Потери и приобретения - Printdaily

Потери и приобретения

За прошедшие более чем 30 лет капиталистической жизни России случалось немало кризисов разного масштаба и разного воздействия на полиграфию. Разумеется, полиграфия — как отрасль экономики — не могла не испытывать на себе их влияние. И оно были весьма негативным. Однако вместе с негативными факторами, были и определенные позитивные моменты.
Александр Амангельдыев    •   Про бизнес   •   2022.11.18
Потери и приобретения
Потери и приобретения

Немного истории

  • Кризис 1998 г. был первым в новой капиталистической форме жизни нашей страны. Надо отметить, что прошел он, в целом, довольно легко для отрасли — уже на следующий год рынок начал активно восстанавливаться. При этом, помимо заметных потерь, были и положительные моменты. В кризис 1998 г. открылись российские предприятия по производству целого ряда продукции, в первую очередь продуктов питания, что запустило производство упаковки в разных ее формах, в том числе и полиграфических. После этого кризиса российская полиграфия вошла в стадию достаточно бурного роста, как с точки зрения парка оборудования, так и с точки зрения появления новых полиграфических заказов. Одни годовые отчеты банков и страховых компаний чего стоили! Это были настоящие произведения полиграфического искусства, с очень серьезными бюджетами. Активно развивалось при этом и производство глянцевой периодики — в 90-е большинство такой продукции печаталось за рубежом.
  • Кризис 2008 г. был более масштабным — он охватил практически весь мир, начавшись в США. Тогда аналитики отмечали очень серьезные потери объемов заказов в России. По разным оценкам, до 30% заказов в числовом эквиваленте, в денежном потери доходили до 50%. Этот кризис серьезно повлиял на те самые «дорогие» заказы, смысл которых состоял лишь в демонстрации собственной крутизны и статуса. И хотя некоторые компании продолжали вкладывать деньги в такие продукты, их время прошло. На восстановление рынка до кризисных объемов ушло два с лишним года. Сокращение тиражей печатной продукции дало толчок к развитию цифровой печати в России. Конечно, она была и до кризиса, но после 2009 г. начала развиваться более быстрыми темпами. Сильно «сдала» большая периодика, потеряв и объем, и тиражность, что сократило общий объем печати. Но при этом рост курса валют привел к возвращению в Россию журналов и книг, которые до этого активно печатали за рубежом. После кризиса 2008 г. в нашей стране стали много говорить о «закате полиграфии как отрасли и уходе всего в интернет». Это создавало определенную нервозность на рынке, ряд особенно активных интернет-активистов стали переводить свои проекты из полиграфии в интернет, впрочем в большинстве случаев с весьма посредственным успехом.
  • Кризис 2014 г. — событие сугубо российское, но на полиграфию оно повлияло весьма существенно. Для России началась эпоха санкций. В очередной раз вырос курс валют, что не могло не повлиять на импортозависимую (а полиграфия именно такая) отрасль. Кризис окончательно добил необязательные «дорогие» заказы — с рынка ушли все необязательные полиграфические заказы. Правда, рост курса валют привел к тому, что печатать за рубежом стало еще менее выгодно, чем раньше, и все меньше российских полиграфических заказов стало туда уходить (в частности, началось активное возвращение заказов с Украины, где их было довольно много). Однако сильно просел рекламный рынок: нервозная внешнеполитическая обстановка повлияла на ряд крупных международных компаний и привела к сокращению инвестиций в рекламу в нашей стране. Эта тенденция прослеживалась уже 2016-17 гг. Более того, уже в эти годы ряд зарубежных компаний добровольно сократили или даже полностью остановили работу в России.
  • Застой 2016-2019 гг. В эти годы в полиграфии нашей страны формировались застойные процессы. Происходило медленное сокращение количества полиграфических заказов. Лишь в 2019 г. был отмечен небольшой рост в офсете с одновременным снижением объемов во флексографии. Рынок продолжал оптимизироваться. Уровень прибыли упал до исторических минимумов. С рынка уходили оставшиеся необязательные заказы (корпоративные издания, пафосная рекламная продукция, многотиражная реклама для раскладывания в почтовые ящики и многое другое). Однако сегмент многотиражной продукции поддержали каталоги торговых сетей. По сути, в полиграфии остались по большей части только необходимые заказы.
  • Пандемия коронавируса (2020-2021 гг.) — очередной удар по полиграфии, особенно весной 2020 гг. Объем заказов резко упал — очень многие разделы экономики были парализованы. Многие компании вынуждены были остановить производство даже необходимых заказов. Ряд экспертов предполагали, что к концу 2020 г. начнутся массовые закрытия типографий. Однако в середине лета рынок начал понемногу оживать, и хотя на прежний допандемийный уровень не вышел, все же и до закрытия типографий дело не дошло. В 2021 г. рыночная ситуация продолжала находиться в стагнации, но без катастрофических последствий. Жизнь в самоизоляции дома и сформировавшаяся привычка работать удаленно сократили походы по магазинам, но зато создали огромный спрос на он-лайн торговлю. Это в определенной степени снизило потребности в поддерживающих полиграфических продуктах, что, например, привело к снижению тиражей каталогов торговых сетей. Но конец 2021 г. и самое начало 2022 г. позволили говорить о том, что рынок скоро войдет в фазу подъема, в первую очередь за счет отложенного спроса (необходимые заказы хоть с запазданием, но делать нужно), и перспективы выхода всего мира из пандемийного кризиса.

Наши дни

Вот с таким наследием мы пришли в весну 2022 г. Случился очередной кризис, на этот раз связанный с санкциями и уходом большого количества зарубежных компаний из России и всем, что происходит вокруг этого. Пятый пакет санкций Евросоюза всерьез ударил именно по полиграфии. Отрасль вправе была ожидать катастрофы. Но сейчас, осенью 2022 г., можно констатировать, что глобальной катастрофы на полиграфическом рынке не случилось. О массовом закрытии типографий речь опять не идет. Почти все работают с той или иной долей успеха. Более того, руководители целого ряда типографий в частных беседах говорят о том, что в целом все не так уж и плохо.

Запрет поставок оборудования и расходных материалов из Европы и примкнувшей к ней Японии удалось обойти. Во всяком случае, практически все необходимые расходные материалы в Россию по-прежнему поставляются. Для этого, правда, пришлось прикладывать существенные усилия: строить новые логистические цепочки, перебрендировать привычные материалы на новые названия, менять европейских поставщиков на азиатских и т.д. С точки зрения расходных материалов для офсетной и флексографской печати, ситуация более-менее стабильная. Не хватает некоторых отдельных позиций, но в целом типографиям работать можно. Ожидаемые проблемы с расходными материалами для цифровой печати тоже как-то решать удается. Однако дефицит многих позиций в конце весны и летом текущего года сформировал с России «рынок продавца». Типографии готовы приобретать любые материалы, имеющиеся в наличии, практически не торгуясь.

Весьма любопытно, что рынок полиграфических заказов не очень сильно пострадал. Связано это в первую очередь с тем, что практически все необязательные заказы с рынка ушли еще несколько лет назад. Те заказы, что остались на рынке, являются для заказчиков жизненно необходимыми и отказываться от них никто не готов. Есть определенные перебои с рядом заказов, есть сокращения объемов и полосности изданий. Это, конечно, влияет и на объем заказов, имеющихся на рынке, и на регулярность их прихода в типографии. Был заметный спад в конце весны–начале лета, но были и определенные всплески в конце лета–начале осени. Общая обстановка на рынке, безусловно, нервозная, но общая ситуация примерно следующая: «Сложно, конечно, но мы работаем, руки не опускаем». Косвенным подтверждением этому является отсутствие (по крайней мере, доступной) информации о закрытии тех или иных типографий.

Громкий уход ряда крупных игроков с рынка России, казалось бы, должен был создать ощутимую «дыру» в объемах полиграфических заказов. Но получилось немного иначе. Крупные производства в итоге проданы (переданы, подарены, отчуждены и т.д.) российскому менеджменту, либо другому собственнику, который продолжает работать и выпускать продукцию, пусть и под другим именем. Этот факт даже в ряде случаев создал дополнительный объем полиграфических заказов, поскольку нужно было напечатать новую упаковку, новую рекламу, новые материалы для оформления офисов, торговых точек и т.д. Любопытно, что даже в области глянцевой периодики, которая была у нас в подавляющем большинстве лицензионная, драматических потерь пока нет. Уход ряда иностранных журналов, конечно, случился, но ряд российских издателей, которые их издавали по лицензии, перебрендировали издания и продолжают их выпускать уже без зарубежной лицензии. Но при этом уход ряда крупных западных компаний дал возможность развиваться ряду относительно небольших российских компаний, которые создали определенный спрос на полиграфическую продукцию. Теперь вместо одной крупной компании реклама нужна десяткам мелких и число полиграфических заказов выросло. Особенно от этого выиграли цифровые типографии, поскольку тиражи у небольших компаний, как правило, скромные.

Частично «рынок продавца» перешел и на сами типографии. Те компании, которым нужны полиграфические заказы, понимают, что сложившая ситуация осложняет работу типографий, а себестоимость продукции находится в большой зависимости от курсов валют, которые «летали на больших качелях». А текущие курсы вообще не отражают реальной ситуации. Поэтому типографии могли спокойно выставлять удобную для них цену, а заказчикам ничего не оставалось, как с этим соглашаться, возможно, с небольшой корректировкой. Потому что иначе могла возникнуть ситуация, что не удастся вообще ничего напечатать. А заказы из категории необходимых…

И, пожалуй, еще один «положительный плюс», который удалось приобрести в настоящее время. Полиграфические заказы, которые продолжали печататься за рубежом (например, в Польше, Латвии или Литве), теперь полностью перешли на производство в России. И хотя к началу 2022 г. их было не так много, все же сейчас любое пополнение бюджетов отрасли — это большое благо.

рынок полиграфических услуг России

Оценка объемов производства печатной продукции в России по годам в миллиардах долларов США (*по 2022 г. прогноз). Синий столбец — оценка уровня доходности полиграфического бизнеса. На графике можно отметить три периода развития полиграфии в нашей стране:
1) 1990-2000 гг. — становление и развитие бизнеса, объем производства вырос в два раза при очень хорошей доходности (35-50%);
2) 2000-2014 гг. — активизация рынка, объем вырос еще в два раза, но уровень доходности сократился (25-30%);
3) 2014-2022 гг. — застойные процессы, объем производства почти не растет, доходность падает.
Значительный рост 2022 г. на графике реальных объемов не отражает — это результат пересчета в доллары по искусственному курсу, не отражающему реальную рыночную ситуацию. Впрочем, какой курс будет к концу года, предсказать невозможно...

полиграфические предприятия России

Оценка общего количества полиграфических предприятий в России по годам (в тыс.). Здесь учитываются только типографии, имеющие собственные производственные мощности (офсетная, флексографская или цифровая печатная машина промышленного класса)

В итоге

Все, что сказано в этом материале, — отражение текущей ситуации, ситуации на сегодняшний день, а она сейчас очень быстро меняется. И вряд ли в лучшую сторону. И мы пока еще не рассматриваем проблемы с оборудованием. А сейчас возможна покупка полиграфического оборудования только из азиатских стран. А основные его производители находятся в Европе или Японии. Хотя пока еще прошло всего полгода после введения санкций, и острой необходимости замены оборудования у типографий пока нет. Но рано или поздно такая задача появится. Как ее решать — пока непонятно. Но очень хочется верить, что у полиграфистов все получится.  

Типы заказов

Весь существующий объем полиграфических заказов можно условно разделить на три большие группы: необходимые, обязательные и вспомогательные.

  • Необходимые заказы — это тот вид полиграфической продукции, которая является сопроводительной для другой продукции. Если в стране есть какая-то экономика, всегда есть отрасли, которые для своей деятельности вынуждены использовать полиграфическую продукцию. Наиболее типичный пример — упаковка. Существующая пищевая (или любая другая) промышленность в обязательном порядке требует наличия упаковки, этикетки, тары и т. д. Здесь полиграфия выступает как обслуживающая отрасль. Впрочем, есть виды печатной продукции, в которых нуждаются и другие отрасли: документация, инструкции, сопроводительная литература и т. д. Этот сектор полиграфии напрямую зависит от функционирования других отраслей промышленности.
  • Обязательные заказы — это вид продукции, который обязательно должен быть напечатан, чтобы компания могла зарабатывать деньги. Типичный пример — издательская продукция. Для того, чтобы газетное, журнальное или книжное издательство могло получить прибыль, оно должно выпустить в свет свою продукцию: журнал, книгу, газету. Как известно, заработки в издательствах бывают двух видов: от реализации тиража и от рекламы. Но в любом случае для получения заработка издание должно быть отпечатано. Другое дело — каким тиражом. Для получения доходов от рекламы не всегда нужно печатать максимальный тираж. В этой связи тиражи периодики оптимизируются. Эта тенденция вполне понятна, и именно с ней связано падение тиражей периодики. Даже серьезные крупные издательства начинают очень внимательно следить за тиражами и не печатать лишнего, точнее, тиражи теперь печатаются «по необходимому минимуму». Сокращение тиражей периодики для многих издателей — мера вынужденная. В обязательные заказы нужно добавить и ряд продаваемой продукции, относящейся к товарам народного потребления (это и беловые товары, открытки и различные товары для быта, например календари, подарочная упаковка и т.д.)
  • Необязательные заказы — это, в первую очередь, продукция рекламного характера, самые разные ее виды: от серьезных пафосных годовых отчетов до простейшей листовки для раскладывания в почтовые ящики. На бизнес компаний, которые их заказывают, эти рекламные материалы прямого эффекта не оказывают. Скорее всего, он есть, но не прямой, и тем более напрямую не просчитываемый. Так что при первой возможности этот вид продукции либо сокращают в объеме, либо вообще перестают заказывать. Впрочем, и среди рекламной продукции есть таккая, которую можно условно назвать необходимой, то есть такой, которая непосредственно используется в работе компании и без которой бизнес либо очень сложен, либо невозможен. В первую очередь, это каталоги, проспекты на дорогой товар (квартиры, машины, престижная электроника и т.д.) Продавать квартиру в новостройке за 10-25 млн и не дать потенциальному покупателю проспект на жилой комплекс, в котором она предлагается, как-то несолидно.
Загрузка комментария ... Комментарий будет обновлен после 00:00.

Оставить свое мнение первым

Войдите, чтобы написать...

Комментарии
Ближайшие мероприятия