что целью и является.

      А вот выставить лояльных предприятию  людей за ворота мало того, что неэтично, но в условиях кадрового голода попахивает идиотизмом. Конечно им находится работа в стенах предприятия.
Добро пожаловать
на PrintDaily.ru
Расширенный поиск