Мировой рынок ЦПМ для печати этикетки, витриной которого служит только что закончившаяся в Брюсселе выставка LabelExpo Europe 2023, еще недавно выглядел стабильным и устоявшимся. Есть лидер, HP Indigo, занимающий примерно две трети рынка, и несколько других серьезных производителей цифровых технологий из Европы и Японии. Плюс несколько грандов рынка флексографских машин, встраивающих их разработки в свое оборудование, получая т.н. гибриды. Но картинка претерпела кардинальные изменения, и в западной своей части, и в восточной. В западной — наиболее заметно переопределение разделения задач между цифровой машиной и флексографской. Дальше всех зашли в HP Indigo, представив решение, которое по мнению крупнейшего экспонента выставки делает флексографские машины экономически неэффективными и устаревшими. Остальные западные игроки рынка менее радикальны, но эту же тенденцию можно видеть в стирании границы между цифровой машиной и флексомашиной-конвертером. Особенно рельефно это видно у Bobst, компании, которая прямо к выставке кардинально перестроила свою цифровую продуктовую линейку в узком рулоне. Но тенденция прослеживается повсеместно.
Важно понимать, что само наличие этой — или любой другой — тенденции (или ее отсутсвие — автор статьи тоже может ошибаться) не говорит о том, что ей стоит следовать типографиям. Во-первых, производители тоже могут ошибаться. Во-вторых, цели производителей и типографий несколько различаются. Но понимать куда дует ветер крайне полезно.
Впрочем, западные новинки, практически не доступные отечественному производителю этикетки, мы оставим для отдельной статьи, а сейчас сосредоточимся на гораздо более актуальной для нас восточной части. Здесь — множество новых для европейского производителя этикетки и упаковки брендов, которые, впрочем, в основном, уже известны россиянам. По понятным причинам соавторы не могут в деталях знать все обсуждаемые решения. Если это привело к неточностям в описании или оно нуждается в важных дополнениях — напишите в комментариях, обсудим. В конце концов статьи пишутся в интересах читателя, имеющего право на максимально достоверную информацию.
Не попавшие под санкции промышленные решения для цифровой печати этикетки мы расположим в порядке площади стендов. Чтобы был понятен сравнительный масштаб: у Durst на выставке 400 м², а у HP — 1764 м². Что значит промышленные? Серьезной производительности, позволяющие построить на цифровой печати бизнес на продаже результатов печати. Потому, что на выставке были и малые решения, предназначенные для удовлетворения собственной небольшой потребности в этикетках, как пример.
И нет, это не кофеварка.
HanGlobal: 2 штуки
В отличие от большинства описываемых ниже производителей HanGlobal не новичок на LabelExpo Europe. В 2019 г. компания выставляла предыдущее поколение своей печатной машины LabStar 330. В 2023-м компания стала единственной из китайских производителей, демонстрирующих как ЦПМ, так и гибрид на двух стендах площадью 96 и 200 м². Но так как на большем стенде была показана еще и флексомашина, честнее считать площадь только под цифру. Это 96+80=176 м².
Собственный стенд Hanglobal площадью 96 м² был расположен “спиной” к стенду Epson. Соседство, заставляющее поддерживать тонус.
На стенде посетителям представили уже хорошо знакомую россиянам рулонную струйную УФ-машину ЦПМ LabStar 330s. Головки Kyocera KJ4A, 600 dpi, 3–13 пл. По подсчетам авторов в РФ работает 6 ЦПМ LabStar, включая одну в демозале российского партнера и не считая машин в пути к клиентам. Однако на выставке была показана обновленная версия — до 8 блоков головок, до 7 цветов. Возможные цвета: белый W, двойной белый WW, CMYK и 2 дополнительных. У первой машины на выставке эти дополнительные каналы были использованы для расширения цветового охвата и залиты оранжевой и фиолетовой краской. Возможное альтернативное использование — струйный лак/клей для фольги, подробнее ниже. Все установленные в РФ машины LabStar 330S имеют конфигурацию WWCMYK и могут быть дооснащены дополнительными цветами.
Один из соавторов статьи работал на выставке, в том числе содействовал российским клиентам в проведении тестовой печати на обеих машинах.
Второй стенд — совместный, HanGlobal и китайского производителя флексомашин Label Source. На нем демонстрировались гибридная и флексомашины. Площадь стенда — 200 м², “спина к спине” с Bobst. Было бы смехотворно предположить, что китайский стенд затмевал швейцарский, на котором точно было что посмотреть, но не было и обратного. Даже в соседстве с гибридами Bobst машина китайских разработчиков не терялась.
Представленная конфигурация включала стандартные компоненты, практически обязательные для машины любого производителя — размотка, намотка, коронатор, очиститель полотна, система контроля натяжения, равнение полотна,— а также флексосекцию с опциональную прикаткой холодной фольги до цифровой печати, 8-канальный семицветный блок струйной УФ-печати, блок цифрового облагораживания с использованием горячей фольги, дополнительный флексографский блок для лакирования. Опционально доступна полуротационная высечка, однако она не была представлена на стенде.Тем не менее в реальных, не демонстрационных, инсталляциях полуротационная высечка — крайне востребованный функционал. В целом налицо тенденция, о которой мы упоминали: сращивание цифровой и флексопечати, а также конвертнга в единое целое.
Как уже говорилось, дополнительные каналы были использованы не для оранжевого и фиолетового, как у чисто цифрового варианта, а для нанесения клея-лака. Использование двух каналов для лака позволило усилить 3D эффект. На стенде демонстрировалось цифровое облагораживание с использованием лака поверх аналоговой холодной фольги, нанесенной до цифровой печати, цифровой горячей фольги с 3D эффектом и прикатки голографической пленки. По выбору заказчика может быть поставлена система с холодной фольгой в секции цифрового облагораживания.
Flora: шире
Второй по площади среди восточных цифровых компаний стенд, 105 м², был у компании Shenzhen Runtianzhi Digital Equipment, торговая марка Flora. По информации авторов, в России в настоящее время не установлено этикеточных машин этой компании у клиентов, однако есть машина в демозале российского партнера.
Flora привезла неожиданное решение на выставку — пятицветную WCMYK новинку J-450 Pro с шириной печати 430 мм. В продуктовом каталоге на сайте компании эта модель пока не упомянута, но про родственную модель меньшей ширины известно, что используется головка Epson S3200-U1, 600 dpi, 3,2–10 пл. Представленная конфигурация оснащена шестью красочными каналами CMYK+2. Возможные использования двух дополнительных каналов — белый и двойной белый, оранжевый, фиолетовый и лак. Но в сумме — два, то есть при выборе популярнейшего двойного белого свободных каналов не остается. Машина теоретически гибридная, но на выставке была представлена без гибридных опций, лишь фактически обязательные: размотка и намотка, контроль натяжения, равнение полотна, коронатор, двухсторонняя очистка полотна. Как сообщается, возможно оснащение флексосекциям до и после блока цифровой печати. Это дает возможности для праймирования, нанесения лака, ламинации и холодной фольги. О высечке речи не было, то есть это машина гибридной печати и отделки, но не all-in-one конвертер, как полнофункциональные гибриды.
Решение с шириной печати 430 мм — интересное, во многом пионерское. Среди западных производителей струйных УФ-машин для этикетки вспоминается только один имеющий в продуктовом портфеле решение шире 330 мм. А инсталлированная база таких машин в мире вообще исчисляется по пальцам одной руки. Может быть рынок еще не созрел . С другой стороны, широкая машина способна продемонстрировать все возможности узкой, но не наоборот. А факт демонстрации ЦПМ увеличенной ширины именно Flora уже вошел в историю.
JETSCI: индийский
Индийская компания Monotech использует для этикеточных решений бренд JETSCI. Площадь стенда — 100 м², лишь незначительно меньше, чем у Flora. На стенде была представлена ЦПМ, KolorSmart+. По информации авторов, в России в настоящее время установлена одна такая машина. Разработка относительно новая, первое официальное видео в сети датировано 2020 годом. Есть у компании и полнофункциональный гибрид, более ранней разработки.
Эта модель поставляется с флексосекцией до блока цифровой печати. В KolorSmart+ используются головки Kyocera KJ4A, 600 dpi, 3–13 пл. Красочность — CMYK, опционально до 6 каналов, например WCMYK+Orange.
На стенде также экспонировалась новинка — струйная машина dSpark, предназначенная для цифрового облагораживания этикетки, но такие устройства — тема для отдельной статьи.
Pulisi: гибрид
У Guangzhou Pulisi Technology был стенд площадью 70 м². По информации авторов, в России в настоящее время установлена одна ЦПМ этого производителя, оснащенная флексосекцией для праймирования. Как и у всех поставщиков возможно, что исполняются и другие контракты, однако публично об этом не объявлялось.В Брюсселе Pulisi продемонстрировала гибридную печатную машину AOBEAD без видимого номера модели на корпусе. Согласно каталогу на сайте компании это DPIM-330F. По информации авторов, Pulisi использует головку Epson S3200-U1, 600 dpi, 3,2–10 пл. Выставочный образец включал флексосекцию до цифрового печатного блока и нанесение фольги после. О доступности высечки не сообщается.
При открытом кожухе можно видеть печатную арку и 7 печатных башен, как и можно ожидать от конфигурации WCMYK+2 дополнительных канала. На выставочном экземпляре после печатного блока была установлена секция нанесения фольги. Очевидно это часть системы цифрового облагораживания подобного тому, что выше описывалось для гибридной машины Hanglobal — печатные головки наносят лак, который может использоваться как лак, а может — как клей для выборочной фольги. Персонал стенда без энтузиазма отнесся к нашей съемке, поэтому рассмотреть горячая фольга или холодная не удалось. Как и все без исключения упомянутые в обзоре производители, Pulisi предлагала образцы печати. Изучение собранных материалов потребует времени.
Dilli: стабильность
Южно-корейская компания Dilli разместила свою экспозицию на стенде площадью 66 м². По информации авторов, в России в настоящее время не установлено этикеточных машин этой компании у клиентов, однако есть машина в демозале российского партнера. Компания демонстрировала (цитата) “свою последнюю разработку, цифровую струйную машину для печати этикетки Neo Picasso, которая включает в себя дооснащенную систему управления натяжением, что обеспечивает более стабильную печать.” Это цифровая машина, без гибридных опций. Красочность WWCMYK+2 дополнительных канала, OV/OG/VG по выбору заказчика. Лак и/или цифровое облагораживание как у китайцев не предусмотрены. Головки Kyocera KJ4A, 600 dpi, 3–13 пл. Можно отметить стабильность продуктового предложения. Четыре года назад на LabelExpo Europe 2019 Dilli продемонстрировала “недавно улучшенную однопроходную струйную этикеточную УФ-машину Neo Picasso в конфигурации двойной белый + CMYK + оранжевый + зелёный.”
В соответствии с табличкой, закрепленной на выставочном экземпляре, он был продан в Узбекистан.
Jetron: макет
Небольшая турецкая компания Jetron, ранее занимавшаяся машинами по печати на трехмерных объектах (контейнеры, банки, бутылки), представила свою разработку для печати этикетки на стенде площадью 63 м². При ближайшем рассмотрении экспонат оказался габаритным макетом. В соответствии с ранее опубликованной информацией, инсталлированная база составляет одну штуку в Турции, то есть машина находится на стадии альфа-тестирования. Интересная особенность — использование головок Ricoh (модель не назвали, но судя по озвученным ими характеристикам, это MH 5220, 600 dpi, 2,5–9 pL) Это нечасто используемый в цветных ЦПМ для этикетки вариант. Впрочем, встречающийся у Dantex.
GIP: у’же
Машина :Label Smart 216 китайской компании General Inkjet Printing (GIP) экспонировалась на стенде компании Nickel Machinery Europe, европейского партнера Guangzhou Nickel Printing Machinery, вдали от основного цифрового блока. Скорее всего это европейский дилер. Nickel в Китае производит офсетные и флексо машины для печати этикетки, печатное оборудование и занимало основную часть 225 м² стенда. По информации авторов, в России в настоящее время не установлено этикеточных машин GIP ни у клиентов, ни в демо.
Основная особенность :Label Smart 216 вынесена в ее название — ширина печати 216 мм, хотя ширина материала до 330 мм. Тем не менее какого-либо дооснащения для увеличения ширины печати и вообще более широкой версии не предусмотрено. Это поистине поразительно, так как и в мире в целом, и в России в частности подавляющая доля ЦПМ для печати этикетки стандартизована на ширине печати около 330 мм. Головки Kyocera KJ4A, 600 dpi, 3–13 пл. Красочность до WWCMYK, промежуточная LED UV сушка (пининг) после первой и второй, но не после третьей пары печатных головок.
GIP — китайский партнер AGFA и всячески, вплоть до вынесения на корпус машины, подчеркивает использование ПО AGFA Apogee. Это известное качественное приложение, хотя и разработанное не для печати этикетки. Является ли его применение достоинством или недостатком в условиях санкций — вопрос другой.
Haotian: без
Заключительный участник первой части нашего обзора со стендом 9 м² — Haotian. По информации авторов, в России в настоящее время не установлено этикеточных машин этой компании ни у клиентов ни в демо. Однако была опубликована информация о продаже в не названную российскую типографию. Вообще-то идея настоящего обзора — познакомить заинтересованного читателя с продемонстрированом на выставке оборудованием. Но для Haotian (он же Guangzhou Haotian Machinery Manufacturing, он же Guangzhou Yutian Machinery Manufacture) пришлось сделать исключение. Уж очень активная маркетинговая поддержка сопуствует продвижениею этого производителя в России, с прямыми отсылками к Labelexpo Europe 2023. Так, ранее директор подразделения цифрового печатного оборудования Haotian г-н Ченьши в интервью printdaily.ru сказал: “Европейский рынок для нас, конечно, интересен. На данный момент у Haotian есть один партнер и потенциальный клиент в Португалии, но мы в самом начале пути и сейчас активно ищем новых партнеров, которые будут продвигать и обслуживать печатное и отделочное оборудование Haotian в странах Европы. Надеюсь, в этом нам поможет выставка Labelexpo Europe 2023, которая пройдет в Брюсселе. У нас там будет стенд”
На крошечном стенде в Брюсселе, понятно, оборудования не было. Неожиданно для столь активной в маркетинговом плане компании. Возможно, несмотря на интерес к емкому европейскому рынку, производитель трезво оценил свои на нем перспективы и не стал зря палить бюджет.
Продолжение следует. Его тема — западные цифровые и гибридные ЦПМ на выставке LabelExpo Europe 2023.
Авторы: Михаил Кувшинов, Игорь Григоров
«НИССА Центрум», t.me/nissacentre