С момента появления цифровой печатной техники все производители старались развивать возможности цветной печати. При этом черно-белая цифровая печать существовала параллельно, была как бы вспомогательной. Считалось, что это, в первую очередь, технология для офисного документооборота и для простых финансовых документов (счетов, транзакционных документов и т.д.). Цветной должна быть профессиональная печать. Но при этом все эти годы в традиционной полиграфии «черно-белые задачи» все время присутствовали, и есть сейчас:
- Массовая книга. Это преимущественно малоиллюстрированная текстовая книга всегда была в ассортименте книжных типографий. И хотя доля черно-белой книги постепенно снижается, объемы ее выпуска все равно еще очень велики.
- Документация. Это техническая литература, в первую очередь документация на приборы, оборудование, товары народного потребления. В подавляющем большинстве случаев всю информацию можно донести при помощи черно-белых текста и изображений. Для любого производителя изготовление инструкций — лишние затраты, которые хочется минимизировать. Конечно, бывают и цветные инструкции пользователей, но в подавляющем большинстве случаев это лишь задача престижа.
- Каталог. Черно-белой вполне может быть и некоторая часть каталожной продукции, например каталоги промышленных выставок, адресные каталоги. В западных странах есть еще каталоги акций с текущими котировками, впрочем, все это уходит интернет.
- Развлекательная литература. Все больше набирает популярность развлекательная продукция: кроссворды, сканворды, судоку и т.д. Этой продукции по определению не нужен цвет и печатается она на простой бумаге, на которой проще писать ручкой, чем на качественной мелованной или суперкаландрированной.
- Учебная литература. Хотя в последние 10-15 лет учебная литература все больше становится цветной (все же при помощи цвета многое можно сделать более наглядным и лучше воспринимаемым), во многих случаях черно-белая печать экономичнее. Особенно если речь идет об «одноразовой» продукции, типа прописей, рабочих тетрадей, контролирующих документов (сборников вопросов и задач, куда нужно вписывать результаты) и т.д.
Получается, что объем черно-белой или гибридной (большая часть черно-белая с отдельными цветными тетрадками или обложками) на рынке весьма существенный. Во времена Советского Союза и вскоре после его развала в типографиях России работало много черно-белых офсетных машин как отечественного, так и импортного производства. Это были и листовые, и рулонные машины, в том числе специальные с фальцаппаратом под книжный формат. И черно-белую книгу производили в больших объемах — это была массовая продукция. Но постепенно эти производственные мощности стали устаревать и выходить из строя. При этом новые офсетные машины красочностью 1+1 или листовые однокрасочные для печати в два прогона покупали очень редко. Практически все офсетное оборудование, что приобреталось в последние лет 10-15, были для мнокрасочной печати. В качестве исключения можно отметить лишь небольшое количество газетных машин красочностью 1+1, но у них чисто газетный фальц, а значит, для производства книг они не очень подходят. Можно отметить лишь несколько установок однокрасочных машин специально для черно-белой книжной печати, например в типографии «Парето Принт».
Поэтому мощности по производству черно-белой продукции сейчас в основном обеспечиваются очень старым оборудованием «из прошлого». Иногда печатают на многокрасочных офсетных машинах не используя часть печатных секций. Ну а в качестве перспективы для этого вида продукции рассматривается цифровая печать. И с этим стоит согласиться, во всяком случае, инвестиции в однокрасочную офсетную печать в настоящее время весьма спорны и требуют серьезных обоснований.
Не вся «цифра» подойдет
Сейчас цифровое печатное оборудование выпускает большое количество разных производителей, использующих при этом самые разные технологии. Это и существующая уже лет 50 обычная электрография, и появившаяся позже струйная печать, и разные более экзотические способы печати, например «магнитография». Для разных задач подходят разные устройства. Но на современном этапе можно отметить несколько общих требований к оборудованию для черно-белой печати.
- «Всеядность» и нетребовательность к типу используемой бумаги. Черно-белая продукция самая разнообразная, и может на самой разной бумаге. Черно-белая книга может быть и дешевым продуктом, и весьма престижным— на дорогой мелованной бумаге. Каталоги и учебники можно печатать на облегченной «пухлой» бумаге, рабочие тетради — на офсетной или специальной «писчей» бумаге, предназначенной для письма.
- Качество изображения. Вопросы качества печати при разговоре о черно-белой продукции почему-то затрагиваются мало. Считается, что обсуждать нечего. Хотя проблемы градационной передачи, контраста, линиатуры растра, оптической плотности, плотности штриха и многое другое никто не отменял, даже в черно-белой печати. Но ситуация складывается такая, что многие производители пришли в этот бизнес из сегмента копировальных аппаратов, где вопросы полиграфического качества воспроизведения были на втором плане. Для копирования это не принципиально, а вот для производства качественной книжной продукции, да еще и иллюстрированной, требуется учитывать различные полиграфическое требования по качеству, в том числе требования санэпидемнадзора к детским, подростковым и учебным книгам.
- Производительность. Если говорить о цифровой печати как о замене офсета для изготовления книжной продукции, то нужно иметь ввиду следующее. В цветной печати в настоящее время есть разделение: малые тиражи печатаются цифровым способом, средние и большие — офсетом или гибридным способом, если в издании есть переменные части. В черно-белой печати, как мы отметили раньше, офсета уже не так много и, по всей видимости, инвестировать в это уже нет смысла. Все черно-белые книги в настоящее время имеет смысл производить цифровым способом, разве что уж совсем большие тиражи оставить офсету. Но таких тиражей на рынке уже практически нет. Но для средних тиражей производительности обычных черно-белых цифровых печатных машин может не хватать. В этом случае можно использовать рулонные струйные цифровые машины, которых на рынке достаточно.
- Формат листа. При призводстве книжной продукции необходимо получить тетради, из которых в последствии можно собрать книгу и сшить ее нитками. В большинстве своем при цифровом производстве книг на обычных листовых электрографических печатных машинах формата листа (A3 или SRA3) хватает только для получения 4-страничной тетради, что не очень удобно для изготовления шитых нитками книг. При печати на рулонных струйных машинах с полотном 52 см ситуация лучше, но необходимые инвестиции, в том числе и в специализированный комплект послепечатного оборудования для многих типографий неподъемны.
Время Titanов
Вариантов устройств, подходящих для черно-белой производительной печати, несколько, но особого внимания заслуживает серия цифровых черно-белых печатных машин Océ VarioPrint 6000 Titan. Она изначально разрабатывалась для обеспечения высочайшего качества черно-белой печати при высокой производительности — в ней используется целый ряд уникальных технических решений.
- Узел подачи бумаги.
- Высокоточный узел подачи бумаги с детектором двойного листа.
- Узел контроля ориентации листа для правильной подачи при печати.
- Блок двусторонней печати Oce Gemini Technology.
- Блок передачи тонера на бумагу Oce Copy Press Technology.
- Узел равнения листа для подачи в печатных модуль.
- Емкость для монокомпонентного тонера.
- Технологии Oce SuperCell и Oce ScreenPoint.
- Сервер управления печатью.
- Insert From Any Tray — технология, позволяющая осуществлять вложения ранее отпечатанных листов в готовую подборку из любого лотка машины.
- Модуль работы с тонкими бумагами Light Weight Media Kit.
- Приемный стекер.
- Интерфейс для соединения с послепечатными модулями разных производителей
Двусторонняя печать
При производстве книжной продукции печать с двух сторон является необходимостью. Цифровые машины, предназначенные для печати документов, обычно односторонние или имеют специальный модуль для автоматической двусторонней печати. Использовать односторонние машины для печати книжной продукции чисто теоретически можно, сначала печатаются четные страницы, затем стопа переворачивается и печатаются нечетны. Признать такой способ технологичным нельзя: точность совмещения лица с оборотом непредсказуемая, производительность падает радикально, да к тому же еще и велика вероятность ошибки оператора. На машинах с автоматическим дуплексом ситуация чуть лучше, но совмещение лица с оборотом все равно не идеальное, а производительность ниже в два раза. В машинах серии Titan используется уникальная система двухсторонней печати Océ Gemini Instant Duplex — две секции, печатающие одновременно на двух сторонах листа, примерно так же, как в офсетных печатных машинах, работающих по принципу «резина к резине». Это уникальное решение Canon для двусторонней печати обеспечивает идеальное совмещение лица с оборотом при двусторонней печати без снижения скорости работы.
Качество печати
Для машин серии Titan разработана уникальная система записи изображений, обеспечивающая офсетное качество черно-белой печати с разрешением 600х1200 dpi и линиатурой полутонового растра 180 линий на дюйм. Специальный высококонтрастный тонер обеспечивает необходимую для черно-белой печати контрастность штриха (а также текста) и управляемую тоновую передачу. Специальная технология нанесения и закрепления тонера — Océ Copy Press Technology — обеспечивает его точное нанесение практически без отхода его в «отработку» и использования специального девелопера. А низкотепературная «печка» позволяет успешно закреплять тонер без перегрева бумаги, что, в свою очередь, минимизирует коробление бумаги от нагрева и устраняет возможные проблемы с растрескиванием тонера при перегреве. Низкая температура печки также способствует получению матового изображения, очень похожего на офсетный оттиск — без характерного цифрового глянца на черных плашках.
Алгоритм растрирования
В машинах серии Titan применяется уникальный алгоритм растрирования SuрerCell Technology, который одновременно обеспечивает точнейшую (и управляемую) градационную передачу полутоновых изображений при сохранении резкости штриховой графики и текста, в том числе мелкого. Нужно отметить, что, судя по всему, растры на основе суперячеек (SuperСell) в черно-белой цифровой печати, больше никто не использует. Эти алгоритмы разрабатывались ведущим компаниями (Hell, Crossfielsd, Screen) для высококачественной передачи полутонов во времена первых систем цифрового экспонирования. Сейчас растры с подобными технологиями используются в серьезных системах экспонирования офсетных пластин. Это еще один путь, который выбрала компания Canon, для достижения высокого качества полутоновых изображений в своих цифровых машинах. В сочетании с высоким разрешением и линиатурой растра 180 лин/дюйм на оттисках удается получить эффект качественной черно-белой фотографии.
Ассортимент используемых бумаг
Технология печати, заложенная в основу машины, позволяет использовать широкий диапазон бумаг, в том числе тонких, на которых в последнее время принято печатать справочники и тестовые каталоги. Нанесение тонера в Titan происходит при помощи своего рода офсетного цилиндра (как в офсетной печати). В обычной электрографической машине тонер переносится со светочувствительного барабана прямо на бумагу. Перенос осуществляется при помощи электрического заряда, что не лучшим образом влияет на бумагу, которая может набрать статическое электричество. Тонкая бумага, получившая статику, очень плохо проводится через узлы машины — листы могут слипаться, создавая проблемы на последующих операциях. В машине Titan тонер сначала переносится на промежуточный цилиндр, а с него уже на бумагу, за счет давления, опять же, как в офсете. В результате машины могут успешно работать на тонких бумагах на большой скорости. С помощью специального опционального модуля Light Weight Media Kit они могут печатать на бумагах от 45 г/м2 (без этого модуля 50 г/м2). Что касается плотных материалах, то тут все типично — машина может работать на бумагах до 300 г/м3.
Формат листа
У машин серии Titan типовой формат листа несколько отличается от тех, что приняты в цифровой печати. Если типичным форматом для цифровой печати является SRA3, то у Tinan он несколько больше — 350х500 мм (при использовании специального дополнительного модуля PIM-Flex-A1). Такой формат позволяет успешно печатать восьмистраничные тетради типового книжного формата ~17х24 см. При использовании серийных листовых электрографических машин это сделать не получится. Отпечатанные таким образом тетради можно сфальцевать и использовать для шитья книги нитками без промежуточного накопления листов — как это делается при использовании типовой цифровой печати.
Автоматическое преобразование цвета
Весьма часто бывает: сначала издание готовится как цветное, а затем его по ряду причин печатают черно-белым. Вообще, при таком подходе все имеющиеся цветные изображения нужно переводить в черно-белые, причем делать это нужно весьма грамотно. Простая конвертация в PhotoShop из CMYK в Grayscale хороших результатов не даст, особенно если цветное изображение имеет равноконтрастный сюжет (перевод ярко-красных, зеленых и синих тонов в серые даст примерно одинаковый серый цвет, и изображение будет выглядеть не лучшим образом). В машинах серии Titan используется специальный «умный» алгоритм перевода цветного изображения в черно-белое (Ocе’ Screen Point Technology), пришедший из фотографического бизнеса, который осуществляет интеллектуальное преобразование, прорабатывая света и тени, отдельно выделяя текст и графику, и обрабатывая их особым образом. Процессы преобразования цветных изображений в черно-белые управляемые — при необходимости оператор может этот процесс корректировать для получения лучшего результата.
Производительность
Как уже отмечалось, в настоящее время цифровая печать может быть применена при производстве книг малыми и средними тиражами. Но желательно, чтобы она успешно конкурировала по производительности с традиционными способами печати. Машины серии Titan обладают одной из самых высоких скоростей печати на рынке среди листовых машин. Попробуем подсчитать: старшая машина серии — Océ VarioPrint 6330 имеет скорость печати около 320 страниц минуту (типовым форматом в этом случае является формат Letter, близкий к более привычному А4). За минуту машина может отпечатать полный комплект страниц для книги объемом около 300 полос. За рабочую смену (8 часов) она отпечатает около 500 экз. таких книг. Для печати такого количества книг офсетным способом на машине формата А1 или больше нужно выполнить около 20 приладок, и каждую отпечатать тиражом в 500 экз. Если делать три приладки в час с листопрогонами по 500 экз. (что реально), то 500 аналогичных книг можно отпечатать примерно за 7 часов, что в целом близко к возможностям цифровых машин Titan. При больших тиражах среднестатистический офсет будет выигрывать в скорости, но тут нужно учитывать, что быстро прилаживаться можно на относительно современных офсетных машинах. На машинах старых, с механическим управлением или простых рулонных приладка будет длиться дольше, а значит, у цифровой печати преимуществ больше. Помимо этого, стоит учесть, что если книгу на цифровой машине печатать 8-страничными тетрадями, то производительность будет выше. Так что с точки зрения производительности, печатать черно-белые книги тиражом до 1 тыс. экз. на цифровых машинах серии Titan выгоднее.
Экономическая составляющая
Другим немаловажным фактором при принятии решения, на чем выгоднее печатать черно-белую книгу, является себестоимость. В офсетной печати есть немало фиксированных затрат (комплект форм, стоимость приладки, объем макулатуры и т.д.), которые делают экономически не выгодным производство книг небольшими тиражами этим способом. Объем этих тиражей на практике каждая типография должна считать самостоятельно. На вскидку, если сложить стоимость расходных материалов (без бумаги и стоимости приладки), то только за счет печатных форм и перерасхода бумаги на тираж указанной выше книги, нужно затратить минимум 250-300 евро. На цифровых машинах серии Titan стоимость производства определяется фиксированной ценой «клика». Каков он — зависит от множества факторов. Но если он будет в районе 15-20 коп. за одну отпечатанную типовую страницу, то на указанном тираже цифровая печать будет еще и экономически выгоднее. Если же тиражи книг меньше, то выгода от использования цифровой печати уже совершенно очевидна.
Масштабируемость
В серию Titan входит несколько моделей, отличающихся производительностью. Выше мы указывали производительность для модели Océ VarioPrint 6330. У модели 6270 — 266 стр/мин, у модели 6220 — 216 стр/мин, у модели 6180 — 177 стр/мин. Это позволяет типографии выбрать наиболее подходящую для печати своих тиражей машину. Более того, в процессе развития бизнеса типографии, машина может быть модернизирована. Благодаря специальной программе компании — Canon Speed Pass Program — при желании младшую машину можно дооснастить до старшей. При этом модели изначально проектировались как надежные и «тяжелые», рассчитанные на большие объем печати. И хотя рекомендуемый объем печати у разных моделей машин серии Titan разный (от 2,5 до 10 млн в месяц), тем не менее, конструктивно это один и тот же надежный железный механизм, который успешно прослужит долгие годы.
На сегодняшний день машины серии Océ VarioPrint 6000 Titan — одно из наиболее продуманных решений для печати черно-белых книг и брошюр. Конечно, их можно использовать и для выпуска других видов продукции (от почтовой рассылки и транзакций до объявлений и афиш небольшого формата), но именно в книжной печати они могут реализоваться наилучшим образом, заменяя собой существующие устаревшие офсетные решения, по крайней мере, в сегменте небольших и средних тиражей, которых становится все больше.