О «цифре» — серьезно
Компания «Фото-дома», или, точнее, Photo-doma.ru, была организована около двух лет назад специалистами, имеющими полноценное полиграфическое производство в Ростове-на-Дону (типографию «Лаки Пак»). Как сказал Евгений, вопрос о развитии бизнеса стоит всегда, даже если существующая компания работает достаточно успешно. «Всерьез о цифровой технике мы начали задумываться еще в 2008?г., когда нас пригласили на конференцию Innov8, на которой мы почерпнули много познавательного и о возможностях цифровых устройств, и о путях реализации бизнеса цифровой печати. С тех пор желание им заниматься только усиливалось, — рассказывает Евгений. — К тому же, как ни странно, в таком крупном и полиграфически развитом городе, как Ростов-на-Дону, не было в то время ни одной серьезной цифровой печатной машины, хотя в других городах региона их установлено немало». Причину этого Евгений видит как раз в том, что в городе очень развит офсет, и некоторые традиционные типографии с удовольствием берутся за печать тиражей, казалось бы, совсем уж цифровых (около 100 экз.). А с меньшими и более простыми и нетребовательными к качеству тиражами справляются копи-салоны, оснащенные простейшими цифровыми печатными устройствами.
Поиск решений для фотопечати
Рынок, на котором предполагалось работать, был определен довольно быстро: фотопечать в таком крупном городе, как Ростов-на-Дону, востребована была всегда, но с уходом аналоговой фотографии она становилась цифровой. Нужно было только предоставить клиентам новый современный подход, который изначально предполагал очень высокую планку качества как печати, так и самих услуг. В течение нескольких последующих лет будущие руководители «Фото-дома» внимательно изучали рынок устройств цифровой печати и их теоретические возможности. «Мы готовили собственные тесты изображений и ездили с ними и в демонстрационные центры, и на заводы ведущих производителей цифрового оборудования, чтобы проверить качество печати, — говорит Евгений Могилевский. — Однако большинство протестированных нами устройств не могло обеспечить требуемого качества фотоизображений». Результатом тех предварительных поисков стали устройства двух производителей: HP и Xerox.
Тем не менее выбора одного только печатного оборудования было недостаточно. Компании требовалось комплексное решение, которое позволило бы полностью автоматизировать работу на рынке фотопечати — прием, обработку заказов, собственно печать, учет и т. д. «К сожалению, готового «коробочного» решения мы не нашли, а те, что более-менее могли бы подойти, стоили запредельных денег. Так что многие вещи решили реализовывать сами», — отмечает Евгений.
Еще до появления цифровой машины был определен и перечень продукции, которую предполагалось изготавливать, и даже установлено некоторое оборудование, например для печати на сувенирах. Заказы было решено принимать через Интернет: «Это единственно эффективный путь работы с большим количеством мелких заказов. А фотопечать — это как раз такие заказы. Существующие у нас менеджеры по работе с клиентами в офсетной типографии не могут заниматься мелкими цифровыми работами, поскольку здесь нужен принципиально другой подход», — отмечает Евгений. Этот подход в последующем реализовался в технологии web-to-print. О ней часто говорят полиграфисты, однако реальных работающих решений не так много. Один из вариантов такой системы эффективно реализован в «Фото-дома».
В прошлом году в компании «Фото-дома» была установлена цифровая машина Konica Minolta bizhub PRESS C7000P
Гарантии надежности от поставщика
Что касается выбора основной цифровой печатной машины, то к этому вопросу в компании подошли осторожно. «Быть первым в регионе с тяжелой дорогой машиной достаточно рискованно, — говорит Евгений, — поскольку такие машины требуют серьезного сервисного обслуживания, а оно скорее всего не отлажено, так как машина первая. А ее простой обходится довольно дорого». Имея опыт работы с Heidelberg в офсете, руководство «Фото-дома» уже сформировало определенное представление об уровне сервиса. «Благодаря наличию в Ейске завода по ремонту печатных машин сервисное обслуживание в Ростове-на-Дону организовано очень хорошо, у нас ни разу машины Heidelberg не простаивали более 12 часов. Соответственно, хотелось чего-то похожего и от цифровой печати, но подобных гарантий никто из «финалистов отбора» предоставить был не готов», — продолжает Евгений.
Понимание было найдено в компании Konica Minolta. До этого момента продукция данного производителя не рассматривалась на предмет серьезного использования, но появившиеся относительно недавно флагманские машины этой компании уже удовлетворяли требованиям «Фото-дома». «Самое главное, что в компании Konica Minolta нас услышали и удовлетворили буквально все наши требования и по качеству, и по сервису, что нам очень понравилось, — рассказывает Евгений. — Правда, в ответ пришлось обеспечить соответствующие условия, необходимые для корректной работы машины и достижения нужного уровня качества». В частности, речь идет о подготовке помещения — постоянном поддержании определенного уровня влажности воздуха, создании системы приточной и вытяжной вентиляции и снижении содержания пыли до минимума. Более того, в компании Konica Minolta гарантировали работу только на сертифицированных материалах.
Итак, помещение в типографии было подготовлено задолго до приобретения машины, чтобы можно было реально требовать от поставщика соблюдения требований по качеству печати и сервису. «В результате при таком двустороннем подходе мы с компанией Konica Minolta очень быстро договорились и всю сделку подготовили за неделю. А еще через пару недель состоялась поставка оборудования», — говорит Евгений. Так в компании «Фото-дома» появилась цифровая печатная машина Konica Minolta bizhub PRESS C7000P. Год назад, когда сделка заключалась, это была самая старшая модель в линейке производителя.
Ростовская компания «Фото-дома» стала первой в городе, где было установлено серьезное цифровое печатное оборудование. Надо сказать, приобретали его вместе с комплексом послепечатного оборудования, как установленного в линию с машиной (у Konica Minolta имеется большой ассортимент устройств для послепечатной обработки), так и отдельно работающего (например, для изготовления календарей).
Работа с заказами
Сегодня компания «Фото-дома» изготавливает более 60 видов продукции с фотографиями клиентов: это и буклеты, и различные календари, и альбомы, и сувенирная продукция (магниты, коврики для мыши, пазлы и т. д.). Зачастую количество заказов на различного рода фотоиздания доходит до 50 в день.
Прием и обработка заказов в компании автоматизированы. Более того, существует даже автоматический входной контроль поступающих заказов: система может сообщить о плохом качестве фотографий и предложить клиенту заменить их, чтобы не получить откровенно некачественное изделие. Клиент, разместивший заказ через Интернет, может получить его в одном из пяти центров выдачи в Ростове-на-Дону или курьером домой за дополнительную плату.
Правда, Евгений сказал, что развитость Интернета в Ростове и области пока еще оставляет желать лучшего. Во-первых, он как минимум вдвое дороже и медленнее, чем в Москве (проект «Фото-дома» вынужден был арендовать сервер приема заказов в Москве на скоростном канале, чтобы заказчик не тратил слишком уж много времени на передачу файлов, особенно это касается многостраничных фотоальбомов, которые могут занимать большой объем памяти), а во-вторых, культура пользования Интернетом в городе пока довольно низкая. Заказчики готовы печатать фотокниги, но с большей охотой сами приезжают в офис с переносным носителем данных, чем размещают заказ по Интернету. В более мелких городах региона ситуация с Интернетом еще печальней.
В целом Евгений отмечает, что в компании довольны полученными результатами и проект по производству фотопродукции предполагается развивать в первую очередь за счет территориального расширения — планируется создавать сеть подобных центров работы с заказами по всему региону. «Спрос на нашу продукцию есть, мы ощущаем его рост, нужно формировать предложение...» — заключил он.
Читайте также
- Традиции и «цифра»: противостояние или интеграция?
Александр Лисогорский, «Р-Мастер» (Москва) - «Буки Веди»: азбучные истины цифрового книгоиздания
Михаил Авраменко, «Буки Веди» (Москва) - Чтобы продавать оборудование, нужно говорить с клиентом на одном языке
Владимир Дудников, InitPress Digital (Москва) - Заведите «цифру», или Верный способ повысить лояльность клиентов
Владимир Масликов, «ТволиМедиа» (Москва)