Во главе угла — деньги - Printdaily

Наша типография была основана в 2003 году и на старте занималась маркировкой колбасных оболочек, а также печатью самоклеящихся этикеток и гибкой упаковки. Спустя пару лет мы пересмотрели специализацию и решили сфокусироваться на производстве высококачественной самоклейки.

Изначально работы выполнялись на флексографских машинах (сегодня у нас их три), но к 2011 году выросло количество запросов на печать этикетки малыми тиражами, и появилось понимание того, что количество таких работ в будущем будет только расти. Это привело нас к необходимости покупки специализированной цифровой машины, которая позволила бы эффективно печатать малотиражную продукцию. Ее покупка была, наверное, самой быстрой в истории типографии. К тому моменту мы уже были знакомы с решениями НР Indigo, поэтому после поездок на выставки и визитов в американские и европейские типографии, мы буквально за три месяца приняли решение о покупке НP Indigo ws6000.

«Цифра» позволила нам не только эффективно обрабатывать небольшие тиражи (в среднем мы печатали тогда 200–500 м), но дала возможность выпускать персонализированную продукцию, а также комбинировать цифровую и флексографскую печать, что было и остается одним из наших конкурентных преимуществ.

На тот момент наша НP Indigo ws6000 была одной из первых промышленных этикеточных ЦПМ в России. Рынок был не готов, поэтому на ее загрузку нам потребовалось довольно продолжительное время. Также пришлось решать новые задачи внутри компании. Во-первых, нужно было перестроить рабочие потоки и автоматизировать некоторые операции, чтобы эффективно пропускать малые тиражи через все отделы. Во-вторых, пришлось потратить немало сил на изменение мышления сотрудников. Менеджеры по продажам по очевидным причинам не стремились работать с малотиражными заказами — работы было столько же, сколько и с крупными флексозаказами, а вот заработок сотрудника получался намного меньше.

Через шесть лет — в 2017 году — мы установили вторую цифровую машину, а в марте 2021 года — третью, так как загрузка цифрового участка увеличивалась все более динамично. Вместе с этим наращивали и послепечатные мощности — через два месяца после запуска третьей ЦПМ мы установили четвертую машину Digicon производства A B Graphic Int. для отделки этикетки. Замечу, что флексографскую машину мы последний раз покупали в 2014 году, хотя, и не исключаю, что снова купим традиционное оборудование в будущем.

Про выбор

Выбирая новое оборудование, мы каждый раз руководствуемся той ценностью, которую оно нам принесет в контексте зарабатывания денег, поэтому нельзя сказать, что вторую и третью «индигу» мы выбрали «по умолчанию». Каждый раз новая машина сравнивалась с альтернативными вариантами, присутствующими на рынке. В случае с «цифрой» мы, конечно, смотрели на струйные аналоги. Каждая технология по своему хороша, каждая — имеет свои плюсы и минусы, но по совокупности факторов мы продолжаем выбирать решения HP Indigo. В случае со второй и третьей машиной причины, по которым мы на них остановились, были разными, и раскрывать их мне бы не хотелось. Могу только сказать, что третью машину мы купили вообще за две недели.

Что касается выбора машины, на которой сегодня печатается тот или иной заказ, то здесь мы используем один из двух подходов. Первый заключается в том, на какой машине эффективнее сделать тираж для типографии и благодаря этому дать лучшую цену для клиентов. Второй — в готовности заказчика заплатить больше за цифровой тираж, потому что качество печати HP Indigo ему нравится больше, чем флексографское или потому что тираж нужен быстрее, чем его можно изготовить с использованием традиционных технологий, или потому что используется персонализация (таких работ у нас довольно много). Иногда мы совмещаем «цифру» с «флексой» и дополнительной отделкой, но во главе угла все равно стоят деньги. По этой же причине у нас сейчас нет какой-то типичной вилки тиражей, которые мы ставим на «цифру» — были случаи, когда и 5 км печатали, и 10.

Важную роль в цифровой печати этикетки играет автоматизация, позволяющая эффективно принимать, проверять и запускать в печать большое количество малотиражных работ. Уже после покупки первой ЦПМ мы стали использовать для этих целей некоторые из имевшихся у нас решений компании Esko. Сегодня на допечатном участке у нас работает Esko Automation Engine, реализована интеграция с нашей MIS от 1С.

Помимо этого мы активно используем приложение iFLEX, которое написали сами на базе продуктов 1C. С его помощью мы объединяем рабочий поток типографии и клиента и предоставляем всем участникам процесса — снабженцу, пресс-менеджеру, маркетологу, технологу, дизайнеру, менеджеру, препресс-специалисту — возможность централизованной работы. Все участники цепочки могут общаться друг с другом, видеть актуальные дизайны, понимать на каком этапе находится та или иная работа, согласовывать макеты и т.д. Это значительно ускоряет процесс и повышает его эффективность.

HP также предлагает свои решения для автоматизации и не исключено, что какие-то из них появятся у нас на предприятии. Автоматизация работы — это то направление, которое еще требует нашего внимания.

О перспективах

Сегодня на цифровую печать приходится порядка 40% нашей выручки. Для сравнения, пять лет назад было меньше 20%!

Несмотря на то, что рынок растет, он становится все более сложным — заказчик хочет этикетку посложнее, но подешевле, — а также конкурентным. Когда мы только начинали работу клиенты спрашивали «откуда вы?», потому что на всю Россию было две–три типографии, которые профессионально печатали этикетку. Сегодня конкуренция существенно ужесточилась, потому что практически в каждом регионе есть этикеточная типография — как правило, это компетентные ребята с профессиональным оборудованием, в том числе ЦПМ, которое было приобретены в течение последних 10 лет. Ездить за хорошей этикеткой в столицу клиенту больше не нужно.

Заказы на «цифру» приносят как крупные заказчики, которые также загружают «флексу», так и небольшие локальные производители, например, продуктов питания или какой-то химии. Полагаю, что в перспективе доля малого бизнеса увеличится, так как активно развивающиеся маркетплейсы дают любому человеку отличную возможность создать свой бренд и успешно его продвигать без больших рекламных бюджетов. На мой взгляд это имеет большой потенциал для развития рынка малотиражной этикетки, которая печатается цифровым способом.