Прощай, Брюссель
Главная этикеточная выставка Европы попрощалась со столицей Бельгии и переезжает в Барселону, хотя для россиян большой разницы нет — нам и там, и там сейчас не сильно рады. Впрочем, соотечественники на выставке все равно были, включая одного из моих коллег, так что наш репортаж соотнесен с впечатлениями очевидца. Порядок изложения — по площади стендов. Несмотря на то, что (очень) заметная доля компаний представляет для российского читателя скорее теоретический интерес, мы все же сочли полезным рассказать обо всех. Во-первых, технологии трудно удержать в мешке — они как вода, находят тот или иной путь к потребителю. Во-вторых, разумно сравнивать коммерчески доступные у нас решения не с другими доступными, а с лучшими мировыми достижениями. Ну и, наконец, «и это пройдет».
Во второй части статьи мы обратим внимание на упомянутую в первой части тенденцию переопределения разделения задач между цифровой машиной и флексографской. Дальше всех зашли в HP Indigo, представив решение, которое по мнению крупнейшего экспонента выставки делает флексографские машины экономически неэффективными и устаревшими. Остальные западные игроки рынка менее радикальны, но эту же тенденцию можно видеть в стирании границы между цифровой машиной и флексомашиной-конвертером.
Повторюсь, что само наличие этой тенденции не говорит о том, что ей стоит следовать типографиям. И производители тоже могут ошибаться. И цели их отличаются от целей типографий.
HP Indigo: неоспоримое лидерство
С точки зрения планирования экспозиции Labelexpo Europe давно устоялась и несколько напоминает греческий портик. Залы 3–7 — колоннада, 8 и 9 образуют фронтон, в центре которого расположен зал Patio. В нем — крупнейший стенд выставки и по площади (1764 м²), и по влиянию на индустрию. Это стенд HP. С него и начнем.
В 2023 г. гвоздем экспозиции HP стала машина HP Indigo v12 — первый представитель 6-го поколения ЦПМ HP Indigo. При этом модели предыдущих пяти поколений используют классическую технологию жидкостной электрография LEP, в то время как v12 построена на базе обновленного скоростного варианта LEPˣ.
Различие в том, что классические ЦПМ HP Indigo используют только один формный и один офсетный цилиндр. Чтобы напечатать четыре CMYK-сепарации требуется 4 оборота цилиндров. В LEPˣ формных цилиндров 6, а офсетный цилиндр заменен на ремень. Таким образом при печати от 1 до 6 сепараций скорость печати составляет максимальные 120 м/мин. При этом одновременно доступно 12 красок — по две на печатный цилиндр. При желании можно использовать хоть все 12 в одной работе, но придется сделать два оборота ремня и скорость упадет вдвое. В реальности, впрочем, в большинстве случаев достаточно 6 цветов, но не обязательно что все они будут одинаковыми от работы к работе.
Тот случай, когда уместно выражение «будущее — сейчас». Огромная машина, плотно набитая новейшими технологиями. Не крыло от Boeing — Boeing. И не один. Не просто цифра со скоростью печати, сравнимой с флексо, но машина способная обеспечить непрерывную безостановочную печать с этой скоростью, работа за работой. Без остановок на смену красок, контейнеры которых можно догружать в процессе печати. Не теряя времени на смену рулонов — непрерывная размотка и намотка от ABG демонстрируется тут же на стенде. Здесь важное отличие подхода HP: компания уделяет пристальное внимание использованию печатной машины, то есть уменьшению времени, когда машина не печатает. В PrintOS, кстати, специально строятся в реальном времени графики, демонстрирующие сколько времени каждая из машин печатала, простаивала, обслуживалась, была неисправна.
Нельзя не отметить, что о v12 известно уже достаточно давно. Анонс технологии был еще перед несостоявшейся Drupa 2020, но сейчас — европейская премьера машины, уже работающей в нескольких типографиях.
С HP Indigo v12 производитель собирается не дополнять флексопечать на малых тиражах, а заменять ее на любых. Насколько это получится — покажут ближайшие годы развития индустрии. Но даже в HP понимают, что космос — это не для всех. Поэтому на стенде демонстрируется и рабочая лошадка, HP Indigo 6K.
Гибкая упаковка
Видное место на стенде HP занимает т.н. Цифровая фабрика пакетов. Она претерпела улучшения с прошлой выставки. В качестве среднерулонной ЦПМ теперь используется HP Indigo 200K — машина 5 поколения, при сходных габаритах и внешнем виде на 30% более производительная чем предшественница HP Indigo 25K 4 поколения. Второй не менее важный компонент Фабрики — пакетоделательная машина от Karlville Swiss, а именно обновленная модель KS-SUP-400. Кстати сказать, это оборудование по прежнему доступно в России благодаря тому, что швейцарское подразделение, выпускающее пакетоделательные машины, выделилось из американской компании и было выкуплено европейскими инвесторами. А также тому, что ее продуктовый ряд не вошел в санкционные пакеты.
Чтобы не искать по всему тексту, соберем остальное по цифровой гибкой упаковке.
Xeikon предложил хорошо известную машину TX-500 шириной 520 мм (немного, но и столько больше никто в сухом тонере не умеет), 5 цветов, 30 м/мин., но с новым тонером Titon с фокусом на экологичность и перерабатываемость. А также отделкой фольгой от Kurz в линию.
Screen показывал PAC 520P. С технологической точки зрения это попытка приспособить «коммерческую» машину на водных чернилах для печати гибкой упаковки. Результат неоднозначный. Да, гибкая упаковка — но бумажная. Рулон средний, но лишь 520 мм. На сайтах screenamericas.com и screeneurope.com в продуковом каталоге машина отсутствует, но выставочный экземпляр есть — на то и выствка чтобы показывать разработки.
Для гибкой упаковки Screen разрабатывает и Truepress PAC830F. Это огромная машина, увидеть которую на этикеточной выставке никто и не рассчитывал. На сайте screeneurope.com ее тоже нет. На screenamericas.com/tp-pac830f обещают, что она будет доступна в 2021 г. Похоже, счастливые не наблюдают не только часов, но и календаря.
А вот остальные игроки рынка цифровой гибкой упаковки были поразительно невнятны. Да, дискуссии в рамках мероприятия Flex Pack Trail это хорошо, но мы же о реальном железе. Fujifilm привезли на этикеточную выставку листовую ЦПМ для работы с бумагой, а вместо ориентированной на производство гибкой упаковки Jet Press FP790 показывают репортаж из Англии с участием этой машины. И уменьшенный макет. Креативно, что сказать…
Вернемся к цифровой этикетке.
Bobst: мужество меняться
850 м².
Bobst, конечно, игрок первостепенной важности в этикеточной индустрии, но явно не в ее цифровой области. При этом компания полагается на собственные цифровые разработки, а не на соглашения с партнерами. Как следствие на стенде компании очень четко проявились последние тенденции сращивания струйной и флексопечати. Важнее даже не то, что на стенде было, а чего не было. Не было слова Mouvent. Под этим брендом Bobst много лет развивал, точнее пытался развивать, свою линейку цифровых печатных машин. Ошибок было сделано множество, скорее всего по одной причине — не тем людям доверили цифровое направление. Конкретнее? Зачем-то полезли в водные чернила для этикетки и из-за физики (воду надо сушить) получили самую громоздкую этикеточную машину в мире, просто никому не нужную за свои деньги. Сбросили. В УФ сделали самую маленькую ЦПМ в мире и очень быструю. Но если верить тому, что автор видел собственными глазами на прошлых выставках — забыли сделать нормальную печатную арку. Получили ворох проблем со стабильностью. Забыли о том, что быстрая машина жрет чернила, а их где-то надо брать. Вспомнили — приделали к вагону тележку и так далее.
Но, похоже, что в Bobst нашли в себе мужество от дури избавиться, но продолжить собственные разработки в области цифровой печати, не полагаясь на разработки партнеров. На Labelexpo Europe 2023 была представлена, хотя и не показана, модель Digital Expert 340. Это цифровая машина, но не развитие Mouvent. Фактически она представляет собой вариант большого гибрида Digital Master, который как раз и занимал видное место на стенде. Digital Expert 340 в отличие от старшего брата, можно заказать, чисто цифровой, с возможностью добавлять гибридные опции.
Головки по прежнему Fujifilm Samba G3L, 1200 dpi, 2,4–10 пл. При этом маркетинг Bobst продолжает подчеркивать уникальность подхода компании, использующей т.н. кластеры на базе головок. С учетом того, что любому производителю технически совершенно необходимо использовать головки не по одной, а состыкованными в группы и дополнять их соответствующей электроникой и гидравликой, не очень понятно, в чем уникальность. Но звучит красиво.
Впрочем, слово Mouvent остается в названии чернил. Ненадолго. Уже официально объявлено, что в начале 2024 г. будут новые чернила.
Mark Andy: цифровая трансформация
693 м².
Компанию Mark Andy трудно назвать новичком в цифровой печати. Первый гибрид компании был представлен около 20 лет назад, а сегодня, как говорили на стенде представители компании, около половины дохода приходится на продажи связанных с цифрой решений. На стенде было представлено две гибридных машины, но сначала отметим то, что представлено не было — Digital Series iQ. Машины, в которой четко видна и прямо заявлена цифровая часть Domino N610i и собственная флексо-конвертинговая. Не было Digital One, построенного в публично объявленном сотрудничестве с Konica Minolta. Mark Andy все более фокусируется на собственном бренде и более не заинтересована в упоминании какого-либо партнерства.
Первая новинка — Digital Pro Max. Европейский дебют. Несмотря на Pro и Max в названии — это младшая из продемонстрированных моделей. Машина тонерная, с пятым белым «цифровым цветом». По техническим характеристикам можно с почти полной уверенностью предположить, что использован цифровой блок печати новой машины Konica Minolta AccurioLabel 400. Та же цветность. Крайне близки (хотя в последнем знаке после запятой различаются) скорости и в CMYK режиме и в WCMYK (медленнее). Но это уже не четко различимый цифровой копир, к которому приставлены размотка и конвертинговая часть. Корпус единого дизайна, никаких намеков на партнеров в разработке. И, конечно, полностью собственная конвертинговая часть. И функционал, и возможности, и характеристики в конвертинге значительно отличаются от AccurioLabel 400.
Вторая машина на стенде — гибридная Digital Series HD — далеко не новинка. Впервые она была представлена весной 2018 г. Струйная технология, до 8 красочных каналов, «визуальное» разрешение 1200 dpi, что переводится с маркетингового птичьего языка как «физическое» 600. Вполне рабочее разрешение и сейчас, и тем более, 7 лет назад. Скорость до 73 м/мин.
Omet: если с другом вышел в путь
660 м².
Итальянская компания Omet предпочитает фокусироваться на тех областях, где имеет компетенции, а цифровую часть обеспечивает сотрудничество с итальянской Durst.
Плод сотрудничества называется XJET — машина также представленная впервые в далеком 2018 г. На рисунке видно, что за прошедшие годы цифровую и аналоговую части с точки зрения дизайна не стали даже заморачиваться делать похожими.
На выставке компании объявили о продолжении и расширении своего партнерства в этой области.
Domino: опора на собственные технологии
594 м².
На стенде Domino, понятно, была рабочая лошадка N610i. Решение для дооснащения цифровой печатью аналоговой машины, N610i R. Но основное внимание, конечно, уделялось N730i. Хотя машина была публично представлена еще в 2020 г., она воспринимается как новинка, ведь был ковид. N730i использует головки BitStar разработки материнской группы Brother. О них подробнее...
Головка Bitstar, используемая в N730i, имеет необычно малую ширину печати — 35,6 мм. Таким образом для ширины печати 340 мм используется 10 головок на цвет. Геометрия головки — 24 ряда по 70 сопел, то есть разрешение каждого ряда всего 50 npi. Все 24 ряда вместе дают 1200, но есть варианты головок BitStar на 300 dpi (4 цвета) и 600 dpi (2 цвета), как для УФ, так и для водных чернил. Однако вариант, используемый в N730i, предназначен только для УФ-чернил. Возможный объем капли — 2,1, 2,8 или 3,3 пл. Мультидроп — то есть печать каплями, получаемыми слиянием малых капель — по сообщениям не используется.
Возвращаясь к собственно ЦПМ — это явственно гибридная машина. То есть Domino теперь играет на том же поле, что традиционные производители флекомашин. Надо полагать, это создает конфликт интересов с этими компаниями.
Nilpeter: цифровая тень
500 м².
Nilpeter не показал ни ЦПМ, ни гибридов. Из «цифры» на стенде была технология Digital Shadow (цифровая тень). По описанию — это цифровой двойник печатной машины. Тема интересная, но к цифровой печати отношения не имеет. Впрочем, в сторону гибрида в Nilpeter тоже думают, и предварительные плоды этого сотрудничества можно было видеть на стенде Screen.
Durst: курс — стабильность
400 м².
6 лет назад на выставке LabelExpo Europe 2017 компания Durst показала новую этикетную ЦПМ Tau RSC.Головки Fujifilm Samba G3L, 1200 dpi, 2,4–10 пл. Была также представлена упрощенная версия Tau RSC E, с возможностью апгрейда в поле до полной. 4 года назад, на LabelExpo Europe 2019, Durst представил наряду с этими машинами новинку Tau RSCi, причем доступную для ширин 330, 430 и 510 мм. Демонстрировалась также возможность работы с УФ-чернилами низкой миграции.
Какие же машины были на LE 2023?
Без изменений.
Не ясно, считает ли менеджмент Durst, что в ЦПМ достигнуто техническое совершенство, поразил ли инженеров компании синдром Рип ван Винкля, проспавшего много лет в горах, тайно ли они готовят продукт-бомбу или есть какая-то иная причина, но как захватывающие новинки заявлены система видеоинспекции Durst Hawk Eye, новая версия RIP и набор чернил, допускающий LED-сушку. Далеко не уникальные у других производителей вещи.
А если сравнить с разработками Bobst, Domino или Gallus, не говоря о HP… Да что там, белая лисичка подкралась и откуда не ждали. На стенде китайской компании KINGT единственным экспонатом оказался игрушечный макет ЦПМ KINGT Label Press 510, совпадающей по ширине печати (510 мм), используемым печатным головкам, да даже форме корпусных деталей, с флагманской моделью Durst. При этом китайский стенд был достаточно велик (96 м²), и настоящая машина на нем свободно поместилась бы. Вероятно, этому что-то помешало. Сможет ли это что-то так же успешно действовать в дальнейшем — с интересом посмотрим.
Gallus: конвертация к корням
400 м².
В августе прошлого года Gallus представил свою новую платформу цифровой печати Gallus One. В пресс-релизе подчеркивалось, что это первая именно цифровая машина компании. По прошествии года, вероятно, под влиянием статистики продаж, компания вернулась к корням, а именно — к идее гибридного конвертера, добавив в экспонируемый на выставке Gallus One флексосекцию и полуротационную высечку. Официальное название — Gallus One with Converting. Машина использует головки Fujifilm Samba G3L, 1200 dpi, 2,4–10 пл и имеет красочность WCMYK. Хотя внешний вид намекает на опциональное расширение красочности, о таковом ничего не сообщается.
Второй цифровой акцент выставки — «устройство цифровой печати» для аналоговых флексомашин Gallus ECS 340. Это устройство превращает аналоговую машину в гибридную Gallus Labelfire 340 Hybrid Press. Решение явно направлено на защиту инвестиций. Можно возразить, что на рынке немало решений третьих фирм такого назначения, и что большого успеха они не снискали, но у Gallus и уровень компетенции выше и задача проще — только одна линия машин собственного производства. Так что вполне может выстрелить.
Konica Minolta: шаг в лигу профи
374 м².
Konica Minolta явно чувствует насколько этикеточный рынок живее рынка коммерческой печати. Ее стенд по красочности и обилию образцов печати выделялся и напоминал стенды HP тех лет, когда компании приходилось доказывать востребованность цифровой печати этикеток. Впрочем, не выдающийся по площади стенд бы богат не только образцами. На нем нашлось место всему цифровому оборудованию: и печати, и конвертингу, и облагораживанию. О последних поговорим отдельно.
Konica Minolta достаточно успешно выступала в последние годы в младшем классе с моделью AcurioLabel 230. Это ЦПМ начального уровня с невысокой производительностью в 23,4 м/мин., красочностью только CMYK и без возможности печати на полиэтилене. Однако, благодаря цене, ряд клиентов посчитали эту модель удачным вариантом для начала бизнеса в цифровой этикетке. AcurioLabel 230, конечно, была представлена на стенде, в комплекте с финишной машиной GM DC330 Mini, но акцент экспозиции пишется на новинку — AcurioLabel 400, впервые представленную в прошлом году. Ее скорость — «до 39,9 м/мин.». Интересно, что не дотянули до круглой цифры. Опционально доступен белый. Правда, скорость с белым падает вдвое, но прогресс налицо. И монополии Xeikon в профессиональных решениях на сухом тонере уже нет.
С другой стороны, AcurioLabel 400 существенно дороже младшей модели, а в числе запечатываемых материалов все более популярный полиэтилен по-прежнему не упомянут. Температура плавления, что поделаешь Так что повторит ли новинка успех AcurioLabel 230 пока не ясно. Конкурентов в этом классе множество: это и HP, и производители струйных машин. А если чем-то мил именно сухой тонер, то Mark Andy предлагает в точности все то, что и Konica Minolta, плюс существенно больше конвертинга в едином устройстве.
Epson: лица необщее выражение
286 м².
Seiko Epson — огромная корпорация, но малозначительный игрок в области ЦПМ для профессионального производства этикетки. Хотя у Epson есть отдельный козырь — собственное производство печатных головок. В первой части говорилось, что их использует два китайских производителя ЦПМ, но, надо отметить, ни одного западного. В отличие от головок Kyocera, Fulifilm и Ricoh. Ниже мы увидим, что и сам Epson использует иную модель головок, нежели китайцы.
На стенде было две модели: прошлогодняя новинка SurePress L-4733AW на водных чернилах и струйная УФ-машина SurePress L-6534VW, уже показанная в 2019 г.
SurePress L-4733AW — есть вариант L-4733A без белого — с ее скоростью 1,5–5 м/мин. трудно назвать профессиональной моделью и, по большому счету, она неуместна в этом обзоре. Самое удивительное в ней то, что это многопроходная модель, причем сканирование осуществляется в направлении движения полотна! А ведь профессиональные струйные машины для печати этикетки практически сплошь однопроходные, потому что такая конструкция проще и дешевле — головка во всю ширину печати покоится, материал на постоянной скорости протягивается под ней. L-4733AW поддерживает три режима печати: 4-проходный для бумаги (5 м/мин., 720х720 dpi), 6-проходный для пленки (3,6 м/мин., 720x1440 dpi) и с использованием белого (1,5 м/мин, 4 и 6 проходов для пленки и бумаги). Что и говорить — цифры на порядок, если не на два, ниже, чем у профессиональных ЦПМ. На стенде L-4733AW печатала в 6 проходов, и прямой и обратный скан — рабочие. Затем полотно протягивалось до следующего кадра. При этом линию SurePress 4000 Epson продвигает с 2010 г. и заявляет о 500 проданных экземпляров. Вероятно столь специфическая ЦПМ может продаваться только под задачи, где УФ-чернила запрещены к применению. Возможно, какие-то японские фармпроизводства.
Вторая ЦПМ на стенде Epson — SurePress L-6534VW — демонстрировалась в линию с финишем GM DC330.
Epson сообщает, что использует в этой ЦПМ собственные головки PrecisionCore и УФ-чернила, однако не называет точную модель головок. Тем не менее в видеоролике, посвященном машине, видно, что используется 12 головок прямоугольной формы, установленных в два ряда. Это позволяет обоснованно предположить, что речь идет о головках S800 на 600 dpi и объемом капли 3,2, 5 и 10 пл. Интересно, что Epson использует иную модель собственных головок, нежели его китайские клиенты. У Flora и Pulisi, напомню, стоят S3200 — они гораздо больше по размеру и имеют характерную z-образную форму.
Красочность SurePress L-6534VW — WCMYK+1 канал, которым может быть выбран при заказе машины или цифровой лак или оранжевый дополнительный цвет. Заявленная скорость печати — 50 м/мин. в режиме «производительный» и 30 м/мин. в режиме «стандартный». В 6000-й серии Epson использует необычную конструктивную схему. Запечатываемый материал удерживается на поверхности вращающегося печатного барабана. Это позволяет уменьшить деформации материала и сократить зазор между ним и печатной головкой. Результат — более точное позиционирование капель. Epson на выставке демонстрировал преимущество своего подхода, печатая на лентикулярном материале.
Отмечу, что и головки S800, использованные в SurePress L-6534 VW, и S3200, поставляемые Epson китайским производителям, доступны и в версии под водные чернила. Что мешает Epson сделать на базе 6000 линии водную машину с более приличной, чем у L-4733AW производительностью — интересный вопрос. Ну хорошо, не 50 м/мин. — не хватит мощности сушки, — но 30, 20 в конце концов. Но не 1,5 же!..
Xeikon: лев имеет форму чемодана, а пантера - нет
273 м².
Xeikon, подразделение Flint Group — один из родоначальников направления цифровой этикетки (наряду с Indigo). Но, как видно уже по размеру стенда, переживающая не лучшие времена. Компания уникальна тем, что параллельно развивает и направление сухого тонера, и струйной УФ-печати. Были даже разработки с жидким тонером, но проект закрыли до выхода реальных продуктов. Диверсификация, но с упором на то, что умеют лучше всего. Классическую технологию сухого тонера многие уже сбросили со счетов, однако ее сторонники работают и демонстрируют инновации.
Xeikon показывала новую, ускоренную ЦПМ LX3000 Lion на 42 м/мин., 5 красок. Лев, хотя и в наклейках подобно чемодану. По сравнению с собственной струйной машиной на 50 м/мин. и не особо, конечно, восхищает, но в сравнении с лучшими прошлыми достижениями Xeikon — это +42%, и, положа руку на сердце, вполне рабочая скорость для очень многих задач. Акцент производитель делает на новых видах тонера. И это естественно, ведь именно в сухом тонере компания накопила не имеющее аналогов ноу-хау. А вот струйной части продуктового ряда фирмы внимания в пресс релизах уделено меньше. Но на стенде «пантера» представлена.
Screen: прототип гибрида
270 м².
Помимо упомянутой в главе про бумажную гибкую упаковку машины Screen показывала Truepress L350UV SAI. Это интересная, хотя и далеко не новая, уже продемонстрированная на LabelExpo Europe 2019 машина. Стандартная красочность — WCMYK, опционально доступен оранжевый, синий или оба. Отметим, что дополнительный синий цвет встречается крайне редко. Еще одна особенность — дополнительные OB цвета устанавливаются не после CMYK, как у всех, а между белым и CMYK.
Разрешение — 600 dpi, минимальная капля по спецификации — 3 пл. Модель головки не называется, но с учетом приведенных цифр и внешнего вида — три головы прямоугольной формы на цвет, это почти наверняка самая популярная у «строителей» этикеточных ЦПМ индустриальная головка Kyocera KJ4A, 600 dpi, 3–13 пл.
Впрочем, сказать, что разработчики Screen почивают на лаврах, было бы неверно. В соответствии с пресс-релизом должна была быть показана “Инновационная печатная машина, предлагающая ультрасовременное решение для сегмента цифровой гибридной печати.” Это решение должно было «переопределить технологию цифровой печати этикеток». И некая машина под покрывалом.
В результате было представлено вот это.
Видим ILP — устройство праймирования в линию. Честно указано, что оно находится в статусе прототипа. Собственно Truepress L350UV SAI. И разработанная Nilpeter на базе FA-линии собственных печатных машин конвертинговая часть. Тоже по большому счету в этом статусе. Но критиковать много ума не надо. Скорее стоит похвалить специалистов обеих компаний за то, что свою, еще не завершенную работу, они сделали достоянием гласности.
Dantex: новейший гибрид и стыдный рекорд
238 м².
Британская Dantex имеет рыночную долю установленных ЦПМ настолько небольшую, что на секторных диаграммах анализа рынка стабильно попадает в раздел «прочие». Но компания с полувековым опытом поставки расходных материалов для производства этикетки продолжает разработки в цифровом направлении. На выставку они привезли полнофункциональный гибридный УФ-конвертер на базе головки Ricoh (редкий случай) — PicoJet 1200 DRS. Это европейская премьера, но машина уже была показана в прошлом году в США.
Как и любая подобная машина, это конструктор, конфигурируемый под задачи клиента. Гибридная часть включает возможность установки флексосекций как до, так и после блока цифровой печати. Это дает, помимо флексопечати и лака, возможность нанесения холодной фольги и ламината. Конвертинговая часть — полу- и ротационная высечка по выбору заказчика, резка в ручьи с выбором типа (ножничная или лезвиями), а также обрезка края полотна.
Кожух цифрового блока у большинства производителей чисто защитный, но здесь он несет два больших чувствительных к прикосновению экрана, с которых происходит управление машиной. Левый — настройка всех компонентов, правый — управление красками. Машина на стенде работала. Конфигурация WCMYK+Orange. Может быть добавлено еще 1 или 2 цвета: зеленый и фиолетовый. Варианта под лак/клей для цифрового облагораживания, как мы видели у китайцев, не предусмотрено.
Производитель сообщает, что используются головки Ricoh, минимальный размер капли 2,5 пл и разрешение 1700–2400 dpi. Маркетинг Dantex подчеркивает эти удивительные цифры: DRS (Digital Resolution System) | POWERED BY RICOH.
Вот только у Ricoh нет головок ни на 2400, ни на 1700, ни на 1200 dpi. А единственная головка с каплей 2,5 пл — MH5220. Из спецификаций видно 600 dpi (4 ряда по 320 сопел), 2,5–9 пл. Ширина печати — 54,1 мм. Если мы посмотрим на фото, то увидим 7 головок на цвет. Что как раз и должно быть для такой ширины. То есть физическое разрешение равно 600 dpi, а все «вопли» про 2400 — адская смесь интерполяции и маркетингового хайпа. Что делать, в наше время вранье в спецификациях никого не удивляет, и многие путем ловкости рук получают из 600 якобы 1200. Но всему же есть граница, и тут у британских учёных маркетологов рекорд.
Выставочный экземпляр был продан в американскую типографию.
Miyakoshi: без европейских амбиций
210 м².
Японская компания Miyakoshi — автор интереснейших в техническом плане решений. Но получаются они далеко не компактные и, очевидно, совсем не бюджетные. Автор с удивлением смотрел на этикеточную на MJP13LXV на прошлой выставке. В этом году Miyakoshi посвятили стенд аналоговой технике, ограничив цифровую часть картинками.
Краткий итог
Подводя краткий итог обзора западных и азиатских производителей ЦПМ можно отметить:
- HP с ЦПМ HP Indigo v12, в которой реализована технология LEPˣ, вышла на новый уровень и нацелилась на цифровую трнсформацию рынка узкорулонной флексопечати вообще.
- Производители струйных ЦПМ согласны с идеей цифровой трансформации, но видят ее через переход от чистой цифры к гибридным конвертерам. HP же в гибриды не верит. В сухом тонере разработки продолжаются, но он превратился в довольно узкую нишу. Ведущие китайские производители ЦПМ предлагают не только чистые ЦПМ, как еще недавно, но и гибридные печатные машины и полнофункциональные конвертеры.
- Китайские гибриды отстают от скорости от самых быстрых западных вариантов, но предлагают некоторые уникальные возможности, недоступные у европейцев и японцев, прежде всего цифровое облагораживание.
Окончание следует. Его тема как раз цифровая резка и облагораживание, но не в составе ЦПМ.
Об авторе:
Михаил Кувшинов, «НИССА Центрум», https://t.me/nissacentre