В статье "Кривизна линейности, или прибыль на малых тиражах" искренне и глубоко мною уважаемый Александр Чарыевич Амангельдыев пишет:
Как известно, график себестоимости любой полиграфической продукции представляет собой кривую, по форме напоминающую гиперболу (рис. 1). Начиная с определенного момента, «хвост» гиперболы, уходящий в «большие тиражи» действительно можно считать практически линейной функцией, но вот в коротких тиражах все совсем не так.
И, с одной стороны, автор прав, и эта гипербола всем навязла на зубах. Она очень затрудняет расчеты себестоимости, а их неточность сильно вредит экономическим показателям типографий, о чем далее автор подробно и пишет.
Но, с другой стороны, прелесть математики в том, что она работает независимо ни от чего. И линейную функцию для стоимости тиража получить очень просто. Понятную, точную, универсальную для любого тиража — хоть 2, хоть 22, хоть 22 тыс экз. Для этого нужно всего лишь считать не стоимость экземпляра, а стоимость всего тиража. И происходит волшебство.
Вместо гипербол, не дающих никакого наглядного представления о реальных затратах, типа приведенных автором для цифровой и аналоговой печати...
...появляются прямые.
Не надо пугаться формул, все очень просто. Для тех, кто помнит поездки в такси в до интернетную эру — тем более. Мы платим фиксированную сумму за подачу машины, а дальше — столько то рублей за каждый километр.
Точно такая же структура себестоимости и с печатной машиной, будь она цифровая, офсетная или флексографская или еще не изобретенная фельдиперсовая. Есть цена приладки, то есть стоимость нулевого экземпляра, и есть цена печати следующей, еще одной копии.
Если мы посмотрим на график, то офсет можно уподобить красной прямой. Себестоимость подачи клиенту офсетной машины (приладки) велика. Нужно сделать формы, раскатать краску, извести на это макулатуру и пр. В формуле слева я иллюстрировал их как 2 и это цифра вымышленная. Но в реальности ее можно и нужно рассчитать для каждой из своих машин! Зато для офсета мала стоимость печати еще одного экземпляра — наклон графика мал. В цифрах на иллюстрации 0,3. И этот наклон тоже можно и нужно рассчитать: амортизация оборудования, зарплата печатника, стоимость бумаги, краски и прочих расходных материалов. Все в пересчете на экземпляр — переменные затраты, классика же экономики! Кстати, хотите считать не от листов, а от затраченного времени — тоже имеете право. Да хоть сумму того и другого, тоже не квантовая физика.
Давайте посмотрим на цифровую печать — условно синяя линия. Подготовительно-заключительные затраты малы, но они есть! Я иллюстрировал их как 0,3. И переменные затраты — на иллюстраци 0,5.
Теперь, глядя на график, можно сделать очень важные выводы. Во первых, где точка равной себестоимости — пересечение прямых. Причем, если циферки затрат в формулах у вас реальные, то автоматом вылезет реальный размер тиража, на котором это происходит. А еще вы можете прикинуть зону, с которой разница не принципиальна и вы можете такие тиражи перекидывать между машинами исходя из их загрузки, удобства и пр.
Вот такой способ выпрямить кривизну.
P.S. Все сказанное относится к себестоимости. Вам жизненно важно ее считать правильно и точно. А вот как вы будете формулировать ценовую политику для клиента — это совсем другая задача. Задача маркетинга.
Комментарии