Традиционный офсет

Считаем революции в российской полиграфии

Большинство серьезных изменений в развитии общества проходило в виде революций. Накопление проблем и сложностей обычно приводило к событиям, так или иначе ситуацию меняющим и запускающим новые процессы. Все это было подмечено еще классиками марксизма-ленинизма. Общественно-политическую обстановку, приводившую к революционным изменениям, они именовали «революционной ситуацией». Ее выявляли по ряду признаков и делали предположение о грядущей революции. Не всегда сбывалось. Теория «революционных ситуаций» вполне может быть применима и к научно-технической области в целом и к отдельным отраслям в частности. Возможна даже региональная отраслевая «революционная ситуация». Рассмотрим историю развития полиграфии в последние 40 лет в нашей стране.

Первая революция

Середина и конец 80-х годов прошлого века были ознаменованы «расцветом застоя», и последующей «перестройкой», когда главной задачей правящего руководства было восхваление достижений партии и правительства, в том числе через полиграфические технологии. И на это не жалели средств. В целом ряде полиграфических предприятий партийной принадлежности появились самые современные по тому времени цифровые системы высококачественной подготовки изданий и их печати. В это вкладывались десятки миллионов долларов. И какое-то время это успешно работало.

Но с началом 90-х годов ситуация начала меняться. В стране начал появляться частный бизнес, сначала небольшой. Возможно, не всегда прозрачный и честный, но он появился. И этому бизнесу нужны были полиграфические услуги. Небольшие, но оперативные и относительно доступные. Крупные типографии, с теми самыми дорогими промышленными системами и большими печатными машинами, рассчитанные на огромные тиражи, обеспечить такую услугу не смогли. Сформировалась революционная ситуация: «верхи» не могут, «низы» не хотят. Должна была появиться новая сила, которая бы обеспечила бизнес гибким и понятным полиграфическим решением. В результате произошло следующее: появилась целая группа новых частных типографий рекламной направленности. А крупные государственные типографии, просуществовав какое-то время, с рынка постепенно стали уходить — не понятно было, чем им заниматься. Почти все они в итоге были закрыты, хотя есть примеры тех, кто смог перестроиться, но таких немного. Первая революция свершилась...

Вторая революция

Вторая революция в нашей полиграфии произошла во второй половине 90-х годов. Это было время бурного развития журналов, в первую очередь глянцевых. В Россию начали приходить мировые журнальные бренды, развивались и отечественные журналы. Но печатать их было негде. Те старые советские партийные типографии уже не могли обеспечить необходимое качество и удобство, поскольку с конца 80-х не развивались, а начало 90-х годов в мире — этап самого бурного развития полиграфической промышленности. Печатать глянцевые журналы пришлось за границей, в первую очередь в Финляндии, но не только. В России возник дефицит производственных мощностей по печати глянцевых журналов. Тоже в определенном смысле революционная ситуация. Долго так продолжатся не могло: печатать за рубежом, конечно, удобно, но это не совсем нормально. В итоге произошли очередные революционные изменения, приведшие к появлению ряда серьезных типографий, ориентированных на глянцевую и другую крупную периодику.

Третья революция

Еще одной революционной ситуацией можно считать последствия кризиса 1998 года. До этого подавляющее большинство товаров народного потребления и даже пищевых Россия импортировала. Но кризис существенно изменил соотношение рубля к доллару, сделав импорт не очень выгодным. Многие эксперты говорят, что именно кризис 1998 г. запустил в России пищевое производство. И оно создало в России очередную «революционную ситуацию» — для пищевого производства потребовалась упаковка, причем разная: и картонная, и гибкая, и твердая полимерная. А производить ее было негде. Некоторым рекламным типографиями пришлось резко перестраиваться, пытаясь организовать производство упаковки. Некоторые это сделали относительно успешно, причем постепенно уйдя из рекламной полиграфии совсем.

С гибкой упаковкой было еще сложнее. В советское время ее практически не производили за ненадобностью (продукты были в дефиците и успешно продавались и так). Во время тотального импорта производство упаковки тоже было не нужно. И лишь ближе к концу 90-х годов стало понятно, что гибкая упаковка нужна, а еще нужна самоклеящаяся этикетка. Эта революционная ситуация привела к появлению в России флексографских производств.

Четвертая революция

В начале нулевых годов все созданные до этого полиграфические предприятия активно развивались. Это было золотое время полиграфии России. Никаких революций, никаких провалов, все стабильно и прогнозируемо. В это время в нашей стране появилось много новых типографий, которые успешно существуют и по сей день.

Ударом по отрасли стал 2008 г., точнее разразившийся тогда кризис. Рекламная полиграфия резко «сдулась», создав многим типографиям серьезные проблемы. Сократившиеся тиражи полиграфической продукции печатать традиционным способом было все сложнее и сложнее. В ответ на это выстрелила цифровая печать. Конечно, она была и до этого, но чаще всего использовалась как вспомогательная, а после 2008 года стала средством заработка, порой вполне успешного.

Пятая революция

Дальнейшие революционные ситуации в нашей стране полиграфии связаны с внешними изменениями. Рынок уже сформировался, откровенных провалов в стране уже не было. Но сокращение рекламной полиграфии, начавшееся еще в 2008 г., продолжается и по настоящее время. Это приводит к желанию многих руководителей типографий переориентироваться на производство упаковки, поскольку это «огромный рынок заказов».

Особенно активно этот процесс пошел после 2014 г., когда произошла очередная девальвация национальной валюты, и желающих печатать рекламную продукцию большими объемами стало существенно меньше. Это, в свою очередь, создало новую революционную ситуацию, на это раз противоположную. Суть ее не в дефиците каких-либо мощностей, а уже в их избытке. То есть страна может производить упаковки заметно больше, чем ее реально нужно. Эта революционная ситуация нарастала к концу десятых годов, но тут вмешались серьезные внешние факторы, которые притормозили все процессы, в том числе и повлияли на развитие революционных изменений.

Шестая революция?

Еще серьезнее на эту революционную ситуацию повлияли события 2022 и последующих годов. Уход многих иностранных компаний с российского рынка создал всплеск спроса на полиграфическую продукцию, причем как упаковочную, так и рекламную. В результате кризис перепроизводства откладывается (а может, и отменяется), если есть баланс производства/потребления упаковки. Сейчас это посчитать сложно, поскольку переходные процессы еще не закончились. Еще не до конца понятно, кто из России уже ушел, кто еще уходит, а кто может и вернется.

Сейчас есть большой риск перегрева отрасли.

Но бурный рост объемов производства полиграфической продукции последних двух лет должен настораживать: велик риск перепроизводства. Страна не может до бесконечности увеличивать объемы потребления, тем более, что благосостояние населения не очень-то растет. Формируется новая революционная ситуация, только теперь негативная. Все предыдущие революционные ситуации приводили к развитию того или иного полиграфического бизнеса. Сейчас есть большой риск перегрева отрасли. Мы уже упоминали, что по объему инвестиций в оборудование в последние пару лет Россия бьет все свои рекорды, даже золотых начала нулевых годов. Производственные мощности растут ударными темпами. Будет ли расти такими же темпами объемы производства продукции, для которой нужна упаковка, неизвестно. Скорее всего, нет. Объем потребления в стране если и растет, то незначительно. Расчет на импортозамещение, имеет место, но он тоже не бесконечен и, опять же, зависим в потребления. Экспортный потенциал России в сложившихся условиях довольно скромный. На большинство развитых рынков нашей продукции вход закрыт.

Так что новая революционная ситуация зреет. Во что выльется, пока не понятно. Возможно, произойдет смена технологий, меняющая подходы к производству полиграфической продукции. Кто-то научится производить ее существенно быстрее, дешевле, качественнее и из более экономичных и экологичных материалов. Тогда эти кто-то займут доминирующее положение в отрасли, а остальным придется уходить в историю, как ушли когда-то суперсовременные по своему времени крупные партийные типографии.

Предвидим вопрос: «А что это за такие волшебные технологии, которые должны перевернуть отрасль?». Может, это будут печатно-отделочные линии или какие-то версии цифровой печати, а может, все пойдет по совсем другому сценарию — экологическому, когда упаковке будет объявлена война, и мы перейдем на возвратную тару и многоразовую упаковку. Пока явных проявлений технологических прорывов не видно. Но время неумолимо. Революционная ситуация обязательно назреет: не сегодня, так завтра. Непонятно только, как к ней подготовиться.

Искусственная революционная ситуация

Возможно ли создать революционную ситуацию искусственно? Придумать что-то, запустить в производство и радикально изменить существующее положение вещей на рынке? В теории революционная ситуация складывается сама под влиянием множества факторов, создать которые искусственно практически нельзя. Так что правильный ответ: «невозможно».

Однако в истории есть примеры гениальных изобретений, которые радикально меняли правила игры на рынке и запускают революционные изменения. Но таких примеров в мировой истории немного и все они хорошо известны. Случаются такие и в наши дни: Стив Джобс, Илон Маск, неизвестный до сих пор изобретатель биткоина и некоторые другие. Впрочем, в полиграфии с момента изобретения «Фотошопа» и «Пэйджмейкера» в 1987-1989 гг.. ничего гениального, на наш взгляд, не происходило, но это не значит, что не может произойти. Эти изобретения развернули всю полиграфию, переведя все подготовительные этапы к печати тиража от типографии к заказчику. У заказчика появилась свобода творчества (делаю, как хочу, а не как решил технолог типографии или технический редактор издательства), а у типографии исчез большой и сложный процесс согласования с заказчиком вида будущего изделия. Все прочие изменения с тех пор были очень существенными, но все же искусственной революцией их назвать не получается…

Комментарии

6 комментариев RSS
Войдите, чтобы написать комментарий...
  • Mikhail Kuvshinov
    Mikhail Kuvshinov
    в полиграфии с момента изобретения «Фотошопа» и «Пэйджмейкера» в 1987-1989 гг.. ничего гениального, на наш взгляд, не происходило

    Цифровая печать. 
    Квантовый скачок во флексо
    Гибкая упаковка, сp дойпак.
    etc
    • Максим Мережко
      @Mikhail Kuvshinov Вряд ли рост возможностей флексы можно считать "гениальным изобретением", которое "радикально поменяло правила игры". Да и дойпаки, имхо, тоже...  
    • Михаил Кувшинов
      @Максим Мережко
      Надо, конечно, критерии определить - в чем гениальность.  

      Но если саму по себе чистую идею - то IMHO PostScript оказал неимоверно большее влияние на индустрию, чем PhotoShop (не было б его - был Painter и пр) и, тем более PM (быстро уступивший Кварку и позже убитый InDesign)

      Если по красоте - то дойпак (снова IMHO) - идея именно что гениальная, в стиле ТРИЗ. Упаковка, не занимающая место до употребления, легкая, приобретающая трехмерную форму именно в момент, когда эта форма требуется. Да еще само собой, без приложения сил.

      А если по универсальной мере - деньгам, то переход флексы от дрянного качества к современному заставил крутиться денег больше,чем весь препресс.
  • Андрей Крупнов
    "Впрочем, в полиграфии с момента изобретения «Фотошопа» и «Пэйджмейкера» в 1987-1989 гг.. ничего гениального, на наш взгляд, не происходило"

    Переход от специализированных закрытых и очень дорогих систем допечатной подготовки и цветоделения в мире начался с компьютеров Макинтош, программы верстки QuarkXpress, пакета графических программ от Adobe, лазерных принтеров и языка описания страниц PostScript. В России большинство работали на РС, а вместо QuarkXpress, который долгое время был не доступен для Windows, использовали Aldus PageMaker на пару с CorelDraw. Печатали на кальке на HP LaserJet, где как правило поддерживался только язык PCL. Параллельно с этим стали завозить первые фотонаборные аппараты (ФНА) - это уже был огромный скачок в качестве вывода цветоделенных пленок.
    • Mikhail Kuvshinov
      Mikhail Kuvshinov
      @Андрей Крупнов Когда я запускал первый в Питере и один из первых в России фотонаборов Linotronic (респект Валерию, который его и оживил), Кварк для Windows у нас уже был. Лицензионный, с документацией. А никто его не знал ТК его не было на пиратских дисках. Пижамкер - был

      Год надо вспоминать, но Пентиумов ещё не было. И для 486 компов я, помню покупал память  дороже золота, если считать по граммам :)

      Какого то чудовищного объема, кажется на 16 мегабайт каждая :)
    • Роман Васильевич Сорокин
      @Mikhail Kuvshinov Кварк на пиратских дисках тоже был. Мне кажется, что даже этот самый пиратский диск с одной из первых версий Кварка где-то еще лежит.
Добро пожаловать
на PrintDaily.ru
Расширенный поиск