Мир не притормозит в своём развитии, чтобы дать вам возможность оглядеться. Единственное, в чём мы можем быть уверены — это то, что определённое становится неопределённым, а невозможное становится возможным.
Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк
Летом 2020 года автор опубликовал статью с анализом объемов печати в России на тот момент. Материал вызвал большой интерес и до сих пор висит на первой странице выдачи самых популярных на PrintDaily.ru за год. Считаю полезным продолжить традицию и рассказать, что изменилось с тех пор. Цель — оценка тенденций, столь необходимая в бизнес-планировании.
О чем
Прошлый раз цифры были отдельно по коммерческому (листовки, каталоги, фото и т.п.) и промышленному (этикетка, упаковка) сегментам. Автор еще тешил себя надеждой, что хоть кто-то из коллег-конкурентов опубликует свои данные, их можно будет сравнить, обсудить, объединить и тд. и т.п. Понятное дело, надежды оказались наивными — все промолчали как рыба об лед. Поэтому в этот раз было принято решение ограничиться графиками только по промышленному сегменту. Причины просты — динамика, тенденции, виды заказов, загрузка — то есть всё — в двух сегментах принципиально разные и результат сложения крокодилов и пятниц интереса для анализа не представляет. При этом в коммерческом сегменте российская инсталлированная база ЦПМ довольно разнообразна, и HP Indigo обеспечивают хоть и заметную, но далеко не определяющую долю объема печати. В отсутствие данных от конкурирующих марок такие частичные данные, даже будучи представлены, не будут характеризовать рынок в целом. Читатель может возразить, что так было и год назад, но тогда на дворе был локдаун из-за пандемии, и в этой ситуации было не важно какая именно ЦПМ не работала в типографии, закрытой на амбарный замок. Каток прошелся по всем. Так что глубину падения рынка можно было увидеть по любой марке, а объективно оценить эту глубину автору очень хотелось.
С другой стороны, в промышленном сегменте, печати цифровой этикетки и упаковки в России, позиции у HP Indigo были и остаются доминирующими — около 60% по инсталлированной базе, гораздо больше по объемам печати. Известно, что игрок №2 по рыночной доле, Konica Minolta, поставляет машины на сухом тонере бюджетного сегмента, примерно вчетверо дешевле HP Indigo и примерно в восемь раз меньшие по массе. Естественно, и объем печати в расчете на машину у них намного меньше. Поставщики же струйных этикеточных машин в сумме объявили о продаже в России в 2020-м и первой половине 2021 года одной ЦПМ, да еще узкой, шириной 244 мм. Так что цифры по объему печати HP Indigo в индустриальном сегменте с хорошей степенью точности применимы и для оценки тенденций всего этого сегмента.
Коммерческий сегмент
По типографиям коммерческой печати локдаун 2020 года ударил особенно сильно. I квартал 2020-го был самую малость лучше аналогичного периода годом ранее, но дальше ограничения, обусловленные коронакризисом, “вырезали” огромный кусок во II квартале. В мае, если считать от уровня I квартала — двукратный провал, если год к году — трехкратный. Дальше стало чуть легче. Вступил в действие сезонный фактор. В III квартале 2020-го ситуация стабилизировалась на уровне на 50% выше майского дна, в IV квартале, особенно в декабре — традиционный пик загрузки, а за ним провал в январе и, частично, феврале 2021-го. Дальше был рост, хотя и не до уровня 2019 г. Ситуация по прежнему тяжелая, но не катастрофичная. С другой стороны, разве кто-то ожидает в коммерческом сегменте бурного роста?
Индустриальный сегмент
В производстве этикетки и упаковки картина принципиально другая. На рис. 2 приведено суммарное число краскопрогонов (или “кликов”) на всех машинах HP Indigo в России, печатающих этикетку и упаковку. Данные были переведены из абсолютных величин в относительные. За 100% был принят объем печати в среднем по 2019 г.
Конечно, есть ЦПМ разной ширины рулона и их краскопрогоны напрямую складывать нельзя, поэтому они были нормированы по площади. Разделить упаковку и этикетку не представляется возможным — одна и та же машина печатает и то и другое. Например, azimutprint (г. Ярославль), на двух своих узкорулонных HP Indigo с установкой летом 2020 пакетоделательной машины Karlville KS-DSUP-400GSW стал печатать все больше и больше гибкой упаковки. И лишь к лету 2021-го запустил среднерулонную HP Indigo 25K. Другой пример — «Флексоград» (г. Смоленск), прекрасно освоивший изготовление легкой картонной упаковки на ЦПМ HP Indigo 6800 и финишной линии ABG Digicon 3.
Рис 1. Екатерина Суханова демонстрирует реальные образцы продукции, упаковка и этикетка для которых изготовлены в России с использованием технологий HP Indigo. Стенд «НИССА Центрум» на «Росупак 2021». Верхний ряд — дойпаки от azimutprint. Средний ряд — пивная этикетка, отпечатанная в Glloss и плоские пакеты с арахисом от azimutprint. Нижний ряд — питьевая вода с этикетками изготовленными липецкой типографией "Оптифлекс" и шоколад бренда «Конфаэль» в картонных коробочках, которые сделал «Флекоград».
Рис 2. Объем печати в РФ на ЦПМ НР Indigo в индустриальном сегменте в 2019–2021 годах. Источник: собственные данные “НИССА Центрум”
Во-первых, видим огромный рост год к году. 2020-й был лучше 2019-го примерно на треть, 2021-й пока его обгоняет примерно настолько же. Рынок стремительно растет. В чем причина такого роста объемов печати? Частично его можно объяснить ростом инсталлированной базы, HP Indigo для печати этикетки с начала пандемии продаются как горячие пирожки, но это, как мы обсуждали в прошлом материале, лишь второстепенный показатель. Машины печатают не столько, сколько могут, а столько, сколько есть заказов. И ввод в эксплуатацию новых машин имеет смысл только в том случае, если число этих заказов растет. А оно растет, причем завидными темпами. Есть еще где-то в полиграфии такой привлекательный сегмент?
Приведенные графики внушают серьезный оптимизм. Индустриальный сегмент, печать этикетки, гибкой и картонной упаковки на HP Indigo, показал в первом полугодии 2021-го рост примерно на треть год к году, причем второй год подряд — в цифровой этикетке и упаковке буквально продолжается бум. Бум… Период резкого экономического подъема. Какое вкусное, прямо-таки музыкальное слово — не правда ли?
Комментарии
Оставить свое мнение первым