В январе 2011 г. IT-медиа запестрели заголовками о революции в сфере офисной печати. Малоизвестная компания Memjet, разработав собственную технологию струйной печати, вознамерилась поучаствовать в создании самых быстрых и недорогих принтеров в мире. Причем ограничиваться офисным сегментом в Memjet не собираются. Рынок производства широкоформатной рекламы, упаковки и этикетки, а также фотопечати уже удостоился ее самого пристального внимания.
Мало кто помнит, но в 2007 г. Memjet уже предпринимала попытку коммерциализировать свою технологию. Были и громкие лозунги в прессе, и обещания совершить революцию в области струйной печати. Велись переговоры о партнерстве с такими гигантами как НР и Lexmark, но затем все довольно быстро утихло, и компания ушла в тень.
Отраслевые эксперты говорили, что конкуренты Memjet были уверены в собственных разработках и поэтому не спешили принимать технологии на вооружение. Председатель совета директоров Memjet объяснял фальстарт тем, что потенциальные партнеры хотели более развитую систему печати, чем ожидали в Memjet... Как бы то ни было, амбициозному новичку потребовалось еще три года, прежде чем он предпринял вторую попытку штурма в 2010 г.
В мае 2010 г. появилась новость о том, что британская компания AMS выпустит на рынок цветной принтер AMS M1 Colour Page Printer, использующий технологию струйной печати Memjet. А чуть позже, на чикагской выставке Pack Expo компания Memjet анонсировала собственную технологию полноцветной струйной печати для рынка этикетки и упаковки, а также продемонстрировала прототип рулонного этикеточного принтера, работающего со скоростью 30 дюймов/с. Шон Марске (Sean Marske), президент Memjet Labels, уверял, что технология Memjet «разрушит устоявшиеся представления о том как происходит цветная печать упаковки и этикетки».
В этот раз его слова вызвали больше доверия. После выставки сразу несколько компаний заявили о том, что будут использовать технологии Memjet в производстве собственного оборудования для печати этикеток и печати по конвертам. В их числе Astro Machine (США), MainStream (США), OWN-X Industrial (Европа) и Rapid Machinery Company (Австралия).
«Первые полноцветные этикеточные принтеры были нишевыми продуктами по причине своей медлительности и высоких эксплуатационных затрат, – отмечал Фред Нолл (Fred Noll), президент MainStream LLC. – Технологии Memjet позволяют нам обслуживать более широкий рынок, так как для нее нехарактерны эти ограничения».
Прототип широкоформатного принтера, использующего технологию Memjet
Фото: Memjet
На первый взгляд кажется, что это отличная новость для полиграфистов. Но слушаем Шона Марске дальше: «Устройства, в которых используется наша технология, позволят владельцам торговых марок и производителям товаров отказаться от централизованной печати и перенести этот процесс непосредственно в то место, где будут использоваться отпечатанные этикетки, ярлыки, наклейки и проч. В Магазин, например, или на фабрику, где производится собственно продукция. Отдельные экземпляры могут быть отпечатаны за секунды. Более крупные партии – за минуты».
Получаем модель децентрализованной печати, как ее называют в Memjet, которая не предполагает наличия подрядчика и таким образом упрощает и сокращает технологическую цепочку. А вместе с ней и полиграфистов.
После Pack Expo прошло еще два месяца и на выставке International Consumer Electronics Show (CES), которая прошла в январе 2011 г. в Лас-Вегасе, Memjet объявила о подписании еще нескольких стратегических соглашений с крупными компаниями из азиатского региона. На этот раз – в офисном сегменте.
Первые адепты
Прежде всего, Memjet заключила соглашение с индийской компанией WeP Peripherals о создании самого быстрого в мире цветного офисного принтера для индийского рынка. WeP Peripherals является крупнейшим игроком на местном рынке Managed Print Solutions (MPS) и предлагает свои услуги в сегментах Enterprise и SME.
Аналогичная сделка была заключена с компанией Kpowerscience, которая будет собирать принтеры WinJet для вертикальных рынков Тайваня вроде здравоохранения и правительственных компаний.
Имя третьего партнера Memejet знает, пожалуй, каждый. Это Lenovo – один из крупнейших производителей ПК в Китае, а также владелец почти 20%-й доли местного рынка лазерных принтеров. Вместе со своим новым партнером Lenovo, как и предыдущие компании, планирует создать высокоскоростной и доступный офисный принтер для китайского рынка.
«Печать представляет стратегический интерес для Lenovo и партнерство с Memjet обеспечит нас отличной технологией цветной печати, что поможет в обслуживании наших клиентов и позволит агрессивнее конкурировать за новый бизнес, – заявил Чен Ксудонг (Chen Xudong), вице-президент и главный управляющий Lenovo в Китае. – Мы верим, что с помощью Memjet станем основным поставщиком решений для офисной печати в Китае в течение нескольких следующих лет».
Офисный принтер, использующий технологию Memjet
Фото: Memjet
Чем объясняется такой интерес?
Сейчас в офисах используют лазерные или струйные принтеры, с присущими этим технологиям ограничениями. «Среднестатистический» лазерник выдает порядка 60 с./мин, но в монохромном режиме. Струйники обеспечивают качественный цвет, но при этом печатают достаточно медленно.
Офисные принтеры, в которых используется технология Memjet, за секунду могут отпечатать полноцветную страницу с разрешением 1600х1600 dpi, а стоить должны примерно 600 долл. По заявлению производителя подобное решение вдвое быстрее и дешевле в эксплуатации чем тот самый «cреднестатистический» офисный принтер.
Такая скорострельность обеспечивается печатающими головками, вмещающими 70 400 дюз каждая, а это, как говорят в Memjet, примерно в 17 раз больше, чем в традиционных струйный устройствах. Вместе головки генерируют более 700 млн. капель в секунду объемом 1,2 пл каждая. При этом, ширина печатающего блока Memjet составляет 222,8 мм и покрывает ширину листа А4, что обеспечивает однопроходную (читай высокоскоростную) печать без возвратно-поступательного движения каретки.
В Memjet утверждают, что их технология – это самая значительная инновационная разработка в отрасли за последние 25 лет. Зная о научном потенциале Memjet, с этим несложно согласиться: достижения компании защищены более чем 3000 международными патентами и еще около 2000 заявок находятся в стадии рассмотрения. Почти все они касаются разработок в области струйной печати.
«Появление технологии Memjet и заключение ОЕМ-договоров с крупными международными брендами дает основания ожидать первых за последние много лет серьезных изменений на рынке решений для офисной печати, – говорит исполнительный директор Memjet Лен Лойер. – В этом году Memjet планирует заключить еще несколько партнерских договоров, в рамках которых ее технология будет использоваться в сегментах фото- и широкоформатной печати.
Если Memjet удалось разработать действительно инновационное решение – зачем ей Lenovo и другие ОЕМ-партнеры?
Будучи уверенной в революционности и уникальности собственной разработки, Memjet мудро отказалась от производства печатных устройств своими силами в пользу менее хлопотной и более прибыльной стратегии. Цель компании – стать технологическим партнером для других производителей печатающих устройств. Memjet производит печатающие головки, чернила, софт и полупроводниковые интегральные схемы. Партнеры же собирают на основе этого печатающее устройство – будь то офисный принтер или машина для печати по гофрокартону – и продают его под своим брендом, но обязательно с надписью Powered by Memjet.
Помните, ставший классическим слоган Intel Inside? Так вот Memjet делает то же самое, но для принтеров.
Устройство для печати этикетки – Powered by Memjet
Фото: Memjet
Что защищают 3000 патентов?
Ключевая технология Memjet была разработана австралийским изобретателем Киа Сильвербуком (Kia Silverbrook), который считается одним из самых плодовитых и замкнутых изобретателей в мире – ни одного интервью за 15 лет. Когда-то он руководил австралийским R&D подразделением Canon. Затем основал собственную исследовательскую компанию Silverbook Research, а в середине 90-х стал одним из основателей Memjet, которая должна была заняться продвижением созданной им технологии.
Столь высокотехнологичная деятельность требует серьезных вложений. Названия и имена, конечно, не афишируются, но западная пресса предполагает, что главным источником средств для Киа является частный инвестиционный фонд Argonaut Private Equity, контролируемый «энергетическим миллиардером» Джорджем Кайзером (George Kaiser). Точная цифра инвестиций также не раскрывается, но Лойер признает, что это сотни миллионов долларов.
Киа осваивает миллионы весьма эффективно. В определенные периоды деятельности его компания подавала до 10 заявок на патенты в неделю, а сегодня она является одной из самых инновационных компаний, входя в первую десятку компаний по количеству патентов в США вместе с НР, Canon, Microsoft, IBM и проч.
Штаб-квартира Memjet находится в Австралии. Всего в компании трудится около 500 человек. Из них примерно полсотни работают в американском офисе в Сан-Диего, который, кстати, находится в нескольких сотнях метров от подразделения НР, занимающегося струйными технологиями. Именно НР, со своей фирменной технологией струйной печати Edgeline является основным конкурентом Memjet, хотя ее разработка несколько уступает австралийской по техническим характеристикам. У головы HP – 10500 дюз, ширина – 4,25 дюйма. У Memjet – 70400 дюз, и 8,77 дюйма, что позволяет печатать полноцветное изображение с разрешением 1600 dpi за один проход листа при неподвижной головке. Это больше чем у конкурирующих принтеров, но меньше, скажем, чем у офсетных CtP-систем. В Memjet шутят, что их детище на две трети так же хорошо как офсет. При этом в компании никогда не говорят что качество печати их принтеров лучше, чем у конкурентов. Оно просто такое же хорошее.
Кстати, когда у Лойера спросили кем будут для Memjet такие компании как HP, он ответил, что считает их больше потенциальными партнерами, чем конкурентами.
Рынок ждет
Аналитики говорят, что выход Memjet на рынок этикетки понятен и правилен. Здесь важна скорость и низкая цена. Да и конкурентов в этой нише пока немного. Большинство из них – достаточно молоды.
А вот на других рынках легкой жизни не предвидится. Например, чтобы внедрить свою технологию в фотокиоски придется сильно потолкаться с HP, Kodak и Fujifilm. Офисный сегмент также не страдает от отсутствия конкуренции, равно как и рынок широкоформатной печати.
Тем не менее, руководство Memjet уверено в успехе. Лойер уже представляет себе газетные киоски в отелях, которые за пару минут печатают выбранную газету их постояльцам. С не меньшим упоением он рассказывает о перспективах фотопечати в розничных сетях, печати этикетки прямо на фармацевтических фабриках и т. д.
Дешевизна, скорость и как минимум приемлемое качество – вот его козыри, которые он выложил на стол.
P.S.
Тем, кто хочет погрузиться в технологические дебри рекомендую вот эту, эту и эту страницы.