Цифровые печатные машины формата SRA3 не претендуют на серьезное промышленное применение. Однако машины цифровой печати малого класса зачастую используются в офсетных типографиях, помогая решать различные производственные задачи, в том числе в значительной степени экономить на изготовлении полиграфической продукции. Подобное оборудование присутствует в линейке практически всех компаний — производителей цифровых печатных устройств, которые к тому же имеют ряд общих черт.
Объединяющие характеристики
- Качество печати. Цифровые машины подобного класса существуют уже три десятка лет и достигли вполне серьезного уровня развития. Довольно долго такое понятие, как «офсетное качество печати», к этим машинам применить было невозможно, но развитие шло, и примерно 10 лет назад появились модели цифровых машин, которые позволили получать отпечатки, качество который практически не отличалось от офсетных оттисков и даже соответствовало офсетным стандартам ISO. Еще через несколько лет практически все цифровые машины малого класса сравнялись в качестве печати с традиционным офсетом, а некоторые превзошли его. Сейчас даже специалисту сложно отличить без специальных инструментов отпечатанные листы, сделанные на офсете и на цифровой машине. А это значит, что цифровое печатное оборудование данного класса стало возможным применять в традиционных офсетных типографиях, не рискуя испортить тираж или подвести клиента.
Формат печати описываемых цифровых машин находится в области SRA3. Некоторые из них могут предложить увеличенный формат (точнее удлиненный). Главная идея этих машин в том, чтобы на листе укладывался полный формат А3 с припусками на обрезку, что позволяет использовать цифровые машины в производстве продукции форматного ряда А (А5, А4, А3). - Тип бумаги. Машины описываемого класса в последнее время получили возможность работать на большом разнообразии бумаг, в том числе тех, которые традиционно применяют офсетные типографии. В прежние годы производители цифрового оборудования настоятельно рекомендовали своим клиентам использовать только сертифицированную под цифровую печать бумагу и зачастую сами же ее продавали под своей торговой маркой. Объяснялось это тем, что такая бумага опробована, и на ней получаются наилучшие результаты печати, а при использовании другой бумаги гарантировать результат не приходится. Понять производителей оборудования можно, но такой подход сдерживал распространение цифровых машин в обычных офсетных типографиях, которым желательно было бы использовать те сорта бумаги, на которых печатаются основные тиражи продукции.
- Специальные возможности. Цифровые печатные машины, даже самые простые, позволяют организовать электронную подборку страниц будущего издания. Причем все равно, какого объема это издание. Такая возможность существенно упрощает последующие послепечатные процессы и повышает их качество. А в ряде случаев позволяет существенно улучшить экономику изготавливаемой продукции. Другой любопытной возможностью цифровых машин является «покликовая» система оплаты, что позволяет типографии очень четко понимать затраты на печать. При этом также очевидна разница в затратах между цветной и черно-белой продукцией: обычно черно-белая стоит 1 клик, а цветная — 4 клика. Впрочем, в цифровой печати есть и другие способы экономии, например черно-белую страницу лучше печатать на монохромной цифровой машине, где одноцветный клик еще дешевле.
- Оперативность. Цифровая машина готова к печати практически сразу, никакой приладки не требуется. После получения файла от заказчика можно начинать тиражирование, и первые экземпляры изделия могут быть готовы через несколько минут (если, конечно, нет сложной отделки). Данная возможность может стать способом дополнительного заработка, правда, это довольно сложно сделать основным бизнесом.
Безусловно, есть и другие особенности цифровых машин, которые следовало бы отметить, но даже указанных здесь достаточно, чтобы показать некоторые возможности экономии на производстве. Цифровые машины могут быть и прямым источником заработка, но в структуре офсетной типографии это довольно сложно реализовать. По крайней мере, подобных примеров на рынке немного. Как правило, в тех случаях, когда на одном полиграфическом предприятии применяются одновременно два вида печати, «цифра» используется в большей степени для изготовления малотиражной продукции. Однако делается это не просто на уровне принятия решения — «этот заказ выгоднее печатать на «цифре», а этот — на офсете», а благодаря специально созданной методике сбора заказов на короткие тиражи (обычно книг или каталогов).
Способы экономии на производстве
Современные цифровые печатные машины обеспечивают, как было сказано ранее, достаточно высокое качество готовой продукции, сравнимое с офсетным. Учитывая также возможность «цифры» печатать на большинстве видов бумаг, используемых в офсетном производстве, можно утверждать, что цифровая печать способна помочь типографиям существенно экономить при изготовлении печатной продукции. А это значит, что вполне реально организовать способы дополнительного заработка или услуги, которые заказчик может по достоинству оценить.
- Срочно, очень срочно. Любая типография может привести множество примеров, когда появляется заказчик, которому «нужно было вчера», но в крайнем случае «завтра утром» получить готовые экземпляры. Можно, конечно, весь заказ отпечатать «цифрой» за ночь и попробовать получить за это максимально возможную сумму. Но клиенты даже таких сверхсрочных заказов не всегда готовы платить по-максимуму. В беседе с заказчиком зачастую выясняется, что «вчера» нужно было не весь тираж, а небольшую часть. Остальное можно «через пару дней». Это уже меняет дело. Небольшое количество экземпляров можно оперативно изготовить на цифровой печатной машине, а остальное — офсетным способом через несколько дней.
- Раздельное изготовление продукции. Представьте журнал или книгу, у которых на десяток черно-белых страниц приходится одна цветная. Хотя такое встречается не часто (на самом деле это, скорее всего, непродуманный дизайн), но тем не менее бывает, особенно в научной литературе. Как это выгоднее напечатать, не всегда понятно. Если печатать на цветной офсетной машине, то на большом спуске может оказаться всего одна цветная страница, что очень невыгодно. Печатать на «цифре», конечно, можно, но если тираж приличный, то тоже получается невыгодно. Наилучшее решение в этой связи — собрать все цветные полосы на один офсетный спуск, а черно-белые отпечатать либо на монохромной цифровой машине, либо на офсетной печатной машине 1+1. Такой подход, конечно, усложнит послепечатные процессы, точнее подборку, которая получится довольно сложной, но при этом сама печать получится достаточно выгодной. Можно также разделить страницы издания на печать между цветной и монохромной цифровыми машинами, но вопрос подборки также не исчезнет. Если же цифровая машина хорошо считает «клики», то можно просчитать печать на цветной цифровой машине, но вряд ли такой подход даст лучший результат.
- Компенсация нехватки тиража. Если по техническим или технологическим причинам типография не смогла изготовить нужное количество экземпляров изделия, например журнала или каталога, то перед ней встает сложная и затратная процедура «допечатки» (которая по затратам почти равна себестоимости основного тиража, разве что бумаги нужно меньше). Благодаря возможностям современных цифровых машин недостающие несколько десятков экземпляров можно успешно и намного выгоднее отпечатать цифровым способом, даже если собирать издание придется вручную или пооперационно на простом оборудовании.
- Статистическая экономия. О данном приеме знают далеко не все типографии и еще реже применяют. У любого полиграфического предприятия есть нормы расхода бумаги на печать той или иной продукции. Бумага тратится на основную печать и на приладку. Бумага, потраченная на приладку, уходит в макулатуру. Чем короче тиражи продукции, тем больше бумаги уходит в брак. Типографии всегда закладывают определенное количество лишней бумаги на каждую тетрадь будущего издания. Закладывают, как правило, с приличным запасом, чтобы не попадать в ситуацию, когда не хватит нескольких экземпляров до заявленного тиража. Пусть лучше будет много лишней, чем не хватит. Логика в этом есть, поскольку допечатка стоит дорого. Но только не допечатка на цифровой машине. Имея хорошую цифровую машину в офсетной типографии, можно сократить нормы бумаги на приладку и провести несложный статистический анализ. Как правило, довольно быстро становится понятно, что большинство тетрадей журналов, каталогов или книг удается отпечатать с меньшим количеством бумаги на приладку. Например, если обычно закладывается 300 лишних листов, то, скорее всего, большинство тетрадей удастся отпечатать, используя 230–250 листов. Имея такие статистические данные, можно смело менять нормативы и закладывать на приладку 250 листов вместо 300, а если по каким-то причинам тиража одной тетради немного не хватит, то ее можно допечатать цифровым способом. Если такие допечатки будут встречаться раз в 15–20 тетрадей, то типография получит вполне ощутимую выгоду в тысячи листов в смену. А если статистические подсчеты будут особенно успешными, то тогда допечатки будут требоваться раз в 30–50 заказов, что даст уже совсем другие цифры экономии. Таким образом, статистический анализ заказов может дать много информации типографии для принятия решений и поиска путей экономики.
Отметим, что это далеко не единственный пример использования статистической экономии с целью оптимизации производства типографии, однако в полиграфии этим методом пользуются нечасто, хотя в других отраслях такая статистика дает очень хорошие результаты.
Другие примеры «статистического заработка»
Статистика широко применяется во многих отраслях бизнеса, и ее использование зачастую помогает улучшить экономику того или иного предприятия. Авиакомпании заранее знают, что статистически на любой рейс не является 1–2% пассажиров, хотя они и купили билеты. Бывает, конечно, больше, а бывает, что являются все. Тем не менее статистика позволяет авиакомпании продавать на рейс на 2% больше билетов, чем мест в эконом-классе самолета. Если вдруг все пришли, то кого-то пересадят в бизнес-класс или уговорят полететь завтра, предоставив гостиницу. Аналогичным образом поступают и при продаже билетов на некоторые массовые мероприятия (например, фестивали), поскольку известно, что определенный процент выкупивших билеты не придет.
Статистика часто используется и в грузоперевозках, особенно в нашей стране, хотя это и не очень законно. Почти всегда грузовые автомобили перегружают относительно нормы. Так выгоднее возить. При этом статистика говорит, что примерно 7–10% водителей «попадается» на этом, и их штрафуют. Но если правильно учесть эти штрафы в этих 7–10% случаев, то можно хорошо сэкономить.
Важность печати на обычной бумаге
Для традиционных типографий очень важно использование в цифровой печати той бумаги, на которой они обычно печатают свои тиражи. Но теперь становится понятно, насколько это важно. Если типографии будут применять те приемы работы, которые упоминаются в этой статье, то им не просто желательно, а абсолютно необходимо, чтобы цифровая машина могла печатать на бумагах, которые используются на офсетных машинах. Данное требование создало производителям цифровых машин некоторые сложности, но привело к тому, что многие из компаний-поставщиков стали сами тестировать бумаги и выдавать типографиям рекомендации и разрешение на их использование. Раньше при применении несертифицированной бумаги типография могла лишиться гарантии на оборудование или получить нарекания со стороны сервисной службы поставщика, но теперь ситуация изменилась. Производителям оборудования приходится «сертифицировать» самые разные бумаги, в том числе и совсем не предназначенные для цифровой печати, либо давать разрешение на использование несертифицированных бумаг, закрывая глаза на то, что типографии загружают в цифровую печатную машину. Причем это происходит как на мировом уровне, так и локально в нашей стране. Ряд компаний — производителей цифровых печатных машин — проводят тестирования бумаг в своих российских офисах или демонстрационных залах и готовы помогать клиентам освоить печать на том или ином запечатываемом материале. Важно, что и цифровые машины последних поколений дают пользователям возможность управлять и температурой закрепления тонера, и токами переноса, и множеством других параметров. Теперь либо сам пользователь, либо тестовая лаборатория поставщика оборудования подбирают параметры печати на данной бумаге. Наилучшие параметры попадают в базу данных поддерживаемых материалов, которая хранится в контроллере печати (или в памяти самой цифровой машины), и при следующем использовании данного материала достаточно лишь выбрать его из списка, и машина сама настроит лучшие параметры печати для данного материала.