Не так давно в составе российской делегации, в которой были владельцы и руководители полиграфических предприятий, мы побывали в типографии одной из развитых в экономическом плане стран. В разговоре с владельцем этой типографии выяснилось довольно много любопытных цифр и фактов, которые нам показались несколько надуманными, более того, возникло даже подозрение, что нас немного дурачат. Но в то же время вспомнилось посещение типографии в Японии. В официальном прайс-листе на услуги этого предприятия стоимость типовой полиграфической продукции была заметно ниже той, которую можно получить в России «при самом лучшем раскладе». Тогда эти цифры также показались неправдоподобными. Как этого добиваются, понять совершенно невозможно. В такой дорогой стране, как Япония, с очень высоким уровнем зарплат рабочих и довольно большим уровнем налогов цены на продукцию оказываются ниже, чем у нас. После нескольких подобных посещений типографий в разных странах и изучения разных видов «полиграфических экономик» мы решили разобраться, как это у них получается, и если получается, то за счет чего.
Сравниваем цены
Итак, некоторые факты. Имеется небольшая по европейским меркам типография, в которой работают две печатных машины формата B1: одна четырехкрасочная, другая восьмикрасочная. Помимо этого, есть еще цех малоформатной печати, где используются две машины формата B3: одна четырехкрасочная, другая двухкрасочная. Типография работает в одну смену. Общее число сотрудников?— 15?человек. Годовой оборот типографии составляет 2,5 млн евро. Величина чистой прибыли около 230?тыс. евро, что соответствует вполне нормальным для Европы 9%. Средняя заработная плата сотрудников типографии (грязная, с учетом всех налогов и отчислений) — около 50–55 тыс. евро в год. Срок окупаемости оборудования 6–7 лет. В принципе, это типовая ситуация, и пока все не так удивительно. Тем не менее следует обратить внимание на следующее: суммарная стоимость оборудования, используемого в типографии, составляет примерно 4,5–5 млн евро (помимо печатных машин, есть немало послепечатного оборудования, CtP, а также приличных размеров здание (недавно построенное) и все необходимое для полноценной работы). Оборудование относительно новое, машинам вряд ли больше 5–7?лет. Типография выводит в месяц около 3,5–4?тыс. пластин, что соответствует примерно тысяче выполненных в месяц приладок. Для четырех печатных машин, работающих в одну смену без выходных, это довольно много. На каждую машину приходится примерно по 12 приладок в день. Вроде бы и не так страшно, многие наши типографии умеют это делать, но нужно учитывать, что средняя тиражность более 2 тыс. экз., так что в час вряд ли можно сделать более 2–2,5 приладок. То есть типография работает не на максимуме своих мощностей, и у нее остается еще возможность в пиковый сезон добавить производительности. Конечно, мы понимаем, что считать чужие деньги — это не очень тактично, но наша задача?— понять общий экономический механизм, действующий в развитых странах, и можно ли нам пользоваться имеющимися там наработками.
Исходя из этого попробуем очень грубо просчитать ситуацию «с другой стороны». Если общий оборот типографии в год составляет 2,5 млн евро, то средняя приладка (или точнее, средний заказ, включающий приладку, листопрогоны, бумагу и другие материалы) должна продаваться не более чем за 250 евро! И это при тираже 2 тыс. листов формата B1! С формами! С бумагой! Точнее, с половиной необходимой бумаги, поскольку на один заказ, или скорее печатный лист, уходит две приладки — по одной на каждую сторону. Вот эта цифра вызывает большие вопросы. Как можно продавать заказ за такие деньги? Это же безумно дешево! Типография, работающая при таких низких продажных ценах, не может быть прибыльной, она давно бы уже разорилась. Либо где-то что-то не учитывается, либо нам дали неверную информацию. Просчитав подобный заказ в московских типографиях, мы получили существенно большие цифры. Стоимость такого заказа составит никак не меньше 450–500 евро! То есть в два раза дороже. И это в типографиях, которые проводят гуманную ценовую политику. А если просчитать наобум, то стоимость могла бы достигнуть и трехкратного превышения цены. Так что опасения руководителей российских типографий вполне оправданны.
Ищем причины
Тщательно все обдумав, мы пришли к выводу, что на самом деле информация, полученная от иностранных коллег, скорее всего, правильная, просто в нашей стране многое устроено не совсем верно. Для начала мы проверили «сходимость экономики» в той самой европейской типографии, а затем уже выявили причины, почему в нашей стране ситуация совсем иная.
Общие прямые затраты типографии должны состоять из нескольких частей. Мы уже упоминали, что в типографии работает 15 человек со средней зарплатой в 55 тыс. евро. Таким образом, из всего оборота типографии более 800 тыс. евро уходит на заработную плату (в этой сумме уже учтены налоги на персонал). Типография должна окупать приобретенное оборудование. И вот здесь у нас появляется первый сюрприз. Лизинг оборудования в развитых странах Европы составляет около 3–5% в год, а не 15–20%, как у нас. Таким образом, за 7 лет срока лизинга удорожание оборудования составит не более 25%. У нас за тот же промежуток времени за оборудование приходится отдавать две с половиной цены! Так что при общих затратах типографии на оборудование, которые мы оценили в 4,5?млн евро, выплаты составят еще примерно 800 тыс. евро в год. И это в том случае, если все оборудование находится в лизинге. Но, скорее всего, часть оборудования уже давно окупилась, например малоформатные печатные машины, да и некоторое послепечатное оборудование. По крайней мере, владелец типографии отмечал, что он ждет окончания лизинга на те или иные виды оборудования, чтобы затем строить планы дальнейшего развития. Брать следующее в лизинг бездумно там не планируют. Это косвенно говорит о том, что за экономикой на предприятии следят очень пристально.
Получается, что из тех 2,5 млн евро, которые типография проворачивает за год, 1,6 млн евро расходуется на косвенные затраты (а до прямых мы еще и не дошли). Если же вычесть из оборота те самые 9% прибыли, то на прямые затраты остается не более 650 тыс. евро. И это на все материалы, энергию, а также на содержание здания. На первый взгляд может показаться, что это абсолютно нереальные цифры. Опять что-то не сходится. У нас считается хорошим результатом, если доля бумаги в себестоимости производства рекламной продукции составляет около 50%. Но у нас уже осталось не больше четверти всех средств. А нужно еще купить как минимум печатные формы, которые также составляют заметный объем затрат типографии. Впрочем, в той типографии, в которой мы были, используется выводное устройство, работающее на аналоговых формных пластинах, что, по мнению владельца типографии, дает ощутимую выгоду. Стоимость хороших аналоговых пластин производства Agfa для этой типографии не более 5 евро за 1 м2, причем включая всю необходимую химию! Таким образом, за 35–40 тыс.?м2 формных материалов, которые типография «съедает» за год, она платит не более 180–200 тыс. евро. Впрочем, если бы в типографии использовалось выводное устройство, работающее на цифровых формах, то она потратила бы на это как минимум на 50–60 тыс. евро больше. Это, конечно, существенное увеличение затрат, но, как покажет окончательный расчет, не смертельное, просто прибыль типографии сократилась бы на пару процентов.
Теперь бумага. Самый сложный вопрос: сколько денег уходит на бумагу? К сожалению, точно подсчитать мы не сможем, поскольку владелец типографии обмолвился, что иногда бумагу заказчик привозит сам. Какая доля этого «иногда», нам объяснить не смогли. Но попробуем для начала посчитать затраты, если бы всю бумагу типография покупала сама, и посмотрим, насколько это реально при сложившихся у нас расходах. При указанных ранее тиражах и числе заказов типографии нужно примерно 12 млн листов бумаги усредненного формата 60х90 см в год. Бегло посмотрев на печатаемую в типографии продукцию, можно сказать, что используется и тонкая бумага 70–80 г/м2, и довольно плотная 170 г/м2, хотя тонкой бумаги на момент нашего визита было заметно больше (примерно 65%). При грубых подсчетах общий вес потребленной бумаги составит около 700?т в год. Таким образом, из всей суммы оборота на бумагу осталось не более 470 тыс. евро. В?типографии используют для печати и мелованную, и офсетную бумагу. Доли всего этого нам неизвестны, но если принять за основу, что вся бумага мелованная, то даже в этом случае расчеты вполне сходятся. Получается, что тонна бумаги должна стоить не более 700?евро. Не так уж и несбыточно!
Конечно, вчистую такие расчеты не проходят, поскольку есть еще и другие материалы, и электроэнергия, которая в Европе не очень дешевая, и всевозможные прочие затраты (хотя они относительно небольшие и, наверное, в 100 тыс. евро уложатся). Так что с учетом того, что часть бумаги привозят клиенты, часть составляет более дешевая офсетная бумага, эти расчеты недалеки от истины! Просто в Европе немного другая экономика. При всем этом типографии используют многие хитрости для того, чтобы быть еще более экономически эффективными. Например, принципиально не заводят вторую смену, хотя теоретически найти заказы можно. Но это потребует увеличения количества персонала, что составит чуть ли не треть всех затрат. Персонал придется оплачивать полностью (а за ночные смены еще и доплачивать, как диктует законодательство), а вот удастся ли удвоить оборот, чтобы это было прибыльно, еще неизвестно. Любопытным оказалось и то, что в типографии используют некоторые виды оборудования, например экспонирующее устройство, только в ночное время, причем в полностью автоматическом режиме. Проявочный процессор, да и само устройство, потребляют заметное количество энергии, и если есть возможность не использовать его днем, когда энергия дорогая, то это нужно делать. Так что оператор вечером перед уходом запускает в очередь вывода все заказы на следующий день (48 приладок, около 200 пластин), и за ночь устройство изготавливает весь комплект. Даже не самое быстрое устройство со скоростью 20 пластин в час с этим легко справляется. При этом днем выводное устройство всегда свободно, чтобы делать сверхсрочные заказы (если такие возникают), или изредка используется для переделки пластин.
Упрощенная схема структуры затрат средней типографии в Европе и в России. Легко заметить, что специфика затрат совершенно разная. Те виды затрат, которые, по идее, должны способствовать развитию бизнеса и расширению производства, в нашей стране непомерно высоки и являются явным сдерживающим фактором. В реальности типографии России должны платить в разы больше за современное оборудование, чем их коллеги из европейских типографий. Аналогичная ситуация и с расходными материалами, поскольку все они приезжают в нашу страну из-за рубежа, и особенно с бумагой. При прочих равных бумага в нашей стране примерно в два раза дороже, чем в Европе. Единственный плюс, которым может похвастаться Россия, это более низкие средние заработные платы, что немного сглаживает проблему. Более того, заработная плата имеет тенденцию к росту, и европейцев мы потихоньку догоняем. Но такой подход приведет к тому, что печатать в нашей стране будут еще меньше (слишком дорогое удовольствие)
Почему у нас по-другому?
Вот такая получается «другая экономика». Оказывается, что все указанные цифры, какими бы странными они ни казались, вполне правдоподобны. Реально продавать заказы недорого, при этом не сильно напрягаться в процессе работы и быть прибыльным. Так почему же это не получается у нас? Однозначного ответа мы, скорее всего, никогда не узнаем. Неужели владельцы наших типографий слишком алчные и непременно хотят иметь огромную норму прибыли? Отчасти, может быть, и да, но опять же это не всегда потому, что просто хочется до отказа набить карман. У нас экономика альтернативная... Альтернативная здравому смыслу. Начиная от начисления налогов (НДС на бумагу сначала платится импортером в полном объеме, а потом что-то из этого можно попробовать вернуть). Но если бумага куплена на внутреннем рынке (например, у оптовика), то вернуть уже ничего невозможно. Владельцу типографии нужно еще и думать о «непредвиденных расходах», которые случаются регулярно в виде проверок, визита инспекций, комиссий и т. д., которые, уходя, обычно уносят с собой некоторые суммы денег (причем в расходы их просто так не спишешь).
Но даже если отвлечься от «особенностей российского бизнеса» и стараться работать «как положено», все равно есть как минимум два препятствия к тому, чтобы у нас типографии могли работать так же, как в европейских странах. Это «стоимость денег» и стоимость импортных материалов, включая бумагу. Получается, что оборудование ведущих зарубежных производителей в нашей стране «во владении» оказывается чуть ли не вдвое дороже, чем в развитых странах. Примерно то же самое можно сказать и о бумаге. Отечественной бумаги, которую «защищают» таможенные пошлины, просто нет, а импортная дороже почти в два раза, чем в Европе. Стоимость прочих материалов у нас также заметно выше по сравнению с европейскими странами.
Шутки ради мы попробовали пересчитать экономику той самой типографии из Европы, окажись она в нашей российской действительности. Только крупные прямые доли себестоимости (лизинг оборудования, бумага, материалы и зарплата) дают затраты более 3,6 млн евро в год! И это при том условии, что зарплату мы скорректировали до среднероссийской, в противном случае было бы еще больше. Если к этой сумме добавить те самые 9% прибыли, то получается, что оборот типографии должен составить около 4 млн евро при тех же условиях. А значит, цена одного заказа возрастает до 400 евро, то есть до тех величин, с которых эти условные заказы начинаются и у нас. Так что корень зла нашей полиграфии находится в правилах игры, устанавливаемых руководством страны. Почему в стране, которая имеет стабильный валютный доход (продавая недра в розницу и оптом), кредитование или лизингование считаются высокорискованным занятием, и за него нужно платить сумасшедшие по меркам развитых стран проценты? Не потому ли, что крупная финансовая бизнес-элита нашла подход к руководству страны и для них это выгодно? А бумага? С бумаги так и вовсе можно спокойно стричь любые налоги. Альтернативной бумаги все равно нет, а значит, платить будут сколько угодно, или точнее, «сколько скажем». Бюджет страны нужно регулярно пополнять всеми силами, ведь нужно же что-то «пилить»... Полиграфия, конечно, мелкая и жалкая отрасль (даже и не отрасль вовсе), но «с паршивой овцы хоть шерсти клок»...
Читайте на PrintDaily.ru