Александр Лисогорский, генеральный директор, типография «Р-Мастер» (Москва)
Решение о приобретении цифровой печатной техники далось довольно сложно. В принципе, R-Master – традиционная офсетная типография, существующая уже довольно много лет и специализирующаяся на типовой для офсетного производства продукции: в первую очередь это каталоги товаров, в том числе объемные, периодика, рекламная продукция небольшими и средними тиражами. Начиналось все с простых офсетных одно- и двухкрасочных машин еще в середине 90-х годов. Впрочем, довольно быстро появились несколько полуформатных машин уже с четырьмя и более красками для печати цветной продукции и комплекс послепечатного оборудования для изготовления традиционной полиграфии. Далее все развивалось также по вполне традиционному сценарию: полуформатные машины начали заменяться машинами полного формата. В типографии появился Heidelberg Speedmaster SM 102 в конфигурации 2+2 или 4+0. «Брали мы его в первую очередь для печати каталожной продукции, которая часто бывает красочностью 2+2 или 1+1, но важно печатать сразу с двух сторон листа, это экономически более целесообразно. Впрочем, эта машина быстро стала нашим флагманом, и мы изготавливали на ней продукцию очень высокого качества», — рассказывает Александр. Опыт с машинами, печатающими сразу с двух сторон, оказался успешным, и еще через какое-то время в типографии R-Master была установлена восьмикрасочная c переворотом после четвертой секции офсетная машина KBA Rapida 105. Мы поинтересовались, как так получилось, что после Heidelberg в типографии оказалась машина KBA. Александр объяснил: «Обе марки очень достойные, и приходится выбирать, как между Mercedes и BMW. Но если между машинами выбор скорее вкусовой – кому что нравится, то при выборе печатной машины приходится учитывать и экономическую сторону вопроса. Наша KBA досталась нам неновой из Европы, но в очень хорошем состоянии и на хороших условиях». Эта машина позволила печатать цветную продукцию за один прогон с довольно высоким качеством.
Впрочем, по мнению Александра, элитное качество интересует не такое большое количество заказчиков, многие довольствуются просто хорошим исполнением. Как он объяснил, «важным становится достижение некоторого стабильного среднего, точнее сказать, стандартного уровня, который нужно постоянно поддерживать. Некоторые клиенты хотят получить элитное качество, но заплатить за него как за стандартное, не понимая, что высококлассное исполнение требует и другого времени, и других скоростей печати, и более внимательной послепечатной обработки. Появление восьмикрасочной машины позволило спокойно и быстро выполнять подавляющее большинство стандартных заказов с очень хорошей экономической эффективностью».
Тем не менее дальнейшее развитие типографии в какой-то момент стало вызывать вопросы. Как рассказывает Александр, возникло ощущение бесперспективности полиграфического бизнеса: «Тиражи все время падают, особенно в послекризисную эпоху, конкуренция существенно возрастает, причем как между типографиями одного сегмента, так и между традиционными типографиями и цифровыми салонами, а также между крупными и мелкими традиционными производствами. Специализироваться никто не хочет, многие пытаются схватить любой заказ, даже порой не понимая, будет он финансово выгоден или нет. Плюс к этому казалось, что вся реклама уходит в Интернет, а книги и журналы – на мобильные устройства». В общем, некоторое время назад возникло впечатление, что перспектив у традиционной полиграфии нет.
И выручила в этом случае, как говорит Александр, цифровая печать. «По-новому взглянув на ее возможности и на перспективы компании в целом, мы поняли, что объединение возможностей традиционной и цифровой типографии дает перспективы развития, причем не какие-то невнятные, а вполне реальные и обоснованные. Появление новой цифровой машины позволяет намного более гибко работать с заказчиком. Раньше мы понимали, что не можем конкурировать с цифровыми типографиями в экономике на коротких тиражах и в сроках исполнения оперативной продукции. Спрос на оперативную печать есть, и он только растет. То же самое и с короткими тиражами. На офсете можно успешно печатать тиражи от 500 экз. и более-менее нормально – от 300, меньше уже бессмысленно. На нашей восьмикрасочной KBA Rapida 105 мы это делаем. Меньшие тиражи печатать уже бессмысленно. Конкурировать с цифровой печатью здесь не получается».
Впрочем, как говорит Александр, это еще не самое важное. «Меня удивляет, какие инвестиции люди делают в цифровое оборудование. Покупают дорогие машины стоимостью до полумиллиона евро, причем порой сразу две–три. Образуются большие мощности, и, не придумав ничего лучше, эти люди начинают охотится за офсетным клиентом. Поэтому мне ничего не оставалось, как начать двигаться в обратную сторону и пытаться добавлять к своим клиентам еще и традиционно цифровых, в первую очередь в оперативном сегменте».
При наличии в портфеле заказов большого количества корпоративных клиентов, в том числе и крупных, приходится учитывать их интересы, идти им навстречу. А запросы порой оказываются такими, которые очень сложно выполнить традиционным способом: нужно что-то очень быстро отпечатать, допечатать тираж (каталог товаров прошлого года закончился, а новый выпускать пока рано, нужны еще пара десятков прошлогодных), есть и заказы специального вида (бланки, визитки и т. д.). «Будучи офсетной типографией, мы не могли выполнять такие заказы, теперь это стало возможным. А значит, взаимодействие с заказчиками у нас расширяется».
Недавнее приобретение типографии «Р-Мастер» — флагманская цифровая печатная машина bizhub Press C8000 от компании Konica Minolta
«Когда мы начали выбирать цифровую печатную машину, то пересмотрели целый ряд. Сразу инвестировать существенные деньги в дорогие машины мы не планировали, а из того, что было в нужном нам ценовом сегменте, Konica Minolta подошла наилучшим образом. Она хорошо работает на тиражных бумагах, которые мы обычно используем для офсетных тиражей, и качество печати получается практически соизмеримое с офсетом. Допечатать 20 экземпляров многостраничного каталога становится простой задачей, причем результат ничем не будет отличаться от каталога, отпечатанного офсетом. Нам это нравится».
Появление цифровой печати удивительным образом способствовало и развитию офсета. Как объяснил Александр, в типографии R-Master уже довольно давно существует услуга «Печать за 24 часа», причем печать офсетная! При наличии в парке качественной восьмикрасочной машины, можно очень оперативно печатать некоторые типовые виды продукции. Получается, если заказчик готов предоставить полностью готовый заказ в середине рабочего дня, то он вечером печатается, а следующим утром проходит послепечатную обработку, и ближе к концу рабочего дня тираж уже можно забрать.
«Такая услуга у нас была и раньше, но мы не очень активно ее предлагали, поскольку на производстве всякое бывает. Имея для подстраховки цифровую печать, с помощью которой также можно выполнять оперативные тиражи, пусть и с другой экономической эффективностью, мы уже готовы активнее внедрять услугу «Печать за 24 часа», не боясь подвести важных заказчиков».
Вот такая получилась очередная история на тему «цифровая печать в традиционной типографии». Каждая подобная беседа дает нам возможность по-новому взглянуть на совместные перспективы офсета и «цифры», и мы все больше убеждаемся, что они не конкуренты, а помощники друг другу в плане улучшения обслуживания заказчиков. А на современном конкурентном рынке именно оно становится одним из самых важных направлений развития.
Читайте также
- «Буки Веди»: азбучные истины цифрового книгоиздания
Михаил Авраменко, «Буки Веди» (Москва) - Успешный «цифровой» проект, или Как создать фотопродукцию, не выходя из дома
Евгений Могилевский, «Фото-дома» (Ростов-на-Дону). - Чтобы продавать оборудование, нужно говорить с клиентом на одном языке
Владимир Дудников, InitPress Digital (Москва) - Заведите «цифру», или Верный способ повысить лояльность клиентов
Владимир Масликов, «ТволиМедиа» (Москва)