Технология
После того, как погасли прожекторы и расселся сценический дым, техническая суть технологии нанографии стала понятной, но от этого не менее красивой. Головки струйной печати наносят изображение не на запечатываемый материал, а на нагретый ремень. Ремень, в отличие от, скажем, картона — штука предсказуемая и надежная, без задиров и грязи. Головку можно держать ближе, то есть капли наносить точнее. На ремне краска сохнет, собирается в пирожок и контактным методом переносится на запечатываемый материал. В отличие печати жидкой краской по бумаге, нанография позволяет избежать проникновения пигмента вглубь, то есть по сути — его потерь. Вся краска остается на поверхности, вся работает. Пленка тонкая и яркая, поэтому — экономия.
Надо сказать, способ нанопечати до крайности похож на используемый в Indigo от того же изобретателя. Барабан заменен на ремень (в ЦПМ v12 HP Indigo поступила так же), а электрография — на струйную печать. Поэтому и экономика получается очень похожей на экономику HP Indigo. Еще один вариант цифровой печати. Речи о вытеснении офсета в тиражи выше 8000 больше не идет, а ведь сам Бенцион в 2012 г. сказал в интервью российскому журналу "Компьюарт":
“Офсетное оборудование останется для печати тиражей в несколько десятков и сотен тысяч копий. (...) Если тираж больше 8 тыс., то он идет на вывод форм в CtP и далее печатается на офсетном оборудовании, а если меньше — то файл сразу идет на печать в нанографическую печатную машину”.
Сравним темп
В 1993 г. на выставке IPEX Бенни Ланда впервые показал Indigo E-Print 1000 — цифровую печатную машину, изменившую индустрию. В 1995-м — на Drupa — начались продажи модели Omnius, предназначенной для производства этикетки. В 1998 г. обороты компании пробили отметку в 200 млн долл. В 2000 г. HP сделала крупную инвестицию в Indigo, купив 14% акций за 100 млн долл., а в 2001-м, через 8 лет после представления первой машины, HP анонсировала полное поглощение Indigo. Сумма платежей — 882 млн долл.
В 2012 г. на выставке Drupa Бенни Ланда впервые представил нанографию. И произвел эффект разорвавшейся бомбы. Не какая-то одна цифровая машина, а сразу шесть! Три листовые — формата B3, B2 и B1, и три рулонных — шириной 560 и 1020 мм для печати этикетки и гибкой упаковки прежде всего на полимерных пленках. Плюс двухстороння 560 мм для печати на бумаге.
Из того же интервью:
“80% этикеток в мире печатаются в цифровом виде на машинах Indigo, но при этом весь объем цифровой печати этикеток составляет лишь 10% рынка в целом. Нанография должна взять на себя печать основной части из оставшихся 90%.”
Было правда, одно мелкое отличие от Indigo E-Print 1000, представленной в 1993 г. Та Indigo печатала, а ни одна из новых машин — пока нет.
Перенесемся в наш 2024 г. Прошло не три, как ждут обещанного, не восемь как в случае Indigo — двенадцать лет. Снова Drupa, снова Ланда. К моменту выставки продается только одна модель — листовая формата B1. Правда, в двух вариантах: для одно- и двусторонней печати. Вариант рулонной печати по прежнему анонсируется.
За все годы, прошедшие с момента анонса нанографии, установлено “примерно 60 машин”. Если разделить на 12 лет, то получится 5 машин в год. Цифрра смехотворная и, очевидно, продажи распределены по годам неравномерно. В начале 2023 г. известный аналитик Ральф Шлецер (Ralf Schlozer) оценивал инсталлированную базу Landa в 30 машин на начало 2023 г. и 20 — на начало 2022 г. То есть за последние полтора года она выросла примерно вдвое. Или 20 машин в год. При цене машины в 2–3 млн долл. получаем 40–60 млн долл. оборота по новым инсталляциям в год. Одна зарплата для 550 сотрудников составляет сравнимую сумму. Да, сколько-то приносит сервис и поставка расходных, но давайте вспомним, что в 1998 г. оборот стартапа Indigo составил 200 млн долл. С учетом долларовой инфляции — примерно 380 млн современных долларов.
Разница огромна. При этом в 1998 г. Indigo только-только выбиралась из убытков. Еще в 1995-м при обороте в 165 млн убытки составляли 40 млн. Мне представляется очевидным, что сегодня Landa Digital Print остается глубоко убыточным предприятием, накопившим огромную долговую нагрузку.
Чтобы был понятен масштаб. Оборот находящегося далеко не в самой лучшей финансовой форме Heidelberg за только что закончившийся 2023–2024 финансовый год составил 2,4 млрд евро.
Кормчий
Бенни Ланда — великий человек, сумевший изменить развитие индустрии. Привлекший огромные инвестиции в свою страну. Когда он продал Indigo компании HP, сделка включала в себя обязательство HP продолжать инвестировать в исследования, разработки и трудоустройство в Израиле. В свежем интервью Printweek он говорит: “Моя цель — внести 2% в ВВП Израиля” (нам бы таких олигархов…)!
В 2002 г. Ланда и его жена создали благотворительный Фонд Ланда Равных Возможностей. Он тратит десятки миллионов долларов на поддержку студентов, обучающихся в университетах. Ему есть чем гордиться и в историю он уже вошел. Но Ланде 78 лет. Обещает работать до 90. Старик он, конечно, крепкий, желаю ему еще 100 лет активной жизни. Но, как писал в "Мастере и Маргарите" Булгаков: "Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен". А если основатель внезапно выйдет из игры, как это сделал Стив Джобс, не очень виден тот Тим Кук, который примет бразды правления. А если найдется — сверхприбыльную Apple времен Джобса трудно сравнивать с сегодняшней Landa, в которой все держится на магическом поле гения. Если (точнее когда) оно лопнет, останется только бумс, много долгов и чуть-чуть теплого воздуха.
Меж Сциллой и Харибдой
Собственно, было бы глупостью считать, что этого не понимает сам Ланда. И он делает все возможное и многое из невозможного для того, чтобы совершить еще одно из своих чудес и спасти любимое детище. Собственно, пути вижу два.
Первый он прекрасно продемонстрировал на примере HP Indigo. В далеком 2012 г. потенциальными претендентами на выкуп нанографического стартапа были производители офсетных печатных машин. И партия с Heidelberg, Manroland и Komori была разыграна мастерски. Но денег у потенциальных покупателей становилось меньше, особенно у европейцев, а японцы меньше ведутся на маркетинговые мантры и хорошо считают. Komori предпочла вложиться в покупку MBO. Уверен, не прогадала.
Можно заметить, что практически все современные профессиональные машины цифровой печати — продукты корпораций, делающих основные деньги на относительно малых, офисных и домашних принтерах. HP, Canon, Brother, Konica Minolta и т.д. В 2012 г. в этом списке не было Brother, но вскоре с покупкой Domino он сюда попал. Нет и Epson - но, похоже, они верят в собственные драйверы развития. Как бы то ни было, никто за прошедшие 12 лет Landa не купил. И как-то не похоже, что купит. Хотя кто знает — магия она на то и магия, что непредсказуема.
Остается второй путь, трудный. Самим выйти на рентабельность. Для этого надо во много раз поднять объем продаж. Выглядит невозможным на стагнирующем западном полиграфическом рынке, но!.. После пандемии я отметил изменение тона пресс-релизов компании. Пошла речь о переходе к новой фазе — фазе роста. Официальных оценок нет, но я приводил выше цифры. За 10 лет — с 2012 по 2021 г. — было установлено 20 машин, то есть в среднем ставилось по две в год. В 2022 г. установлено 10 машин. За последние полтора года — 30, то есть 20 в год. Если такой темп роста объемов продаж удержать на уровне удвоения каждые два года, то к 2030 г. мы получим 160 машин в год или те самые 350–400 млн долл. оборота только на новом железе. Было бы чудом, но кто знает на что способен гений. Как мне кажется, сделай он, наконец, рулонную машину — дела явно пошли бы лучше. Рынок гибкой упаковки монотонно растет, в отличие от издательского.
Впрочем я лично на такой волшебный исход денег не поставлю. И соответственно, ставить не советую.
Комментарии
Оставить свое мнение первым