
Большинство офсетных профилей цветоделения на ECI.org и на CIELab.XYZ выполнены с максимальной суммой (Σ) красок или TAC, TIL до 300. А ISO Coated v2 существует в двух вариантах – Σ=300 и Σ=330. Также BVDM разрешает профили с суммаркой 330 для листовой офсетной печати на меловке. Почему же обычно TIL в профилях цветоделения не выше Σ=300? Только ли опасность отмара тому причина?
Есть куча офсетных способов печати, в которых TIL=400 не окажет никакого влияния на отмар: в ротации с горячей газовой сушкой heatset (это все глянцевые журналы и каталоги с большими тиражами) да плюс с силиконом - суммарка 400 не страшна, при УФ-отверждении красок total ink limit Σ=400 не ведет к отмару. Однако BVDM прямо рекомендует (стр. 29) для ротации heatset не 400 а 300, и не просто так!
Создателями хороших профилей движут вполне прозаические колориметрические причины. Total ink limit 300 - это необходимая и достаточная величина. Необходимая, потому что максимально темный максимально насыщенный зеленый может быть получен смесью 100-0-100-100. Достаточная, потому что любое добавление цветных больше Σ=300 (очевидно, пурпура в данном случае) не приведет ни к понижению светлоты, ни к повышению насыщенности. В смеси трех цветных триадных красок одна всегда загрязняющая, поэтому максимально насыщенный цвет на краю охвата тремя цветными получен быть не может, только одной или двумя цветными, а светлоту регулирует черная краска. Все рецептуры CMYK выше суммы Σ=300 достижимы по цвету другими рецептурами с меньшим TIL, это закон автотипного синтеза цвета триадными красками CMYK.
На практике выясняется, что минимальная светлота нейтральной балансовой черной плашки в офсете достигается суммаркой всего 240 при рецептуре балансовой смеси 60-40-40-100. Цветные краски полупрозрачные, в небольших количествах поверх черной (черная краска по стандарту накатывается всегда первой) они смесь затемняют, в больших количествах осветляют. Самая светлая и полупрозрачная желтая краска на последней печатной секции осветляет сильнее всех. Таким образом полутона между черным 60-40-40-100 с Σ=240 и любым черным например с Σ=350 (где априори будет излишек светлой желтой) будут инверсно осветляться ближе к высоким значениям TIL. Многие программы для построения профилей этой примечательной особенности офсета, к сожалению, не учитывают, поэтому на экране мы увидим какую-то детализацию в диапазоне черных от Σ=240 до Σ=350, а в реальной печати будет все наоборот, все детали пропадут, и черная точка Σ=350 будет светлее черной точки Σ=240. То есть огромный диапазон полутонов, локальных контрастов в тенях просто исчезнет в печати, и предсказуемо. Хотя, к сожалению, и не предсказывается многими профилями с высоким TIL на экране и цветопробе, и зря: такие профили только вводят препрессора в заблуждение. Характерно, что новички в полиграфии приписывают высокому TIL неприменимые к нему достоинства: повышенный цветовой охват, повышенный контраст, хорошую пластику в разделке теней. Все это можно выжать по максимуму из высокотехнологичных профилей цветоделения, но не благодаря, а вопреки высокому TIL.
Стандартная тесткарта IT8.7/4 CMYK для печати, измерений и построения профилей цветоделения. Профили FOGRA и ECI построены по ней. Скачать PDF в CMYK можно здесь
На картинке приведена тесткарта IT8.7/4, по которой построены все известные офсетные профили. Такая большая шкала с максимальным TIL=400 специально печатается на тиражном оборудовании при соблюдении регламентов по цвету, потом промеряется ее цвет спектрофотометром, и на основании этих промеров строится профиль. Профиль ISO Coated v2 хранит такую отпечатанную и измеренную таблицу FOGRA39L в теге Targ, если мы упорядочим ее по колонке светлоты L от минимальной к максимальной, мы также увидим, что минимальная светлота L отнюдь не совпадает с максимальным возможным TIL=400.
Таблица по колориметрическим данным стандартной офсетной печати на меловке FOGRA39L, December 2006
В упорядоченной по светлоте L табличке приведены 6 самых темных (но не нейтральных, обратите внимание, IT8.7/4 не позволяет найти оптимальную рецептуру нейтрали в глубоких тенях) по замерам фогры 39 патчей шкалы, высокие TIL 400 и 370 отнюдь не рекордсмены по светлоте, как мы видим в стандартной печати на мелованной бумаге. В печатном цеху все так и происходит, черный с TIL 240-300 дает самую низкую светлоту в печати, все что выше - лишь инверсно высветляет глубокие тени. То что мы на компьютере предполагали увидеть более темным, оказывается в печати более светлым при TIL выше 300.
Вторая причина, по которой обычно не создают профили с total ink limit или суммой красок выше Σ=300, также колориметрическая, и заключается в том, что банально краски сильнее загрязняются в печати при большой площади запечатки с высоким TIL. Краски понемногу дрейфуют от секции к секции через сырой оттиск, чем выше TIL, тем больше к концу тиража в краскоаппарате последней по порядку светлой желтой секции окажется паразитных примесей предыдущих трех темных красок. Реально светлота желтой может падать на несколько единиц по L и снижаться насыщенность при подобном неизбежном загрязнении последующих красочных секций, особенно при высоких TIL на большой площади запечатки. А регулярная смывка краскоаппарата по колориметрическим причинам ни в одной типографии не является приоритетной задачей печатника. Поэтому, если для картинки неплох профиль с суммаркой 300, то для нарисованной руками большой плашки черного цвета советуем еще меньшую суммарку Σ=240 с рецептурой 60-40-40-100: и грязи будет меньше в чистых насыщенных красках, и самый низкий показатель светлоты нейтрального черного именно у такой рецептуры по проведенным офсетным печатным тестам специально в поисках самой низкой светлоты суперчерного. За 9 лет применения, у рецептуры суперчерного 60-40-40-100 с TIL=240 появилось много поклонников, был построен специальный профиль цветоделения с такой рецептурой суперблека. Темные насыщенные на краю цветового охвата в глубоких тенях в нем просчитываются исходя из суммарки Σ=300, а нейтральный суперблек - исходя из рецептуры 60-40-40-100.
Логичным продолжением сказанного было также появление специального профиля цветоделения в стандарте FOGRA39 (ISO Coated v2 300), где светлотная инверсия глубоких теней при завышенной сумме красок макета визуально предсказывается на экране и цветопробе, сам профиль создает сепарации до Σ=300, но и чужие сепарации с Σ>300 отображает в глубоких тенях верно, с зафиксированной институтом FOGRA светлотной инверсией завышенных TIL. Учитывая уникальность такого полезного профиля, он получил в названии приставку «Архип Куинджи», в честь непревзойденного мастера локальных контрастов в глубоких тенях. Благодаря такому цветовому профилю мелованной бумаги по стандарту, создатель макета видит на экране и цветопробе в глубоких тенях ровно то, что должно получиться в печати, без ошибок отображения глубоких черных теней профилями от ECI.org.
Не все зло в офсете от высокого суммарного количества краски, но и хорошего тоже мало в завышенном TIL по чисто колориметрическим причинам. Еще один аргумент не в пользу высокой суммы красок: если печатник сталкивается с ошибочным завышенным TIL в макете - он банально снижает накат всех красок до нижних границ допусков от номинала, что также не ведет ни к увеличению контраста, ни к увеличению цветового охвата, ни к меньшей светлоте суперчерной точки. BVDM лишь говорит, что TIL=330 теоретически возможен в листовой печати на меловке, однако ECI прямо и недвусмысленно объявляет приоритетным профиль для меловки с суммаркой Σ=300, а не Σ=330. Хотите высококачественной печати, не игнорируйте советы колористов в предпечатной подготовке и печати, они не из жадности держат сумму красок Σ до 300.
Михаил Сартаков, главный технолог в CIELab.XYZ, технолог-колорист в «Буки Веди». Email:
Комментарии
Оставить свое мнение первым