Михаил Авраменко, технический директор типографии "Буки Веди"
Еще года три назад типография «Буки Веди» только начинала осваивать рынок цифровой печати, делая ставку на возможность изготовления единичных тиражей книжных изданий и профессионально выполненные переплетно-брошюровочные операции на уровне специализированных книжных комбинатов. Сегодня «Буки Веди» располагает огромным печатным парком цифрового оборудования Konica Minolta — четырьмя полноцветными машинами различной производительности (среди них две машины bizhub PRESS С8000 последнего поколения) и шестью машинами для монохромной печати bizhub PRO 1200/Р и более поздней версии bizhub PRESS 1250. В последние полгода на предприятии практически каждые две недели устанавливается новая единица техники — ламинатор, клеевая линия, ниткошвейная и крышкоделательная машины, и этот список можно продолжить. Причем, что интересно, послепечатное оборудование выбирается профессиональное. Это не ручные станки для обработки цифровых оттисков, которыми оснащены большинство цифровых салонов, а автоматизированные устройства, главным образом ориентированные на производство продукции в промышленных объемах и с качеством, достойным лучших книжных традиций. А не так давно здесь была запущена даже офсетная печатная машина Komori для выполнения более серьезных тиражей книжной продукции. Справедливости ради стоит сказать, что ни одна из российских типографий еще не развивалась такими стремительными темпами. Возможно, «Буки Веди» нащупала «золотую жилу» в книгопроизводстве? В любом случае хаотичным развитие этого предприятия никак не назовешь, и экономику процессов здесь принято жестко просчитывать, повышая интенсификацию труда и отлаживая работу оборудования до высочайшей точности.
Konica Minolta - основное печатное оборудование типографии "Буки Веди"
Нащупать новую нишу
Продукцию, изготовленную в «Буки Веди», вряд ли можно в больших объемах увидеть на полках книжных магазинов. Ниша, которую нащупала для себя типография, основывается на работе не столько с книжными издательствами, сколько с частными заказчиками — авторами, которые хотят увидеть написанный ими труд в привычном книжном исполнении; учебными заведениями, испытывающими необходимость в небольших тиражах методических пособий, учебников, рабочих материалов; аспирантами и докторами наук, которым требуется подготовить в печатном виде автореферат или монографию; а также корпоративными заказчиками, решившими заказать подарочное издание ограниченным тиражом. Надо сказать, что такую возможность предоставляют довольно много типографий, и подобная услуга перестала быть в новинку для рынка.
Один только нюанс — отпечатанную в цифровой типографии «Буки Веди» книгу будет сложно отличить от издания, выполненного на полиграфическом офсетном комбинате. «Раньше для клиента была невероятна сама возможность получить книгу в твердом переплете малым тиражом, но сегодня это стало нормой в отрасли, — говорит технический директор типографии «Буки Веди» Михаил Авраменко. — Более того, клиент хочет видеть такую книгу с профессионально выполненным качественным переплетом — чтобы блок не разваливался по корешку, не выпадал из сторонок переплетной крышки, корешок имел правильное кругление и т. д. И на самом деле для заказчика по большому счету все равно, на каком оборудовании отпечатано издание — на офсетном или цифровом. Главное — конечный результат. Поэтому мы уделяем внимание качественной послепечатке книг, профессиональному переплету. Таким образом, можно говорить о том, что мы открыли новую нишу по производству книг цифровым способом, но с высоким промышленным качеством послепечатной обработки и при этом малым тиражом».
«Буки Веди», возможно, единственная в мире цифровая типография, эксплуатирующая сразу две профессиональные ниткошвейные машины, да еще и разных производителей
Вопрос экономики и технологий
Как правило, типографии, работающие в сегменте цифровой печати, сталкиваются с проблемой обработки оттисков, особенно если это касается изготовления многополосной продукции. Михаил отмечает, что на рынке, к сожалению, сформировалось несколько предвзятое отношение к цифровой печати: «Что прощается офсету, не прощается «цифре». Цифровая печать пытается завоевывать рынок, и ей приходится доказывать, что она качественная, поэтому и требования к ней завышены. По мере того, как между изданиями, отпечатанными в офсетных и цифровых типографиях, будут стираться различия, вопрос о том, какая печатная технология лучше, отпадет сам собой», — уверен Михаил Авраменко.
Основной вопрос сегодня кроется даже не в способе печати, а в экономике и эффективности используемых в полиграфическом процессе технологий. «Главная проблема — найти решение, соединить технологии, заставить их работать, — говорит Михаил. — Нам приходится пробовать разное оборудование, чтобы быть уверенными, что оно подходит для обработки цифровых отпечатков. Готовых послепечатных решений на рынке нет. Более того, производитель оборудования не в состоянии сказать, что нужно сделать, чтобы настроить технику для работы с листами, отпечатанными цифровым способом (известно, что они имеют свои особенности по сравнению с офсетными оттисками), поскольку опыта подобных установок в цифровых типографиях нет. Поэтому у нас две ниткошвейки разных производителей, или мы покупаем сначала один ламинатор, а потом приходится покупать два других. Получается, мы занимаемся, по сути, исследовательской работой».
Пожалуй, что другого пути, как ставить на собственном предприятии эксперименты, у типографии «Буки Веди» не остается.
«Мы тестируем, как ведут себя различные по фактуре и плотности бумаги при их брошюровке, ламинировании, шитье нитками. И до сих пор мы еще до конца не знаем всех возможных проблем. Сейчас предстоит изучить, как использовать ПУР-клей с цифровыми оттисками. В последнее время каждые две недели на предприятии запускается новое оборудование, причем нам приходится самостоятельно отлаживать работу каждой единицы техники. Для этого у нас есть собственная инженерная служба, которая оперативным образом должна не только уметь устранить неисправность, но и постараться сделать так, чтобы все производство работало слаженно, без сбоев. Мы все же «цифровики», и тиражи у нас небольшие, соответственно, и запас на брак минимальный, поэтому наша задача — свести производственные риски к нулю. Вообще, что касается послепечатного оборудования, то тенденция на рынке такова, что в обозримом будущем набор послепечатной техники в цифровой и офсетной типографии отличаться не будет. Все будет зависеть только от того, насколько технологично оно используется», — поясняет технический директор типографии «Буки Веди».
В тренде развития «цифры»
Скорее всего, единственное, на чем «Буки Веди» не ставит экспериментов, это собственно цифровая печать. Три с небольшим года назад типография сделала свой выбор в пользу цифрового оборудования Konica Minolta. По словам Михаила, на тот момент это был единственный производитель цифрового оборудования, предложивший доступное по цене техническое решение, которое, во-первых, позволяло изготавливать малые тиражи книг, во-вторых, обеспечивало надлежащее потребительское качество, а в-третьих, делало данную услугу доступной по стоимости для клиента, что в результате сыграло на все большую востребованность цифровой печати не только в корпоративном сегменте, но и частными заказчиками. На сегодняшний день парк печатных машин в типографии «Буки Веди» достиг 10 единиц. «Мы ставим современное передовое цифровое оборудование, стараясь соответствовать тренду бурного развития цифровой печати», — говорит Михаил.
Из преимуществ работы с Konica Minolta в типографии отмечают умеренную стоимость самого оборудования и быстрый срок окупаемости, что позволяет безболезненно наращивать печатный парк с учетом роста объемов производства. «Цифровые машины Konica Minolta продолжают выдавать высокое качество оттиска даже после выработки оборудованием ресурса, установленного по нормам производителем, — говорит Михаил. — На протяжении нескольких лет эксплуатации могу отметить очень стабильную работу техники, а при запуске нового оборудования не приходится «доводить» машины «до ума», как мы это делаем с послепечатным парком. Konica Minolta поставляет апробированные решения, которые после установки сразу же готовы к работе на полную мощность. При всей своей работоспособности это еще и достаточно гибкое оборудование. Мы ведь никогда не останавливаемся на достигнутых результатах, нам интересно пробовать что-то новое. Это касается и печатной техники. Если производитель допускает использование на цифровой машине материалов от 42 г/м2 (фактически это газетная бумага) до 350 г/м2 (практически картон), то мы должны испытать эти толщины материалов на наших машинах. И надо признать, они успешно с этим справляются. Даже в головном офисе Konica Minolta были приятно удивлены, когда мы показали отпечатки на тонкой газетной бумаге, сделанные на их оборудовании. При этом никаких проблем с перенастройкой с одного типа бумаги на другой не возникает. Клиенты всегда остаются довольны качеством и сроками изготовления заказов, поскольку наше цифровое оборудование гарантирует и оперативность печати, и попадание в цвет, и использование широкой линейки материалов, и даже возможность баннерной печати, использование нестандартных для «цифры» длинных листов.
Кроме того, в компании Konica Minolta пошли для нас на определенные изменения по сервису: в штате их сервисных инженеров есть сотрудник, специально выделенный для решения наших производственных задач».
Так что если еще несколько лет назад можно было говорить о том, что есть масса таких же цифровых типографий, как «Буки Веди», которые делают похожую полиграфическую продукцию и даже на таком же цифровом оборудовании, то сегодня вряд ли найдется аналогичное предприятие и по оснащению, и по наработанному опыту, и по обеспечению технологичности производства, способное конкурировать или хотя бы приблизиться к уровню «Буки Веди».