Сергей Селезнев, генеральный директор компании "Моноритм"
Хотите верьте, хотите нет, но даже сегодня — в конце 2024 года — регулярно встречаются полиграфические предприятия, в которых цена изготовления печатной продукции для заказчика рассчитывается по формуле “стоимость материалов умножить на два”. Или даже на три. Пользователи данной методики настолько уверены в ее эффективности, что не просто используют ее внутри своей компании, но и активно продвигают среди коллег по цеху.
Да, описанный метод когда-то был очень популярным — много лет назад, когда спрос на печатную продукцию был огромен, предложение ограничено и молодые типографии не особенно заморачивались с определением реальной себестоимости изготовления тиража и расчетом его цены для конечного клиента — все всегда были в плюсе. Со временем, по мере ужесточения конкуренции, данный подход начал давать сбои, и появились экселевские таблички, позволившие считать точнее. Пока масштаб бизнеса был небольшим, их хватало, но, по мере роста компаний, у многих руководителей возникала — и продолжает возникать — потребность в чем-то более функциональном и удобном. Например, в полноценной MIS.
И здесь компания оказывается на распутье: писать свое или купить готовое?
Management information system (MIS) — это информационная система для принятия решений на всех уровнях менеджмента.
Основные функции — координация рабочих процессов, контроль, анализ и визуализация информации.
MIS ориентированы на специфику деятельности организации и используют информационные технологии для повышения прибыльности и стоимости бизнеса.
Сделай сам. Или купи готовое!
Разработка любого серьезного софта — довольно сложный процесс, требующий составления тщательного ТЗ и детального планирования. Делать это желательно на берегу, потому что потом — образно выражаясь — добавить готовому кабриолету пару пассажирских сидений, наверное, будет можно, но сложно и неэффективно.
По пути разработки собственной системы пошли многие типографии. Особенно много таких проектов начиналось лет 15–20 назад, когда готовых MIS, учитывающих специфику полиграфических предприятий почти не было, а те что были — от западных разработчиков — плохо адаптировались к особенностям российского бухучета, законодательства и т.п. Сегодня ситуация в корне отличается. Можно выбирать из нескольких готовых и протестированных продуктов, но даже при этом некоторые смельчаки выбирают иной, более извилистый и тернистый путь.
“Это дешевле”, — говорят они. — “Кроме того, иметь своего программиста под рукой очень удобно — мы ему говорим что делать, и он сразу делает. Не нужно ждать и подстраиваться под чьи-то особенности работы”.
Этот тезис плох по той же причине, по которой он же и хорош.
Грамотная постановка задачи — первый камень преткновения на пути разработки собственной MIS. Хорошо если собственник или руководитель типографии способен до начала работ составить технически корректное ТЗ, которое будет учитывать не только все текущие хотелки, но и те, что могут возникнуть на горизонте планирования. А если нет? Тогда сложная система будет проектироваться “на коленке”, а задачи программисту будут ставиться хаотично. Поскольку архитектура системы и структура данных изначально не продумывались, ее масштабирование оказывается сложным и неэффективным, а все дополнительные возможности реализуются через т. н. “костыли”, которые, как понятно из названия, не способствуют эффективной работе системы в целом.
К тому же, программисты — птицы вольные. Сегодня они работают у вас, а завтра уйдут на новое место. Кто после этого будет разбираться в уникальном, придуманном другим человеком продукте? Сколько времени на это уйдет и во сколько обойдется? Не превратится ли необходимый бизнесу продукт в чемодан без ручки?
Посчитаем деньги. Самостоятельная разработка собственной MIS — это годы работы. Минимальная зарплата программиста необходимого уровня в России сегодня составляет примерно 150 тыс. руб./мес. с учетом налогов. Допустим, типография каким-то образом нашла уникального специалиста, согласного на такую зарплату, который — опять же, допустим — за год разработал MIS с некоторым базовым функционалом. Затраты на него составят 1,8 млн руб. Но, во-первых, подобную систему за год одному человеку написать невозможно, а во-вторых, даже если такое чудо случится, то на этом сотрудничество не заканчивается. Систему нужно поддерживать в рабочем состоянии и постоянно развивать. Значит, полученная сумма затрат будет ежегодно кратно увеличиваться.
Но это самый простой абстрактный пример. Вот другой пример из практики: я был на полиграфическом комбинате, где разработкой MIS занимался собственный отдел программистов с фондом заработной платы порядка 7 млн руб. в год. И это было примерно 10 лет назад, а продолжительность работы этого отдела измерялась отнюдь не одним годом.
Вернемся к примеру из вступления к данному материалу. Речь в нем идет о довольно крупной типографии, которая находится в одной из бывших советских республик. Они с перерывами разрабатывали свою систему на базе 1С в течение 15 лет (!), после чего пришли к выводу, что она их не устраивает и нужно переходить на специализированный продукт. Полтора десятилетия работы и огромные затраты были фактически списаны в убыток.
А теперь давайте сравним: давно разработанную и протестированную десятками и сотнями российских типографий MIS начального уровня с более богатым функционалом можно получить в свое распоряжение примерно за 1,5–2 млн. руб. Это разовый платеж. Плюс ежегодные платежи за техподдержку в размере 200–300 тыс. руб. — цифры примерные, так как они сильно зависят от масштабов бизнеса типографии. На техподдержке в некоторых случаях можно — но не факт, что нужно — сэкономить. В этом случае система продолжит работать, но без обновлений.
Как видим, тезис про дешевизну собственной разработки — миф, который довольно легко развеивается.
Так же несложно развеять и другой популярный тезис в пользу собственной разработки: “В отличие от сторонней MIS моя система будет учитывать мельчайшие особенности именно моего бизнеса”! Первое время может быть и будет, но бизнес имеет свойство развиваться, меняться. Были одни особенности, стали другие, о которых на берегу никто не задумывался. Ну и приходим снова к тем же самым костылям, потому что изначальная архитектура таких систем как правило не позволяет это сделать как положено.
Наверняка, кто-то из читателей уже готов возразить, что на рынке есть примеры успешно работающих самописных систем. Это так, но их относительно немного. Если людей устраивает их работа, за них можно только порадоваться и пожелать дальнейших успехов. Но даже при этой успешности большинство владельцев таких систем рано или поздно все равно переходят на специализированные продукты, потому что они обладают более широким функционалом, стабильнее работают и в целом более эффективны.
Я сознательно не упоминаю в этой колонке конкретные продукты или компании, их разработавшие. Этот материал — о ценности MIS как бизнес-инструмента, а не каком-то конкретном продукте. Я глубоко убежден, что приход типографии к MIS должен быть осознанным. Руководитель типографии должен самостоятельно решить, что ему это нужно и только потом выбирать поставщика. Причина в том, что любая MIS требует достаточно серьезных усилий для внедрения, которое подразумевает в том числе перестройку процессов внутри типографии. Если кто-то говорит, что “мы запустим вам всё за неделю/месяц, и у вас всё будет хорошо”, то это сказки. Внедрение — достаточно долгий и трудный процесс. Если собственник к этому не готов, внедрение почти наверняка будет не успешным, и MIS не даст ему тех преимуществ, на которые он рассчитывал до покупки.
Как понять, что типографии нужна MIS?
Вопрос хороший, но по своему опыту могу сказать, что однозначного ответа на него нет. Опять же из собственного опыта могу сказать, что кто-то решается на покупку, потому что хочет максимально точно рассчитывать заказы. Другой функционал при этом не особенно важен и может даже не использоваться. А кому-то в первую очередь необходим анализ план/факт… У каждого своя задача и своя мотивация на пути к MIS.
Несомненно одно: потребность в точных числах для типографии сегодня важна как никогда. Если раньше никто не хотел считать долю краски в себестоимости, потому что она составляла “ничтожные” проценты, то сегодня во многих сегментах рынка борьба идет за копейку, а где-то — за доли копейки. Если типография не в состоянии точно считать свои затраты и прибыль, эффективно работать в будущем ей будет очень сложно.
Комментарии
Оставить свое мнение первым