Картонная и гофроупаковка

Следим за рынком материалов

Примерно год назад, в конце 2022 г., анализируя ситуацию на российском полиграфическом рынке, нам пришлось применить термин «Рынок Продавца». Тогда для ряда компаний, которые имели возможность продавать полиграфические материалы, сложилась очень удачная ситуация, а типографии оказались в очень непростой ситуации. Сложившаяся годами технология, основанная на применении тех или иных видов оборудования или материалов, рушилась на глазах. Многие типографии начали активно скупать бумагу, другие материалы, запчасти и т.д. впрок, в надежде затовариться по максимуму и «переждать» тяжелые времена. Порой получалось так, что многие типографии готовы были скупать бумагу, материалы, запчасти по принципу «если есть, то я беру», не учитывая никаких побочных факторов: цену, качество, состояние, сроки и т.д., на то, на что раньше обращали особе внимание.

Для тех поставщиков, у которых на складах что-то было или у них была возможность что-то поставлять, начал быстро формироваться «рынок продавца», когда ничего делать не надо, клиенты сами тебя находят, сами все покупают по произвольно назначенной цене. Многие импортные материалы подорожали (а у нас очень большая доля материалов импортная), хотя курс иностранных валют в прошлом году было вполне благоприятным. Тут, конечно, сказалось естественное желание заработать, пока есть возможность и необходимость перестраховки своих заказов на случай резких изменений курса валют. Поэтому порадовалось все дорого. Но фактор ажиотажа эпоху дефицита обеспечил продажи даже по таким условиям.

Дальше еще сложнее: складские запасы кончились и пополнять их теми же товарами, что и раньше, стало намного сложнее, а в целом ряде случаев вообще невозможно. Пришлось завозить альтернативы или запускать каналы параллельного импорта. Это позволило по большинству видов расходных материалов обеспечить ассортимент на рынке, но при этом рынок оказался полностью рассогласован.

Сейчас, спустя год с момента формирования «Рынок Продавца», можно уверенного говорить, что от него уже почти ничего не осталось. На нашем рынке дефицита расходных полиграфических материалов уже нет (если не считают отдельных редких позиций). Выстроены новые каналы поставок, в Россию стало поставляться большое количество товаров от ранее неизвестных производителей. Впрочем, вполне возможно, что это и не производители вовсе, а компании перепродавцы, подменяющие запрещенные к ввозу в Россию торговые марки на свои собственные с целью скрыть исходного производителя.

Основные переходные процессы в прошлом году проходили в третьем квартале года. Во втором еще были возможности официального ввоза оригинальных товаров, чем многие и пользовались. И на него и пришелся основной ажиотажный спрос на все. А третий как раз показал возможности адаптации российского рынка к новым условиям. Именно в третьем квартале проходили основные процессы по замене привычных торговых марок на новые, многие из которых в России до этого не использовались. И вот сейчас появились данные о третьем квартале текущего года, в котором уже вся необходимая адаптация рынка в целом завершилась. Стало очень интересно сравнить два третьих квартала. Один за 2022 г., второй за текущий 2023. Ажиотажный спрос на материалы уже сошел, и теперь интересно, появились ли новые лидеры, сохранились ли позиции прежних лидеров рынка, вырос или упал рынок? Интересно получить и другие аналитические данные. Этим мы и решили заняться в текущем номере журнала.

Общие впечатления

В целом можно уверенно говорить, что объем всех расходных материалов, поставляемых в Россию в третем квартале 2023 г. существенно сократился. По одним позициям падение составило 6-7%, а по другим – 23-25%, а по некоторым позициям — до 45%. Результат вполне ожидаемый, учитывая тот факт, что в прошлом году импортеры активно инвестировали в наполнение своих складов в надежде на продолжение ажиотажного спроса на материалы. Но спрос постепенно стабилизировался, и в первом, и особенно втором квартале текущего года, было существенное падение спроса на большое количество товаров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поэтому интенсивное наполнение складов импортерами стало понемногу сокращаться, и именно этот процесс мы наблюдаем в настоящее время.

Что касается торговых марок, то, наверное, наиболее широкий ассортимент новых торговых марок приходился как раз на третий квартал 2022 г., когда на наш рынок предприняли попытки выйти компании из самых разных стран, среди которых как вполне прогнозируемые Китай, Турция и Южная Корея, так и совершенно новые для нашего рынка Индия, Вьетнам, Иран, Израиль, ОАЭ, Иордания, а так же, что еще более удивительно, Армения, Узбекистан, Киргизия и Грузия. Впрочем, скорее всего последние четыре страны были просто местом для отправки товаров по параллельному импорту.

Офсетные формные материалы

Этот вид расходных материалов и раньше был в основном представлен продукцией из Китая, так что тут больших изменений и не произошло. Даже пластины ведущих мировых производителей (так называемой большой тройки: Agfa, FujiFilm и Kodak) в Россию уже достаточно давно поставляются из Китая. В целом рынок пластин оказался достаточно стабильным, и в прошедшем квартале объем деже заметно вырос, примерно на 16%. Рост показали все ведущие китайские производители (Abezeta, Huaguang, Jiangsu). Agfa (теперь называется Eco3) практически повторила объемы прошлого года, а вот FujiFilm сильно потерял в объеме (падение больше чем на 50%). Kodak на российском рынке представлен символическими объемами. Компания ушла из России раньше. Как ни странно практически перестал поставляться в Россию китайский бренд Xingrafics, падение составило почти 90%.

Следует отметить появление в России новых брендов из Китая, среди которых «выстрелили» Huafeng с более чем десятикратным ростом объемов поставок и Jinrutai, с еще более внушительным ростом, но правда с очень маленькой начальной базы.

Офсетные краски

Рынок офсетных красок в России, пожалуй, наиболее показателен. Все прошлые годы основной объем красок в Россию поставляли мировые лидеры вроде Sun Chemical, Flint, Huber, Siegwerk и ряд других. То есть российская полиграфия в основном работала на красках преимущественно европейского производства. Рынок 2022 и тем более 2023 г. показал, что этот подход более не работает. И хотя продукция указанных выше торговых марок в Россию продолжает поставляться, но теперь краски этих крупных международных компаний в Россию приезжают из Турции, Индии и Китая. У этих компаний в указанных странах есть свои заводы, так что переключение поставок на свои азиатские заводы — решение логичное. Впрочем в объемах эти компании сильно потеряли (от -30% до -80%), разве что Sun Chemical почти сохранил объем прошлого года.

В целом рынок офсетных красок по третьему кварталу сократился на 25%, что довольно внушительно. Это говорит о том, что скорее всего прошлый год был сильно перекуплен на ажиотажном спросе. Теперь основную роль на красочном рынке России играют компании из Китая, Турции и Южной Кореи, причем южнокорейские бренды постепенно выбиваются в лидер рынка, занимая на нем долю более чем в 40%. Турция тоже занимает внушительную долю рынка, более 35%, Китай — на третьем месте с долей 8%. На оставшиеся 17% претендуют Индия, Вьетнам, ОАЭ, а так же Япония и некоторые станы Евросоюза (поставки сохраняются, несмотря на санкции).

Флексографские формные материалы

Флексографские фотополимеры формально не попали в список товаров, запрещенных к импорту в Россию. Поэтому даже ведущие мировые производители недружественных стран поставки продолжают. Есть правда компании, которве добровольно прекратили поставки в Россию (например DuPont), хотя некоторые объемы поставок все равно сохранились. Рынок флексографских фотополимеров оказался на редкость стабильным. В объемах он практически не менялся ни в течение 2022 г., ни в течение 2023. Соответственно, символический рост объемов третьего квартал в 3% — погрешности оценки.

Но внутри рынка определенные изменения происходят. Если в первом квартале 2022 г. (практически еще досанкционный квартал) доля двух китайских производителей составляла 15%, то в третьем квартале 2023 доля единственного китайского производителя, работающего в России (HuaGuang), cоставляет уже 25%, и он занимает второе место в общем зачете после многолетнего лидера рынка компании Flint, с результатом в 41%. Впрочем его доля планомерно сокращается. В первом квартале текущего года она была 55%, во втором — 45%, сейчас — 41%.

Флексографские краски

Если рынок флексографских полимеров — образец стабильности и надежности, то с краской происходят довольно сложные процессы. Абсолютный лидер начала 2022 г. компания Siegwerk в анализируемом квартале отсутствует полностью. Поставок нет вообще. В прошлом году определенные объемы еще присутствовали, в этом году — ноль! Похожая ситуация и с другим крупным игроком рынка, компанией Flint. Поставки, конечно, есть, но они скорее символические. Впрочем и весь рынок флексографской краски в третьем квартале текущего года существенно сократился, примерно на 35%. Причины такого падения мы рассмотрим чуть позже.

Теперь лидером по поставкам флексографской краски в Россию стали компании из Турции. Доля Турции в поставках краски в Россию составляет более 45%. Поставки идут от самых разных компаний из Турции, но среди них выделяется один лидер с символичным названием Lider Matbaa с долей 13%.

Помимо Турции поставки красок идут из ОАЭ, Израиля, Китая, Индии, а так же из стран Евросоюза и даже США, но через посредников в разных странах (Киргизии, Казахстане, Узбекистане). Существенное сокращение объемов поставки флексографских красок могут объясняться несколькими причинами. Скорее всего в прошлом году были избыточные закупки краски на волне ажиотажного спроса, которые в этом году скорректировались. Так же можно допустить рост объемов производства флексографской краски в России. У того же Flint в России есть красочный завод, который как раз год назад начинал активно работать. Так что может теперь импортировать краску нужно в меньших объемах. Помимо Flint, заводы по производству красок есть и у других компаний.

Лаки и химия

Ситуация с лаками и покрытиями, в отличие от краски, оказалась довольно стабильной. В начале текущего года мы отмечали огромный провал в поставках лаков в Россию (в первом квартале падение до 45%, во втором – 25%) но затем объемы поставок сравнялись с аналогичными объемами прошлого года. Впрочем скорее это вязано с тем, что для лаков третий квартал прошлого года был, прямо скажем, не лучшим. Возможно, это связно с тем, что в прошлом году активно начали развиваться отечественные производители лаков, которые смогли выпустить определенные объемы, замещающие импортные поставки.

Что касается географии поставок, то здесь все без сюрпризов. Почти 56% всего объема лаков в Россию приехало из Турции. Есть объемы лаков, поставленные из Израиля, есть объемы из Иордании и Малайзии, и есть параллельный импорт из Евросоюза через страны-посредники.

Что касается химии, то здесь ситуация похожа на лаковую с той поправкой, что в третьем квартале отметилось некоторе падение относительно третьего квартала прошлого года, связанное скорее всего с перезакупками в прошлом году. В целом рынок химии сократился на 20%, но при этом смывочные растворы заметно упали, а вот концентраты увлажнения выросли.

География поставок в целом не удивляет, но есть и сюрпризы. Около 40% товаров едет из Турции, но при этом около 25% приезжает из Евросоюза (!) и еще 20% из ОАЭ. Любопытно, что заметных поставок из Китая нет.

Офсетные плотна

И в заключение оценим поставки такого необходимого товара, как офсетные полотна. Здесь ситуация весьма любопытная. Весь 2023 г. поставки офсетных полотен бьют рекорды. Они как минимум в два раза превышают те объемы, которые завозились в прошлом году. Этому есть объяснение. Полотна — товар сложный и до недавнего времени поставлялся из Европы от нескольких ведущих производителей. Все они прямые поставки прекратили. Но быстро найти им замену в прошлом году было сложно. Поставки в основном были пробные, небольшими партиями, чтобы оценить возможность использования этих полотен. Постепенно стало понятно, что есть неплохие альтернативы в Азии, и их начали возить в объемах. Получилось следующее: лидером российского рынка стала Индия с долей рынка почти 25%. Она даже догнала прошлогоднего лидера, компанию Sava, поставляемую через Турцию. Но если Sava в прошлом году держала 36% рынка, то с приходом Индии ее доля сократилась до примерно 25%. Упала и доля резины из Китая, составив примерно 22% рынка, при этом в прошлом году она составляла почти 35%.

В общем, рынок расходных материалов существенным образом трансформировался. Производители из Азии и Турции смогли заместить поставки от привычных европейских производителей. Конечно, говорить об окончательной стабилизации рынка пока рано, но процесс идет. Уже сформировалось понимание, что имеет смысл возить, а что не нужно. Затоваривание складов тоже сходит на нет. Привозят то, что реально имеет спрос и может быть продано за разумные деньги. Конкуренция на рынок вернулась, и теперь уже говорить про «Рынок Продавца» не приходится. Будем наблюдать дальше…

Основные страны поставщики краски для офсетной и флексографской печати в Россию в 2023 г.

 

Комментарии

Комментарии RSS
Войдите, чтобы написать комментарий...

Оставить свое мнение первым

Добро пожаловать
на PrintDaily.ru
Расширенный поиск