Флексоэтикетка и упаковка

А если ослабление санкций?

Вопрос редакции: “Пофантазируем. Допустим, в следующем году план Трампа сработает и санкционное давление на Россию начнет ослабевать. К чему это может привести в контексте российского полиграфического рынка?”

Какие варианты в целом?

У любого крупного военного конфликта может быть несколько исходов: капитуляция стороны А или Б, уничтожение стороны А, Б или обеих, и компромисс. До физического уничтожения доходит редко — я могу вспомнить разве что Парагвайскую войну 1864–1870 гг., когда Парагвай понёс тяжелейшие человеческие потери (около 90% мужского населения). К сожалению, в текущей ситуации именно такой вариант представляется мне наиболее реалистичным, но в этом случае на ослабление санкций в отношении России я бы не рассчитывал.

Вариант уничтожения всех сторон — также, к сожалению, — как никогда возможен. Но он очень прост в том смысле, что на шарике не останется ни полиграфии, ни экономики, ни человечков.

Так что компромиссный вариант, помимо очевидного его преимущества, состоящего в сохранении множества жизней, скорее всего был бы позитивен и геополитически, причем для всех сторон. Кстати, 4 декабря президент РФ Владимир Путин выразил надежду на нормализацию отношений с западными странами, отметив, что интерес есть и у них, и у России. "Надеюсь, произойдет когда-то нормализация наших отношений с нашими западными партнерами. И, прежде всего, потому что они сами в этом заинтересованы, но и у нас есть интерес, конечно".

В случае реализации сценария частичной отмены санкций главное, что произойдет и повлияет на всех нас (и полиграфистов в том числе) — серьезно уменьшится геополитическая напряженность. Эффект этого будет позитивным: в краткосрочной перспективе я бы ожидал значительного укрепления национальной валюты, в долгосрочной — уж как мы, россияне, справимся.

Одновременно колоссально вырастет неопределенность. Фактически, это будет еще один экономический шок и кризис, подобный испытанному в 2022 г. С тем различием, что тогда ожидания были самые пессимистические, а фактические результаты в производстве полиграфической и упаковочной продукции — крайне позитивные. Новый кризис будет сопровождаться романтическими ожиданиями, но воплотятся ли они во что-то реальное предсказать трудно. Хотя возьму на себя смелость…

Для типографий главными будут общеэкономические изменения. Если укрепится рубль, подешевеют и расходные материалы и оборудование, так как львиная их доля ввозится из-за рубежа, а те, что производятся в России, также включают в себя значительную импортную составляющую. Выросший рубль и уменьшение геополитических препон приведут к росту трудовой миграции, что позволит в какой-то степени решить проблему кадрового голода, хотя в полиграфии он все равно будет ощутимым. Упростятся и удешевятся трансграничные платежи. Наконец, какие-то товары (точно не все) вернутся и вступят в конкуренцию с заместившими их азиатскими и отечественными. Конкуренция всегда усмиряет жадность и сбивает цены.

А вот угроз для отечественных полиграфистов и производителей упаковки я особых не вижу. Вряд ли иностранцы вновь бросятся инвестировать в собственные мощности в России и конкурировать с отечественными типографиями. Разве что может немного уменьшиться потребность в упаковке и этикетке, так как импортные продукты снова будут фасовать за границей и привозить в наши магазины уже упакованными. Впрочем, полагаю, государство уже научилось играть в эту игру и справится.

Для российских производителей расходных материалов, прежде всего бумаги и картона, негатив возможен. Однако предположу, что конкурентоспособность они сохранят, как сохраняют ее сейчас против азиатских товаров, и проблемы окажутся мнимыми.

Волатильнее всего, а значит и интереснее всего, обещает быть ситуация с поставщиками полиграфического оборудования и расходных. Часть западных его производителей точно захочет вернуться. Чтобы обнаружить, что место-то уже занято. Кому-то повезет больше: например, западных производителей листовых офсетных машин встретят с распростертыми объятиями, ведь полноценной замены-то им нет. Кому-то меньше — например, для западных производителей узкорулонных флексомашин или формных пластин наш рынок потерян также, как потерян китайский. А между подобным крайностями — широкий спектр вариаций. Нет сомнений, что в резко обострившейся конкуренции рынок в целом точно выиграет, но будут и проигравшие.

Впрочем, в ответ на подобные вопросы стоит вспоминать «Не верь, не бойся, не проси». Изменения не исключены. Но верить в них, бояться сбудется или нет и, тем более, рассчитывать на такое развитие событий, не стоит. Я лично исхожу из того, что санкции легко вводятся, да долго снимаются. Вспомним поправку Джексона — Вэника. Тем не менее под Новый Год почему бы не пофантазировать...

Комментарии

8 комментариев RSS
Войдите, чтобы написать комментарий...
Добро пожаловать
на PrintDaily.ru
Расширенный поиск