Цифровая печать

InterTech Technology Awards или размышления о том, как меняется полиграфия

Герои прошедших лет и нашего времени

Объявлены победители InterTech Technology Awards 2019, ежегодно определяемые Ассоциацией печатной индустрии США (Printing Industries of America).

Победители этого года в алфавитном порядке и награжденные продукты

  • Canon Solutions America Oce ProStream 1000
  • Esko USA Print Control Wizard
  • Global Graphics Software PrintFlat
  • HP Inc.  PageWide True Water-Based Inks
  • HP Indigo и Vistaprint HP PrintOS Color Beat
  • Hybrid Software Hybrid VDP
  • MBM Corporation VRCut Ready Triumph
  • Miraclon Kodak Flexcel NX Ultra Solution
  • Ricoh USA Pro VC 70000
  • Tilia Labs tilia Phoenix 7.0

Этот список, особенно в сравнении со списками победителей прошлых лет, позволяет видеть буквально тектонические изменения — то, как на наших глазах меняется не только полиграфия, но даже понимание инновационности. Не секрет, что жюри конкурса оценивает не экономическую успешность или даже перспективность номинантов, а, скорее, технологическую инновационность. В результате пятиконечная звезда InterTech Technology Award — отличие хотя и приятное, но далеко не гарантирующее будущей успешности продукта.

Блеск и эфемерность софта

В свежем списке половина лауреатов — программные продукты, и это нарастающая тенденция для InterTech Technology Award все последние годы. Честно признаюсь, совсем невелика корреляция попадания именно софта в призеры InterTech Awards и его хоть какая-то применимость в российских условиях. Причин несколько.

Во-первых, вопросы локализации. И это далеко не только язык интерфейса — переводить там не так и много. Это прежде всего разница менталитета, практики ведения бизнеса в разных странах. Во-вторых, далекая от 100% успешность призеров и на американском рынке. Где сейчас Hiflex Corp. (обладатель награды в 2008 и 2010 годах) или Keen Systems, Inc.(2012 г.), не говоря об их продуктах? Вопрос риторический. А ведь и с теми, и с другими я даже лично когда-то общался. Ну и в-третьих, как вишенка на тортике, хорошо известная отечественная манера даже покупая железо с “полным фаршем”, люто, истово экономить на софте. Поэтому буквально единичные собственно программные продукты прошли через все три сита и достигли успеха в российской полиграфии. И тем, которые прошли, сильно помогла тесная интеграция с успешным на нашем рынке железом. Просмотрев список за 20 лет я смог собрать лишь очень небольшой (и субъективный) список всего из трех:

  • PDF/VT (2011) — но это не коммерческий продукт, а стандарт ISO 16612-2 на переменную информацию. Как раз сейчас он стал в России остро актуальным из-за внедрения обязательной маркировки товаров DataMatrix.
  • Esko Full HD Flexo (2014) — решение, позволившее в свое время прыгнуть LAMS технологии в изготовлении цифровых флексоформ выше головы и выиграть столь важное время на поиск ответа на плосковершинные точки.
  • HP Inc. PrintOS (2017) — глобальное облако для печатной индустрии, в которое HP с тех пор влила средства и ресурсы и близко не сравнимые с любым другим обсуждаемым здесь программным продуктом. Понятно, с серьезными результатами — сравните хотя бы один из компонентов решения, лауреат этого года HP PrintOS Color Beat для практического достижения и, еще важнее, поддержания, колориметрического единства разных цифровых печатных машин, включая географически удаленные.

Закат офсета

Остальные обладатели награды 2019 года — цифровые технологии. Даже малоформатные резаки отмечены именно за цифровой компонент. Ну и все меньше и меньше офсетных решений — в этом году вообще ни одного. А ведь было время — например, в 2007 году — когда “железячные” инновации для офсета заняли больше половины пьедестала…

  • термальные CtP-пластины AGFA :Energy Elite Dual Layer "No Bake" Plate,
  • сервис восстановления офсетных полотен пришедших в негодность из-за воздействия УФ-красок Enviro Image Solutions UV Printing Blanket Refurbishment,
  • красочный аппарат Heidelberg Anicolor Inking Unit,
  • листовая офсетная печатная машина Heidelberg Speedmaster XL 105,
  • усовершенствование узла подачи бумаги в печатную машину KBA Sensoric Infeed System,
  • листовая офсетная печатная машина MAN Roland 700 DirectDrive.

Последний раз хоть какое-то офсетное “железо” попало в список инноваций в 2017 году — это был пульт управления печатной машиной Heidelberg Pinect Press Center XL 2 with Intellistart 2. Да и то “железо” здесь играет совершенно вспомогательную роль. Главное — интеграция и программный компонент.

Нельзя, конечно, полностью исключить, что в ближайшие годы мы увидим в списке лауреатов и что-то из мира офсета. Но его точно не будет много. Времена изменились безвозвратно.

Интересно, что флексографская часть удерживает свои позиции гораздо успешнее. Есть призер в этом году — Kodak Flexcel NX Ultra Solution. Как я понимаю, это решение для изготовления флексографских печатных форм судьи отметили за экологичность. Были флексопродукты и в прошлогоднем списке, и в позапрошлогоднем. Так что вина тут не технологии офсета как такового — он просто относительно меньше нужен в меняющейся экономике. Рельефная иллюстрация — климат печатной индустрии от Heidelberg. Современные печатные машины подключены к Сети и отсылают производителю данные о том, сколько они печатают. Heidelberg анонимизировал эти данные и публикует по каждой стране в отношении года 2020-го к году 2019-му. Можно смотреть динамику по неделям. Темно зеленое — рост. Зеленое — стабильность. Оттенки от светло красного до цвета запекшейся крови — спад. Понятно, что спад в 2020 году вызван коронавирусом, но обратите внимание на разницу — кровавый коммерческий сегмент...

...и зелененький упаковочно-этикеточный. Американцы на 19 неделе вообще печатают упаковки уже больше чем год назад. А вирус-то одинаковый...

Цифра

Но хватит про белого бычка, давайте все же об инновациях.

Нельзя не отметить пристрастность жюри конкурса в пользу не просто цифровой, а именно струйной печати. Из сколь-нибудь заметных ЦПМ, созданных за последние годы по этой технологии, пожалуй, ни одна не была обделена призом. А вот прочие технологии цифровой печати нравились жюри с большим разбором. Нанографии от Ланды, к примеру, не повезло. Недостаточно инновационная, видимо. Узкорулонные ЦПМ HP Indigo за три поколения произвели революцию в печати этикетки и заняли доминирующее положение в секторе. Но не глянулись тоже. А вот сами и виноваты — эксперты верят в струю! Такой подход оказал жюри весьма сомнительную услугу, потому что одновременно успешными все отмеченные ими машины не могли оказаться — и не оказались. Каким-то решениям, как HP Indigo 20000 (приз 2014 года), было суждено за многие годы выпуска изменить лицо индустрии. Каким-то, как машине Primefire 106 совместно разработанной Heidelberg и Fujifilm, (лауреат 2018 года), судьба уготовила скандальный провал и снятие с производства. А давайте выпишем их лауреатов в области цифровой печати и попытаемся припомнить их дальнейшую судьбу. Понятно, с с акцентом на применимость в наших условиях. Выставляю совершенно субъективную оценку по пятибалльной шкале от 2 до 5, как в школе. И не за инновационность или красоту названия, а за применимость на отечественном рынке.

2019

Призеры этого года в области цифровой печати — Oce ProStream 1000 и Ricoh Pro VC 70000 — прямые конкуренты. Мощные цветные рулонные ЦПМ для печати десятков миллионов условных страниц А4 в месяц — да-да, прямое вытеснение офсета. То, что победила дружба, видимо, говорит об уровне независимости жюри :) С другой стороны мы не в Чикаго, а в родных палестинах такая загрузка цифровой печати если и встречается, то крайне редко. Так что если у кого-то она есть — пусть рассмотрит победителей под лупой, а мы ставим 2 за применимость именно у нас и идем дальше вглубь времен.

2018

EFI Nozomi C18000 Press — машина габаритами 37x10,3x5 м (это в простой конфигурации, а в полной — на 9 м длиннее) с УФ-чернилами для прямой печати на гофрокартоне вряд ли станет популярной в отечественных условиях независимо от технических деталей. Просто задач таких нет. 2 балла.

Heidelberg Primefire 106 — листовая струйная машина формата В1. Редкий случай, когда столь активно продвигаемому продукту был сужден столь быстрый провал. Первая бета инсталляция состоялась в 2017 году, а уже в 2020-м машину сняли с производства, хотя писали, что клиенты якобы выстраиваются в очередь, и производство загружено на два года вперед. В 2020-м решение о снятии с производства в Heidelberg объясняют тем, что "рынок для ЦПМ формата В1 растет намного медленнее, чем изначально ожидалось". Переводя на простой язык — сделали машину, которая мало кому нужна за эти деньги, а очереди возникли в воспаленном мозгу маркетологов и в реальность так и не воплотились. Здесь будет уместным процитировать двухлетней давности статью Александра Амангельдыева из журнала "Формат":

И вот в конце 2017 г. здесь устанавливают новейшую цифровую машину Heidelberg Primefire 106, в которую инвестировали около 3–4 млн евро (точная сумма не называется). Разумеется, у гостей типографии возникли вопросы: «Для чего вам такая машина?», «Что вы будете на ней печатать?» Как выяснилось, ответить на эти вопросы руководству компании оказалось непросто.«Мы решили попробовать рынок», — обтекаемо ответили в типографии.

Два балла. Хорошо что кол не ставят.

А компании-еще-недавно-локомотиву-индустрии, похоже, совсем тяжело. Меня лично поразило, что капитализация Heidelberg теперь всего ⅔ от KBA, которой тоже несладко.

Xerox Iridesse Production Press — листовая ЦПМ с белилами, лаком и металликами. А вот тут выстрел в десятку, молодцы. Конечно, и прозрачный, и металлический тонер далеко не у Xerox появился первым, но именно в этой машине они предложили металлики по понравившейся рынку цене. Это пятерка.

2017

Gallus Labelfire 340. У гибридных струйно-флексографских машин вообще трудная судьба. Производители считают, что аналоговая отделка в одной машине с цифровой печатью позволяет сочетать сильные стороны обоих миров. Покупатели верить-то верят, но покупать сомневаются. Потому, что боятся сочетания слабых сторон (аналоговых затрат времени и материала на переналадку с тиража на тираж) и цифровой цены отпечатка. Да еще скорость отделочных операций варьируется в широких пределах. Даже в официальных спецификациях Gallus скорость указана в зависимости от вида высечки, а караван, как известно, идет со скоростью самого медленного верблюда. Но, в отличие от всех остальных гибридов, одна такая машина все же нашла российского покупателя. За что получает дополнительный балл — итого четверка. Хорошо.

Komori Impremia IS29 Sheetfed UV Inkjet Digital Printing System. Струйная листовая УФ-машина формата B2, которую продают с двух рук — по каналам Komori и Konica Minolta. За много лет суммарная мировая инсталлированная база достигло 50–70 штук, что, конечно, слезы. Об инсталляциях России не сообщалось. Тройка, уд. И то во многом авансом, с перспективой снижения оценки.

Screen Truepress Jet 520HD Continuous Feed Inkjet. Еще один представитель столь любимого жюри класса ЦПМ, способных запечатывать огромные объёмы бумаги —средний рулон, быстрая, струйная. И в той же степени невостребованная на отечественном рынке. 2 балла.

HP PageWide Web Press T490 HD. То же самое, только широкий рулон. Те же 2 балла от меня лично.

2016

Heidelberg Omnifire 250. Струйная машина для декорирования трехмерных объектов. Это уже не полиграфия, а то придется и 3D печать включать в описания. Решение странное, но оценивать не рискну — без оценки.

Xerox Versant 2100 Press with Ultra HD Resolution — листовая ЦПМ с высоким разрешением. Насколько я понимаю — рабочее решение, но не звезда, как Iridesse . 4 балла.

2015

Canon Oce VarioPrint i300 и Kodak Prosper 6000, снова пара из столь любимой жюри категории крупно тиражных цифровых машин для замены офсета. Для разнообразия одна листовая. Не верю, те же 2 балла.

2014

Hinterkopf Digital Printer D240. Печать на 3-мерных предметах. За истекшие годы сомнения в перспективах на отечественном рынке, думаю, отпали. Но оставлю без оценки, как и собрата от Heidelberg — это IMHO не полиграфия.

HP Indigo 20000 Digital Press. Рулонная ЦПМ с жидким тонером (LEP - жидкостная электрография), которая за последующие годы создала новый сегмент рынка — цифровую гибкую упаковку. Благодаря среднерулонному формату и запечатываемой области B1. Инсталлированная база в мире перевалила за 200 шт. Это в то время, когда суммарная инсталлированная база всех конкурентов в этом формате едва ли достигает десятка. В России — две штуки, недавно еще одна запущена в Грузии. Твердая пятерка.

2013

HP Indigo 10000 Digital Press. Первая коммерчески успешная листовая ЦПМ формата B2 на рынке. Через несколько лет пережила дооснащение до модели 12000, что возможно и в поле. Одна из установленных в РФ машин такой апгрейд претерпела. Сотни машин в эксплуатации. По оценкам HP, 95% напечатанных цифровым способом листов формата B2 напечатаны именно на HP Indigo 10000/12000. В России 100%, силами шести установленных HP Indigo 10000/12000. Конечно, 5 баллов.

2012

Fujifilm J Press 720 – струйная листовая ЦПМ формата В2. За прошедшие годы стало понятно, что машина не взлетела. 2 балла

2011

Kodak Prosper S10 Imprinting System. Достаточно узкоспециализированное решение не для печати, а для впечатывания переменной информации на огромной скорости. В России есть инсталляция, одна, но крупная. С внедрением обязательной маркировки товаров впечатывание обретает обретает мощный импульс для внедрения. Так что твердая четверка. А будет импульс реализован - приносите зачетку, исправим на 5.

Итого:

Всего – 16 (+2 не оценивались тк не полиграфия)
Отлично: 3
Хорошо: 3
Удовлетворительно: 1
Плохо: 9

То есть субъективные положительные оценки автора за применимость на отечественном рынке заслужили менее половины призеров из категории “цифровая печать”. При этом если посмотреть на “неудачников” внимательнее — лишь несколько их них неудачники без кавычек, во всем мире. Большинство просто велики для нашего, довольно скромного по размерам, полиграфического рынка. Но другого у нас нет, надо работать на этом.

Комментарии

Комментарии RSS
Войдите, чтобы написать комментарий...
  • Максим Мережко
    Наверное, я с тобой, Миша, согласен. Мы, собственно, и прекратили в какой-то момент публиковать их рейтинги, когда я перестал понимать их водянистые аргументы насчет того или иного решения.
    Вероятно, это просто такой... "формат рекламы».
Добро пожаловать
на PrintDaily.ru
Расширенный поиск