Цифровая печать стала самодостаточным подразделением бизнеса - Printdaily

Типография «Оптифлекс» была основана в июле 2012 года в городе Липецк — регионе, занимающем одну из лидирующих позиций среди субъектов, обеспечивающих продовольственную безопасность страны. Большое количество производителей, удобное местоположение и опыт, полученный руководителем компании Алексеем Голубых, дали толчок к созданию собственного предприятия.

Становление компании происходило в течение первых трех лет работы, когда она была рада каждому, даже разовому заказу. Сегодня же у нас более 400 заказчиков из разных уголков России и стран СНГ (Казахстан и др.). В основном это представители перерабатывающих отраслей промышленности: производители продуктов питания и напитков, бытовой химии, автотоваров, фармацевтических средств, представители торговли и логистики. Профиль нашей деятельности за время работы также изменился: если изначально мы позиционировали себя только как флексотипографию полного цикла — от разработки дизайна и производства печатных форм, до печати этикетки и доставки продукции заказчику — то сегодня «Оптифлекс» производит самоклеящуюся и безосновную пленочную и бумажную этикетку, запечатывает пленку для пакетов флоу-пак, печатает материалы для саше, термобилеты и термочеки, поставляет термо-трансферную ленту и обеспечивает предприятия полным спектром маркировочной продукции.

Стратегия «Оптифлекс» основывается на трех основных аспектах: профессиональный подход, качественная продукция и оперативность выполнения заказов, что в итоге дает оптимальное решение для заказчика. Отсюда и название компании — «ОПТИмальная ФЛЕКСо­графия»!

От «флексы» к первой цифре

В период 2012–2017 гг. компания сформировала парк флексопечатного оборудования, который изначально состоял из машин вертикального построения. Но уже в сентябре 2015 года был введен в эксплуатацию первый высокоскоростной 8-секционный печатный комплекс линейного построения производства компании Nuova GiDue (Италия). В марте 2017 года производство пополнилось еще одним печатным комплексом итальянского производителя, который в то время уже влился в холдинг Bobst (Италия). Завершением укомплектации флексографского участка стала инсталляция осенью 2018 года сервоприводной печатной машины Weigang ZJR-450 топового азиатского производителя.

К 2018 году у нас сформировался объемный портфель заказов, приличную часть которого составляли короткие тиражи до 500–600 погонных метров. Зачастую приходилось выполнять их с низкой маржинальностью либо себе в убыток, зарабатывая с длинных тиражей. Расчеты показывали, что выполнять их на флексомашинах для нас невыгодно, в отличие от цифровой печати, где отсутствуют печатные формы, приладка минимальна и уже первый оттиск может являться сигнальным. В то же время на рынке явно наблюдалась тенденция к уходу наших заказчиков в сферу крупно-ассортиментного бизнеса с большим процентом «прощупывающих» позиций, что всё чаще наводило на мысль о необходимости создания в компании участка цифровой печати.

Чаша весов явно перевешивала в пользу запуска проекта «цифровая этикетка», но нас тогда терзали сомнения и были опасения относительно того, станет ли проект рентабельным, удовлетворит ли наших заказчиков качество печати, сможем ли мы оперативно отладить процесс перехода на «новые рельсы» и проч? Поэтому наряду с решением вопросов о «перестройке» процессов внутри компании, налаживании логистики между отделами и изменении мировоззрения менеджеров, стоял вопрос о минимизации затрат.

Все это привело нас к компании Konica Minolta, которая предлагает наиболее доступную на сегодняшний день этикеточную ЦПМ промышленного класса, и в декабре 2018 года мы подписали соглашение о приобретении машины Accurio Label 190 и конвертинговой линии GM Mini. В апреле 2019-го новое оборудование было запущено у нас на производстве, и уже в апреле мы отгрузили заказчикам первые тиражи этикетки, отпечатанной цифровым способом.

Если говорить об обычных работах (не срочных и без персонализации), то на эту ЦПМ мы ставили тиражи от 20 до 150–200 м одного дизайна без сверхвысоких требований к качеству и другим параметрам этикетки. Машина печатает на большинстве стандартных самоклеящихся материалов, изображение яркое, насыщенное, красочный слой довольно плотный и стойкий к механическому воздействию, хорошая адгезия к запечатываемому материалу. Порадовала возможность повторения оттисков с флексографских машин.

В апреле 2020 года мы поменяли эту машину на более новую модель AccurioLabel 230 и считаем, что в нашем портфолио заказов есть работы, которые оптимально выполнять именно на ней.

Покупка HP Indigo

За год эксплуатации ЦПМ Konica Minolta мы смогли отладить все внутренние механизмы. Сотрудники получили опыт работы с цифровой техникой, дизайнеры усовершенствовали процесс подготовки цифровых макетов, а отдел продаж проработал рынок коротких тиражей и расставил приоритеты в направлениях поиска новых заказчиков. Все это позволило нам взглянуть на участок цифровой печати не как на дополнение к флексопечатному производству, а как на вполне самостоятельное и самодостаточное направление бизнеса.

Помимо перевода существующих коротких тиражей на цифровую машину, мы активно начали использовать преимущества цифры для привлечения новых заказчиков, провели анализ рынка средних и малых тиражей, который указал нам на ограничения технических возможностей AccurioLabel. Машина печатает сухим тонером, который содержит воск и расплавляется под воздействием высоких температур, что делает невозможной печать на полиэтилене, безосновных пленках и термобумагах. Кроме того, многие заказчики выбирают прозрачные и металлизированные материалы, печать по которым, зачастую, требует наличия белил, а их у Konica Minolta также нет. Мы знаем, что в 2019 году компания GM разработала для машин AccurioLabel флексосекцию, позволяющую наносить белила в линию, но скорее всего, мы не будем рассматривать ее приобретение, так как очень скептически относимся к всевозможным гибридам, ведь они сочетают в себе не только плюсы, но и минусы своих компонентов. И если мы говорим о плюсах ЦПМ при печати коротких тиражей (низкая себестоимость приладки, оперативность и пр.), то они как раз и будут «съедены» минусами флексографской секции.

В предлагаемых на рынке цифровых машинах для печати этикетки используется одна из трех основных технологий: электрофотография с сухим или жидким тонером, а также струйная печать. Первый вариант по понятным причинам мы уже не рассматривали, поэтому детально сосредоточились на изучении особенностей технологии HP Indigo, которая единственная на рынке предлагает решение с жидким тонером, а также на струйных решениях от компаний Durst и Domino. Основными критериями оценки были качество печати, производительность, возможность повторения тиражных оттисков с флексографских машин, возможность последующей отделки (ламинирование, тиснение и т.п.), стоимость расходных материалов и обслуживания и, естественно, стартовая цена проекта.

По стоимости запуска проекта и эксплуатационных затрат все машины примерно сопоставимы. То же самое касается качества печати. А вот получить на струйных машинах оттиски, такие же по восприятию, как на «флексе» оказалось проблематично. С послепечатной отделкой образцов, отпечатанных на струйных машинах, учитывая рельефность красочного слоя, также возникли сложности. Кроме того, присутствует еще один фактор риска — большинство струйных машин использует несколько печатных головок на один цвет, а они, как мы знаем, рано или поздно выходят из строя и требуют замены, что сопряжено со значительными затратами.

В итоге мы остановились на семикрасочной рулонной ЦПМ HP Indigo 6900 Digital Press, которая была установлена в марте 2020 года. В дополнение к ней — в июне мы запустили финишную линию Digicon Series 3 производства британской компании AB Graphic.

HP Indigo у нас работает всего несколько месяцев, поэтому делать какие-либо выводы пока преждевременно. Можно сказать, что мы печатаем на ней как стандартные для нас самоклеящиеся этикетки, так и «экспериментируем», исследуем возможности печати на безосновных материалах, бумагах для саше-пакетов, пленках для флоу-пак, термокартонах… С каждым днем повышается профессионализм операторов, отрабатываются навыки, загрузка машины постепенно увеличивается.

Единственное, о чем уже можно говорить более-менее уверенно, так это о точке пересечения цифровых и флексотиражей. Производитель декларирует 1500 м, но для нас на практике более корректным оказался диапазон в районе 400—600 м печати этикетки одного дизайна. Поэтому тиражи до 200 м мы печатаем на Konica Minolta, от 200 до 600 м — на HP Indigo, а то что выше уходит на флексографские машины.

На сегодняшний день доля цифровых заказов у нас составляет примерно 20% от общего объема, но этот показатель постепенно растет. Забегая вперед, полагаю, вполне реально предположить, что соотношение заказов по используемым технологиям печати составит 60/40, а, может быть, даже 50/50 уже в обозримом будущем.

Как я уже говорил, участок цифровой печати в «Оптифлекс» является не только хорошим дополнением флексопроизводства, когда необходимо выполнить дозаказ каких-то позиций, напечатать несколько новых видов короткими тиражами, подготовить этикетки к выставочным мероприятиям без затрат на допечатку, но и вполне заслуживает развития как самостоятельное подразделение! На рынке все больше запросов на этикетки и упаковку с переменной информацией — для старт-ап проектов, медийных акций и т.п. И наличие цифрового участка позволяет развиваться и в этом направлении, выполняя такого рода заказы.

В этой связи приобретение ЦПМ можно рассматривать как один из обязательных этапов развития флексотипографии. Естественно, что загрузить цифровую машину гораздо легче, когда уже есть пул флексозаказов. В свое время высказывались мнения, что цифровую машину надо покупать, когда уже активно загружены 4–5 флексомашин. Наверное, это правильно!