Сложившаяся в нашей стране ситуация с политикой и экономикой вынуждают российский бизнес все чаще обращаться к опыту стран Азии. Весь постсоветский период полиграфия России развивалась в основном по европейскому образцу. Оборудование, технологии, принципы работы, да и сама продукция – в основном были европейские. Это давало возможность активно расти и развиваться полиграфическому бизнесу, что он успешно и делал до начала прошлого года. Существенное осложнение отношений с большинством развитых стран сказалось и на полиграфии. Оборудование и материалы из Европы и других недружественных стран теперь в Россию поставлять сложно. Не то чтобы невозможно совсем, но очень сложно и дорого. Волей-неволей приходится искать альтернативы.
Наиболее понятный и реализуемый вариант в этой связи — это приобретение оборудования из Китая. Но простая замена оборудования из Европы на аналоги из Китая не всегда получается. Дело в том, что в Китае есть своя полиграфическая культура, свои подходы ко многим технологическим операциям, и эти операции порой оказываются не очень понятны нам, привыкшим ориентироваться на европейские подходы. При этом есть ряд китайских решений, которые в нашей стране покажутся непривычными и, на первый взгляд, не очень подходящими. Но если присмотреться, то некоторые такие решения оказываются интереснее европейских. И не только технологически, но и экономически. Рассмотрим некоторые подходы, которые считаются нормой в Китае, но в нашей стране не очень распространены.
Печать картонной упаковки флексографией
Складная картонная упаковка в России в подавляющем большинстве случаев печатается на листовых офсетных машинах, затем отделывается на прессах для тиснения фольгой или трафаретных машинах, потом высекается на специальных прессах (или простых тигелях) и, наконец, фальцуется-склеивается. Так можно получить высококачественную картонную упаковку. В Китае, впрочем, подобная технология так же в ходу, и существенная доля упаковки производится по такой же схеме. Не зря там огромное количество производителей прессов для высечки и устройств для фальцовки-склейки.
Но есть и другой способ. На рулонной флексографской машине осуществляется и печать, и отделка в линию. Используются рулонные машины средней ширины (50-80 см), чего обычно достаточно для размещения разверток большинства коробок. Ширину рулона картона можно подобрать таким образом, чтобы отходы картона были минимальны. Длина раппорта печати во флексографии также легко управляется. Так что в плане экономии материала такой подход вполне рационален, и отходы можно свести к минимуму.
Пресс для высечки с рулонной зарядкой для получения заготовок коробок прямо из запечатанного флексографским способом рулона картона
В Китае производится множество флекcографских печатных машин, причем большинство имеют возможность установки дополнительных модулей для отделки. Они, как правило, многосекционные: 8-10 печатных секций. Если добавить к такой машине секции трафаретной печати, холодного тиснения фольгой и конгрева, то за один прогон можно получить сразу и печать с дополнительными цветами, и отделку. Одна из флексографских секций может использоваться для сплошного или выборочного лакирования. Так за один прогон можно получить упаковку с большим количеством отделки.
Современная флексография достигла очень высокого качества печати и по многим параметрам почти приблизилась к хорошему офсету. Возможно, есть полутоновые сюжеты, которые офсетом получаются лучше, чем флексографией. Но на рынке большое количество упаковки, которой сложные полутоновые сюжеты не требуются. А плашки и плотные заливки флекография печатает лучше. В общем, есть целый ряд заказов, которые флексографией печатать лучше.
Дальше после печати есть два принципиально разных подхода. Упаковку можно свернуть обратно в рулон, а затем рулон загрузить в вырубной пресс. В Китае есть производители, выпускающие прессы для высечки с рулонной зарядкой. Аналогичных европейских изделий нам неизвестно. Другой вариант — рубка на листы с последующей полистной обработкой на вырубном прессе — как это принято в Европе. И есть третий путь, пожалуй, наиболее интересный. В составе флексографской машины часто используется секция ротационной высечки. Можно сразу высекать коробки из рулона и рубить полотно на листы. В результате на приемке получается стопа картона с высеченными коробками — как после вырубного пресса. Остается удалить облой и отправить на фальцовку-склейку.
В плане производительности такой подход имеет определенные преимущества перед привычным европейским подходом. Флексографская печатная машина может работать на скорости 150-180 м/мин (по паспортным данным скорости могут быть и выше, но на «максималке» работают не всегда). При ширине печати 60 см за минуту машина может отпечатать примерно 110 м2 картона. За час, соответственно 6.6 тыс. м2. Если перевести это в листы формата B1 (100x70 см), то получится 9.5 тыс. листов формата B1. На листовой офсетной машине формата B1 можно отпечатать больше (12-14 тыс. листов). Но речь идет о малоформатной флексографской машине, стоимость которой раза в три меньше стоимости офсетной машины, при этом красочность ее будет, скорее всего, больше. При этом, если взять серьезную флексомашину средней ширины (90 см) и с более высокой скоростью работы, то производительность флексомашины уже станет более 16 тыс. листов формата B1. При этом стоимость такой машины все равно будет ниже, чем офсетной машины формата B1.
При этом стоит отметить, что рулонный картон обычно несколько дешевле, чем листовой, либо типографии придется тратить время и средства на самостоятельную рубку картона на листы. Конечно, у флексографии есть ряд недостатков, в частности дорогие формы (во много раз дороже офсетных), более долгая приладка, особенно если машина с дополнительными секциями отделки. Но это заметно только при небольших тиражах. Если тиражи большие (сотни тысяч коробок), тогда затраты размазываются на тираж, и в итоге упаковка получается дешевле, чем в офсете. А в Китае не так много коротких тиражей упаковки, поэтому флексографский способ производства картонной упаковки там так популярен.
Но и в России есть средние и длинные тиражи упаковки. С учетом того, что теперь приобретение офсетной машины становится проблемой, выбор в пользу флексографского способа производства картонной коробки кажется вполне оправданным.
Цифрой по гофре
Побывав на крупной полиграфической выставке в Китае, мы обратили внимание, что там производится огромное количество цифровых устройств для печати по гофрокартону: разного формата, разной производительности, разного конструктива. Это заставляет задуматься, зачем их так много? И это при условии, что в Китае есть немало производителей мощных промышленных печатно-обрабатывающих линий, осуществляющих флексографскую печать на гофрокартоне и высечку коробок в линию. Ответ, видимо, заключается в особенностях транспортной тары в Китае. Все чаще она работает как рекламоноситель. Конкуренция товаропроизводителей вынуждает использовать тару как декоративный и рекламный объект, привлекающий внимание. На печатно-отделочных линиях делать такую тару теоретически можно, но имеет смысл только при очень большом тираже.
Можно, конечно, использовать кашировку картона офсетным (или флексографским) оттиском, но это двухэтапный процесс (отдельно печать, потом кашировка-высечка-склейка), что не всегда удобно. При этом тиражи гофротары хоть и большие, но все же меньше, чем тиражи упаковочных коробок. В среднестатистический ящик упаковывается полтора-два десятка товаров в коробке, то есть типовой объем производства гофротары в штуках в разы меньше, чем коробок. Более того, конкуренция требует постоянной реакции на изменяющиеся рыночные условия, и дизайн гофротары нужно оперативно менять. А значит, тиражи некоторых видов гофротары становятся совсем небольшими при большом общем объеме производства.
Поэтому на китайском рынке появилось множество предложений относительно доступного широкоформатного струйного оборудования для печати по гофрокартону. Эти машины имеют рабочий формат от 80 см до полутора-двух метров при произвольной длине, что дает возможность использовать большинство типовых листов гофрокартона (от 800х1200 мм до 1500х2500 мм). Скорость печати обычно в районе 25-40 погонных метров в минуту — можно отпечатать в час около 2.5 тыс. м2 гофрокартона. Средний гофроящик имеет размер заготовки около 0.6-0.9 м2. Таким образом, за час можно напечатать около 3 тыс. заготовок для гофротары: декорированной, с цветными полутоновыми изображениями (если, конечно, верхний лайнер белый).
Для большинства средних производств этого объема гофротары хватает для упаковки всей производимой продукции. Конечно, помимо печати, нужно еще вырубить заготовку и сфальцевать-склеить, но это выносим за скобки. Конструкция гофроящика, как приавило, типовая, меняется только дизайн. Так что вырубка-склейка может осуществляться на мощных производственных линиях с использованием типовых штампов, а то и можно обойтись использованем слоттера.
Имеет ли смысл нашим производствам ориентироваться на китайский подход к изготовлению гофротары? С одной стороны, у нас нет такой потребности к ее декорированию. С другой стороны, это очень хорошее и простое решение по изготовлению декорированной гофротары в средних объемах. При этом на небольших тиражах декорированная гофротара будет выгоднее в производстве даже при простых сюжетах, не говоря уже о полутоновых. В общем, кажется, что это неплохое решение, которым можно заинтересоваться. На этом же оборудовании, кстати, можно печатать и на обычном плотном кратоне, а помимо гофротары, делать еще и рекламные конструкции (ростовые фигуры, антикражные пеналы и т.д.)
Офсет — вчерашний день!
Несмотря на общую техническую развитость, в Китае очень мало производят офсетных печатных машин. Причем еще лет 20 назад мы наблюдали большое количество компаний из Китая, которые активно шли в это направление. По меньшей мере два десятка компаний на выставке 2005 г. демонстрировали офсетные машины разных форматов и конструкций. Более того, за прошедшие годы китайские компании купили как минимум четырех извеcтных производителей офсетных машин (Akiyama, Hamada, Shinohara, Solna), но развития эти проекты, по всей видимости, не получили. Машины вроде как производятся, но в очень ограниченном количестве и на профильных выставках (даже крупных) больше не появляются. Китайские компании, кто разрабатывал офсетные машины, также по большей части активность снизили. В большой китайской выставке в апреле участвовало буквально пару-тройку компаний, кто показывал офсетные машины собственной разработки, но в очень необычных конфигурациях. Например, для печати 1+1 или 2+2 без переворота листа. Объясняют это примерно так: «ведущие мировые производители такие машины не делают». Из чего можно сделать вывод, что другие типы машин ведущие производители делают, и это всех устраивает. В Китае есть еще завод Heidelberg, который делает довольно много обычных офсетных машин, которе в Китае пользуются спросом. В общем, если нужна офсетная машина, то всегда можно купить.
Усилия же собственных китайских разработчиков направлены в большей степени на другие технологии. В частности, на цифровую печать в самых разных ее проявлениях. Похоже, сейчас в Китае есть цифровые решения для печати всего, что может прийти в голову. Про гофрокартон уже говорили, но есть вполне рабочие решения по печати книг (как черно-белых, так и цветных), журналов, каталогов, картонной и гибкой упаковки, этикеток, рекламной продукции. Техника для печати всей этой продукции во многом схожа: это струйная цифровая рулонная печатная машина, имеющая при необходимости часть послепечатного оборудования на выходе, позволяющая просто интегрировать эту машину в любое существующее производство.
Подобные машины производит большое количество местных компаний. Машины отличаются рабочим форматом, использованием разных типов струйных головок и разных по составу чернил (водных, сольвентных, УФ-отверждаемых), но общий принцип один. Образцы продукции, полученные с этих машин, говорят о том, что достичь на них типового продаваемого промышленного качества отпечатков вполне реально. Производительность позволяет работать не только с «цифровыми» тиражами, но и со средними по отрасли обычными тиражами продукции.
В итоге для производства большого количества типовой продукции в Китае теперь стараются обходиться без использования импортного оборудования. Конечно, страна по-прежнему крупнейший импортер офсетных машин, но тенденция перехода на собственные цифровые печатные устройства налицо. По всей видимости, Китай решил «перешагнуть» офсетный этап развития полиграфии и сразу оказаться в «цифровом будущем».
Хотя могут быть и другие причины. Кто-то уверяет, что у китайцев «офсетные машины просто не получаются», «поскольку это оборудование высоких технологий». Может, это и так. Но в стране нашли выход из этой ситуации и научились (и учатся) печатать любую нужную продукцию другим, отличным от офсета способом. И оборудование для этого успешно производят сами. Впечатляет!