Что такое расширенная ответственность производителей?
РОП или Расширенная ответственность производителей — это механизм экономического регулирования, направленный на производителей и импортеров товаров и упаковки с целью обеспечения утилизации отходов, после утраты товарами и упаковкой товаров их потребительских свойств. В России механизм РОП заработал в 2015 году.
Производители и Импортеры товаров и упаковки, входящих в утвержденный правительством Перечень, несут ответственность по выполнению нормативов утилизации отходов таких товаров и упаковки (п.1 ст. 24.2 89-ФЗ). Нормативы утилизации устанавливаются Постановлением Правительства для групп товаров/упаковки, по признакам составов и свойств материалов, из которых они изготовлены (п.3 ст 24.2 89-ФЗ).
Важно понимать, что ответственность по выполнению нормативов утилизации возникает именно в связи с тем, что товар/упаковка включены в Перечень продукции, подлежащей утилизации, и не зависит от количества или объемов образуемых отходов, производимых/импортируемых товаров и упаковки. При этом за упаковку товаров необходимо отвечать вне зависимости от того, входит сам товар в перечень или нет, как для производителей, так и для импортеров.
Утилизация упаковки: как выполнить нормативы?
Ответственность по выполнению нормативов утилизации субъекты РОП могут выполнить принципиально двумя способами:
- рассчитать и уплатить экологический сбор;
- обеспечить утилизацию необходимых видов отходов в соответствующем количестве, прибегнув к услугам других субъектов РОП – предприятий утилизаторов или организовав собственные мощности по утилизации.
Также допустимо сочетание этих способов в любом соотношении, поэтому производители/импортеры самостоятельно определяют, за что и сколько им платить (цену утилизации, конечно, определит рынок), а что и в каком количестве утилизировать. Стоит учитывать, что нет требования о фактической передаче отходов на утилизацию, есть только ответственность, которая возникает и которую можно выполнить в любом уголке страны. Главное – верно и вовремя представить в Росприроднадзор соответствующую отчетность.
С момента внедрения девять лет назад РОП не претерпевал существенных изменений. Прошедший период показал, что механизм не просто не совершенен, а легко был преодолим недобросовестными лицами, как не желающими нести ответственность по достижению нормативов, так и не исполняющими обязательства по договорам сбора, транспортировки, обработки и утилизации отходов. И это несмотря на предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях наказание (введено в 2019 году), которое весьма существенно и составляет три суммы экологического сбора, т.е. если у вас была ответственность по уплате 1 000 000 рублей в качестве экологического сбора, то в случае недобросовестного исполнения ответственности Ваш штраф составляет до 3 000 000 рублей.
Изменения в механизме РОП
Итак, изменения механизма РОП назрели, и с 01.01.2024 года выразились в следующем:
- Ответственность обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров перенесена на (п.1 и 4 ст. 24.2 89-ФЗ):
- Производителей товаров (юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров, упаковки на территории Российской Федерации);
- Импортеров товаров (юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза).
- Производителей товаров, импортеров товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования упаковки в отношении всей массы упаковки, произведенной на территории Российской Федерации и (или) ввезенной из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или государств - членов Евразийского экономического союза.
- Изменилась дата наступления ответственности:
Для Производителей (обязанность возникает с наиболее ранней из следующих дат):
- день отгрузки (передачи) товаров, упаковки;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, упаковки;
- день отгрузки (передачи) или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров в упаковке, если производство упаковки осуществляется для целей размещения в ней собственных товаров, независимо от включения (невключения) товаров в перечень;
- день списания испорченных или бракованных товаров, упаковки*
*При этом следует обратить внимание, что для целей выполнения нормативов утилизации объемы отбракованных/испорченных товаров и упаковки использовать нельзя, а обязанность по их утилизации возникает.
Для импортеров:
- в отношении товаров и упаковки, ввезенных из государств – членов Евразийского экономического союза, со дня принятия их на учет;
- в отношении товаров и упаковки, ввезенных из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, путем уплаты экологического сбора до дня их выпуска таможенным органом или путем самостоятельной утилизации отходов от использования товаров со дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления – данная норма НЕ применяется до 01.01.2026, за исключением случаев, которые определены в качестве эксперимента с импортерами товаров/упаковки (ч. 10 ст. 7 ФЗ от 04.08.2023 N 451-ФЗ). Запуск эксперимента планируется уже осенью 2024 года.
- Ответственность за утилизацию упаковки перенесена на производителей такой упаковки
- Пример № 1. Если раньше типография, напечатавшая тираж газет или журналов и обернувшая их в упаковку (бумага, картон, пленка и тд), несла ответственность за сами газеты/журналы и за их упаковку, то с 01.01.2024 ответственность разделилась – за упаковку отвечает производитель такой упаковки, а за тираж – типография.
- Пример № 2. Если, например, типография занимается контрактным производством журналов и газет, при этом самостоятельно производит упаковку для них, то с 01.01.2024 ответственность у типографии будет только за упаковку, а за газеты и журналы нести ответственность будет заказчик тиража.
- Взаимозаменяемость групп товаров/ упаковки за счет утилизации отходов другой группы по Перечню со схожим составом отходов в рамках одной категории более не допускается, заменять утилизируемые отходы можно только внутри группы.
- Результатом утилизации должно стать использование отходов товаров и упаковки для производства новых товаров – обязательно. Вид утилизируемого отхода, используемого вторсырья и произведенной продукции строго определены для каждой группы. При выявлении несоответствия утилизация не засчитывается.
- Сумма экологического сбора рассчитывается с учетом коэффициента экологичности, размер которого тем выше, чем сложнее извлечь вторсырье и включить отходы соответствующей группы в хозяйственный оборот.
- Финансовую ответственность в случае недобросовестной утилизации с 01.01.2024 несут в том числе Утилизаторы, но только в отношении ответственности, возникающей с 2024 года.
- Для переходного периода (2024 год) установлен запрет на перевыполнение ответственности с целью его использования в счет будущей ответственности. В 2024 году можно только применить перевыполнение с 2023 года. С 01.01.2025 такой запрет будет снят. (п.14 ст. 24.2-1 ФЗ 89 и п. 7 ст. 7 ФЗ 451).
- Нормативы утилизации за товары теперь установлены вплоть до 2029 года, а для производителей упаковки норматив утилизации уже с 2027 года составит 100%.
- Раньше механизм РОП работал в цикле 3 года: (1 год) – реализация товаров/упаковки; (2 год) – декларируем объем реализации и утилизируем (выполняем ответственность) за 1 год; (3 год) – отчитываемся за утилизацию и/или уплачиваем экосбор, если не смогли все утилизировать. И так по кругу, цикл перезапускался каждый год. Теперь, с 01.01.2024 цикл составляет 1 год Произвели/импортировали и сразу утилизируем.
Конечно, возникает вопрос: «Как в таком случае я смогу просчитать и выполнить свою ответственность на 100%?» Ответ – постараться спланировать объем продаж/импорта на год, или заключить договор на оказание услуг по утилизации с «запасом» по объему. Если по итогам года образуется излишек, то его можно будет использовать для зачета выполнения норматива в следующем году (но только если ни копейки экосбора не будет уплачено – применимо только для выполнения нормативов утилизации за 2023 год. Выполнение нормативов утилизации за 2024 год уже не обременено такими условиями исполнения).
Предприятия полиграфической отрасли, как производители одной из самых обширных групп товаров, подпадающих под РОП (например, группы №2 и №3 из Перечня), а также упаковки ряда собственных товаров (например, группа №18), безусловно, остро ощутят на себе вступившие в законную силу изменения.
Новый перечень товаров и упаковки охватывает все виды упаковки, от простой бумажной упаковки, до сложной комбинированной упаковки (такой как тетрапак, например). Также необходимо помнить о той продукции, что списывается в брак. Каждый может найти свой товар или упаковку, полистав этот невероятно скучный, но очень важный документ. А если совсем тяжело, то можно обратиться за консультацией к специалистам. В конце концов, это намного надежнее.
Саму утилизацию может производить предприятие, имеющее соответствующую лицензию (если обращается с отходами 1-4 класса опасности, для 5 класса лицензия не нужна) и состоящее в реестре утилизаторов. Допускается утилизация и на собственных мощностях, но тогда производителю придется вступить в реестр утилизаторов, а если нужно утилизировать отходы IV класса, то и оформить лицензию.
Круг лиц для заключения договоров на утилизацию будет существенно сужен, спрос на их услуги будет возрастать, а значит и стоимость утилизации неизбежно пойдет вверх.
Штрафы за нарушение закона
Что касается ответственности, тут все не просто, с одной стороны может быть страшно, но с другой стороны, достаточно выбрать добросовестного Утилизатора и заложить в договор достаточный объем, тогда и волки будут сыты и овцы целы.
Ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности и деклараций РОП для ЮЛ – до 150 000 руб. В случае, если отчетность представлена в неполном объеме, или сведения искажены, в двукратном размере суммы экосбора, но не менее: для ИП – 100 000 руб.; для юрлица – 250 000 руб.
А какие штрафы, если типография в принципе проигнорирует новые требования закона и вообще не будет ничего утилизировать?
Штрафы накладываются за каждый выявленный факт нарушения: опоздали — получили штраф, подали некорректную информацию — получили штраф, обеспечили недобросовестную утилизацию — получили штраф. После уплаты штрафа, предприятие получает требование устранить нарушение. То есть сначала уплатили, а потом пошли исправлять допущенные в документе ошибки.
Как работает механизм в реальности
Примем следующие условные сокращения:
Производитель/Импортер – ПИ Утилизатор – У Росприроднадзор – РПН
Этап № 1
ПИ с 01.01.2024 по 01.04.2024 произвел 10 000 тонн «Принадлежностей канцелярских прочих из бумаги или картона» код ОКПД2 17.23.13.190 (ТН ВЭД 4820 — Журналы регистрационные, бухгалтерские книги, записные книжки, книги заказов, квитанционные книжки, блокноты для писем, памятных записок, дневники и аналогичные изделия, тетради, блокноты с промокательной бумагой, съемные переплеты (для отрывных листов или другие), папки, скоросшиватели, самокопировальные деловые бланки, полистно проложенные копировальные наборы и прочие канцелярские товары, из бумаги или картона, альбомы для образцов или для коллекций и обложки для книг, из бумаги или картона) – товар относится к группе № 2 Перечня ПП РФ 2414.
Изучаем ставки экосбора и Рекомендации Минприроды России от 02.03.2024 по применению значений базовых ставок экологического сбора за отчетный период 2024 год. Наша ставка 2 378 рублей за 1 тонну.
Этап № 2
Норматив утилизации для Группы № 2 на 2024 год – 20%, т.е. из 10 000 тонн ПИ обязан утилизировать 2 000 тонн.
Рассчитать сумму экосбора к уплате: 2000*2378 = 4 756 000 рублей
Этап № 3
Как выполнить ответственность (утилизировать)?
Вариант 1
Обратиться к реестру утилизаторов и выбрать подходящего утилизатора
Вариант 2
Обратиться к агенту для поиска нужно утилизатора
Этап № 4
Заключить договор с утилизатором на соответствующий объем утилизации. Средняя стоимость утилизации РОП варьируется в районе 50% от ставки экосбора за 1 тонну, т.е. ПИ должен будет оплатить Утилизатору 2 000*(2378*0,5)=2 378 000 рублей вместо 4 756 000 рублей в бюджет РФ.
При заключении договора, ПИ не обязан собирать и/или передавать фактически отходы У. Также Исполнитель (У) может быть из Владивостока, а Заказчик (ПИ) из Волгограда – это разрешено законом и не противоречит ему.
Получить Акты утилизации и запросить ежеквартальную принятую отчетность утилизатора (они отчитываются в ЕФГИС УОИТ 4 раза в год)
Этап № 5
Каждый квартал или месяц, по усмотрению ПИ заказывать утилизацию и экономить.
Этап № 6
На следующий год до 15 апреля отчитаться о проделанной работе и приложить акты утилизации или оплатить экологический сбор (1 раз в год).
Касательно Этапа № 6, для импортеров в рамках эксперимента будет предусмотрен другой механизм, пока его параметры только утверждаются, стоит подождать, но обещали уже в сентябре 2024 запустить все.
РЕЗЮМЕ
Важно отметить, что сдать отчетность по новым правилам и внести плату экосбора за 2024 год нужно будет в срок до 15 апреля 2025 года. До тех пор нужно успеть осознать возникающую ответственность, оценить риски и принять необходимые меры для обеспечения готовности своего бизнеса к предстоящей отчетной компании.
Что нужно предпринять уже сейчас? С чего начать, чтобы снизить риски?
- Определить с помощью Перечня, какая ваша продукция попадает под РОП, обратив внимание не только на товары, но и на упаковку;
- Оценить примерный размер потенциальной суммы экосбора, по данным производства прошлых периодов;
- Принять решение платить или утилизировать. Если утилизировать, то через заключение договора или через организацию собственных мощностей утилизации;
- Выбрать поставщика услуг по утилизации отходов от использования товаров и упаковки с целью выполнения норматива утилизации и заключить с ним (-и) договор, или организовать подготовку вашего предприятия к вступлению в реестр утилизаторов (ЕФГИС УОИТ);
- Предпринять необходимые меры для осуществления учета производства продукции по ее весу, так расчет суммы экосбора производится по массе выпущенных товаров/упаковки;
- Запросить у поставщиков материалов, используемых в производстве, сведения о доле вторичного сырья и, по возможности, предпочесть материалы, в которых эта доля выше. В дальнейшем это позволит применить понижающий коэффициент при расчете норматива утилизации (норма закреплена, но параметры механизма еще не утверждены);
- Если вы планируете организовать свои мощности, то стоит уделить особое внимание разрешительной документации, правоустанавливающим документам на оборудование, описанию и соответствию технологии, учету отходов/вторичного сырья, ну и конечно выполнению требований природоохранного законодательства.
Конечно, это не полный перечень того, что стоит сделать, прежде чем рваться в бой, но с чего-то начинать все-таки надо.
Учитывая серьезность финансовой ответственности, наступающей в случае ошибки, рассмотрите возможность передать организацию выполнения вашим бизнесом требований законодательства в части РОП в руки профессионалов.
SmartEcoSystems – это экосистема консалтинга в сфере Расширенной ответственности производителей/импортеров. Мы покрываем все потребности Заказчиков в рамках РОП, от отчетности, до поиска/подбора утилизатора для организации сделки РОП, и подготовки/проверки компаний для включения в реестр утилизаторов. Команда экологов-аудиторов обладает широким спектром необходимых компетенций, чтобы провести консультацию по экологии или проверить предприятие по утилизации в любой точке России, работающее по любой из применяемых технологий утилизации отходов и дать конкретные рекомендации по настройке механизмов работы как малого, так и крупного предприятия на соответствие всем требованиям Закона.
Источники информации
- Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998;
- Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» №451-ФЗ от 04.08.2023;
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечней товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, и нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки» №2414 от 29.12.2023;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О значениях базовых ставок экологического сбора и коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отходов от использования товаров), востребованность вторичного сырья, полученного из таких отходов, для использования при производстве товаров (продукции) на 2024 год» № 2406 от 29.12.2023;
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня видов отходов от использования товаров, видов полученного из таких отходов вторичного сырья, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 24_2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", и видов товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации таких отходов (в том числе при использовании вторичного сырья, полученного из таких отходов) в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров» №2394 от 29.12.2023.
Комментарии
Оставить свое мнение первым