Примерно год назад, в июле, мы пытались анализировать ситуацию с поставками расходных материалов и оборудования в оказавшуюся под санкциями Россию. Как известно, основные ограничения вводились после июня, и к июлю ситуация с возможностью или невозможностью поставок тех или иных материалов и оборудования только формировалось. Тогда было множество опасений, что каких-то материалов не будет хватать, типографиям придется сильно перестраивать технологии работы и адаптироваться к новым расходникам. Привычное оборудование купить будет невозможно, и отрасль постепенно придет в стагнацию. Спустя год, можно уверенно говорить, что ничего серьезного в нашей отрасли не произошло. Практически все необходимые товары удалось успешно заменить либо организовать параллельные схемы поставок. Мы уже не раз об этом писали и даже строили графики того, как удалось заменить те или иные расходные материалы. Но схемы постоянно меняются и совершенствуются, и сейчас уже, как нам кажется, приходит некоторое понимание существующих схем. Подробно мы их описывать не будем, это не нужно, да и раскрывать некоторые секреты нет смысла. Но в данном материале попробуем дать общую картину происходящего, чтобы у интересующихся было представление о том, что ничего невозможного в настоящее время нет. Любое оборудование, любой расходный материал может быть поставлен в Россию с одной существенной оговоркой: этот товар будет дороже, чем раньше, и сроки его поставки будут дольше.
В прошлом году все материалы и оборудование сильно подорожали. Но тогда продажами управлял «рынок продавца», который постепенно сходил на нет. И хотя последствия этого феномена все еще можно наблюдать, в целом эта рыночная аномалия остается в прошлом. Но есть вполне реальные причины удорожания, и они объективны. Изучая каналы поставок оборудования и материалов (по крайне мере тех, что под санкциями), видно, что они едут в Россию сложными путями: через одного, а то и двух-трех посредников. И эти посредники не готовы работать бесплатно. Более того, такими посредниками, как правило, являются мелкие дилеры, а не крупные оптовики. Крупные игроки обычно дорожат своим статусом и редко ввязываются в «авантюры» с поставками товаров в санкционную Россию. А мелкие дилеры зачастую имеют относительно небольшие скидки, и им приходится накручивать цены для перепродажи в Россию. И отправляют их не напрямую, а в адрес других компаний, которые работают как транспортный посредник, задача которого переправить груз в Россию. Разумеется, за это он тоже хочет своей оплаты. Поэтому все товары, которые приезжают в Россию из стран, присоединившихся к санкциям, существенно подорожали. Любопытно, что при анализе поставок, огромное количество отправленных грузов в Россию имеют страну «производства» Турция. При этом достоверно известно: в Турции есть несколько производителей расходных материалов для полиграфии и даже кое-какого оборудования. Но за прошедший год количество производителей полиграфических товаров в Турции выросло раз в десять. Понятно, что в большинстве случаев речь идет скорее о подмене этикеток на товаре, чем о производстве. Но мы не будем осуждать турецких предпринимателей, что называется, нам же лучше.
По многим позициям появились вполне адекватные альтернативы из стран, к санкциям не присоединившимся. И большинство крупных дистрибьюторов расходных материалов переключились на них. Намного удобнее работать напрямую с производителем, чем с посредником. От производителя можно и цены лучше получить, и поддержка вполне возможна. Поэтому многие позиции расходных материалов теперь официально поставляются из Китая, Индии, Южной Кореи, Ирана и других стран, где их реально производят. Впрочем, и в Турции тоже ряд материалов реально производят. Так что, то, что приезжает из Турции, не обязательно серый импорт.
Далее попробуем проанализировать ситуацию по отдельным видам оборудования и материалов.
Цифровая печать
До начала специальной военной операции в Россию поставлялись в год сотни единиц цифровых печатных машин нескольких мировых производителей. В подавляющем большинстве случаев это были листовые тонерные машины формата srA3: как цветные, так и черно-белые. Все производители такой техники оказались в недружественных странах и поставки заморозили (по крайней мере, официально в адрес своих представительств). Запретили и поставки расходных материалов. За прошедший год можно увидеть следующее: сначала была шоковая ситуация, и поставки действительно замерли. Но уже к середине лета прошлого года были найдены новые каналы поставок расходных материалов и запчастей, а затем заработали и альтернативные каналы поставок оборудования. Мы не анализируем рынок цифровой печати, поэтому количественную оценку дать не можем, но есть ощущение, что цифровые печатные машины активно поставляются, причем как бывшие в употреблении, так и новые. Конечно, объемы поставок несоизмеримы с теми, что было до санкций, но тем не менее. Думается, что за год в Россию въехало около сотни цифровых машин по альтернативным каналам. Что касается расходных материалов, то почти все цифровые печатники продолжают успешно работать и печатать в довольно приличных объемах. Наверное, меньше, чем два года назад, но все же. А значит, альтернативные каналы поставок расходников для цифровой печати работают успешно. Более того, насколько нам известно, на российский рынок начинает приходить листовое цифровое печатное оборудование под другими брендами. Есть крупные китайские компании, которые имеют право на продажу оборудования некоторых производителей под измененной торговой маркой (по OEM-соглашению). Так вот это оборудование вполне легально можно поставлять в Россию. И процесс постепенно налаживается.
Офсетная печать
Здесь еще более интересная ситуация. Все производители офсетных печатных машин сейчас находятся в недружественных странах. И поставлять эту технику в Россию нельзя, причем ни новую, ни бывшую в употреблении. Также нельзя поставлять запчасти к уже работающим машинам. Есть прецеденты, когда руководство компаний-производителей наказывало вплоть до увольнения своих собственных сотрудников в России за попытку осуществить сервисную поддержку клиента и поставку запасных частей альтернативными путями. Получается, некоторые известные производители стараются навредить российским клиентам по-максимуму. И тем не менее, полиграфисты России не сдаются. По нашим данным, за 2022 г. и начало 2023 г. в Россию удалось поставить как минимум двадцать печатных машин всех пяти основных производителей (Heidelberg, Koenig&Bauer, Komori, manroland и RMGT). Приехала даже одна машина Sakurai. При этом до июня месяца прошлого года, то есть до окончания возможности официальных поставок, приехало только восемь единиц. Остальные приехали уже после ввода тотальных запретов. И думается, что после получения данных по второму кварталу текущего года эта цифра еще вырастет. Все машины, прибывшие после запрета, — бывшие в употреблении. Но, насколько нам известно, есть проработки поставок новых машин и, наверное, скоро можно будет об этом сообщить официально. Впрочем, по сравнению с вполне успешным 2021 г., падение продаж в сегменте офсетных машин оценивается в 32% в штуках и в 55% в деньгах. Для тотального запрета поставок результат впечатляющий!
Допечатная техника
Здесь все вполне предсказуемо. Еще до начала военной операции существенная доля допечатной техники для офсетной печати в нашей стране была из Китая. Если в прошлом году еще были зафиксированы отдельные поставки мировых игроков (Agfa, Heidelberg, Kodak, FujiFilm), то начиная со второй половины года остался только Китай. И сейчас можно говорить, что и в текущем году эта тенденция продолжается, тем более, что к китайскому оборудованию у пользователей претензий нет: работает оно успешно, а стоит дешевле, чем от мировых лидеров. По всей видимости, дальнейшие поставки допечатной техники из Европы, США или Японии уже большого смысла не имеют.
Что касается допечатного оборудования для флексографии, то тут ситуация интереснее. Поставки из Европы продолжаются, хотя и не так интенсивно, как раньше. Причем есть как прямые, так и по сложным каналам через Турцию. Хотя есть и китайское оборудование. Но, по всей видимости, флексографские типографии пока не очень сильно доверяют производителям из Китая. Возможно, это по инерции. Есть ряд примеров вполне успешного использования флексографских допечатных систем китайского производства.
Флексографская печать
Мы уже давно отмечали, что поставки флексографских печатных машин активно ведутся и из развитых стран, и из развивающихся. И что интересно, в этой связи ничего не изменилось. Разве что пропорции стали немного другие. Если на долю развитых стран в первом квартале 2022 г. приходилось 45% всех машин в штуках и 75% в деньгах, то в первом квартале 2023 г. ситуация изменилась: на развитые страны теперь приходится только 15% всех машин, правда, почти 25% в деньгах. Продукция из развитых стран вполне успешно заменяется продукцией из Китая, Индии и Бразилии.
Послепечатная техника для коммерческой печати
Это очень обширная группа, куда входит большое количество разных видов оборудования, часть из которого оказалась под санкциями, а другая — нет. Например, резальные машины почему-то под санкции не попали, и продолжают поставляться — как и раньше, хотя доля китайского оборудования в этом сегменте растет (было примерно 35% китайских машин в общем количестве, теперь стало 60%). Если же оценивать сегмент брошюровочных и переплетных машин, то ситуация любопытная. Поставки из Европы и Японии по большей части сохранились. Особенно активно — от итальянских производителей. Причем есть и новое оборудование, и бывшее в употреблении. Но, как и в случае с резальными машинами, доля китайских машин стремительно увеличивается.
Исторически в нашей стране все качественное послепечатное оборудование ассоциировалось с Европой или Японией. Примерно 15-17 лет назад были предприняты попытки поставлять в Россию послепечатное оборудование из Китая, но они оказались не очень успешными. В тот момент его возможности и качество оставляло желать лучшего. Но с тех пор ситуация существенно изменилась, особенно в последние три-четыре года. Так что активный приход коммерческого послепечатного оборудования из Китая кажется вполне обоснованным.
Послепечатная техника для производства упаковки
Это очень живой сегмент рынка: продажи в нем идут достаточно активно, а за последний год даже выросли. Например, прессов для высечки различных типов в первом квартале 2023 г. в Россию было поставлено на 20% больше, чем в 2022 г., причем в деньгах рост оказался даже больше — примерно 30%. Связано это с тем, что более активно стали покупать дорогие прессы большого формата для работы с гофрокартоном. Существенная доля поставок и раньше была из Китая (Тайвань тоже считаем Китаем), хотя доля Европы (Bobst) и Японии (Asahi, Sanwa) была значительной. В 2023 г. практически 100% поставок оборудования такого типа осуществляется из Китая.
Что касается фальцевально-склеивающего оборудования, то картина в целом похожая. Общее количество, машин поставленных в 2023 г., выросло на 15% в штуках и на 20% в деньгах — и вновь из-за крупноформатного оборудования для гофрокартона. Что касается территориального деления, то и раньше большинство оборудования поставлялось из Китая, хотя доля развитых стран все же была существенной. Но в 2023 г. неожиданно появилось достаточно много оборудования из Турции. Причем это не попытка уйти от санкций и провезти оборудование из Европы под другим именем. Эти машины там действительно производится. Другое дело, что раньше их поставлялось гораздо реже, поскольку было много альтернатив из других стран. А сейчас многие российские компании обратили внимание на турецкое оборудование.
В общем, можно говорить о том, что рынок полиграфического оборудования изменяется. Вместо привычного оборудования из Европы в Россию все больше поставляется оборудования из Китая и некоторых других стран. Выиграет ли от этой замены наша страна или нет — пока неизвестно, но факт остается фактом — остановить полиграфическое производство в России не удалось. Оно не просто продолжает работать, оно продолжает активно развиваться. И те компании-производители, которые активно поддерживают санкции и стараются «навредить», делают плохо в основном себе. Уже понятно, что остановить развитие полиграфической отрасли в России не получится. А вот будет ли в ней место для тех компаний, кто «ушел из России или заморозил бизнес до лучших времен», — неизвестно. Свободного места потом может и не появиться.
Комментарии
Оставить свое мнение первым