В поисках ниши - Printdaily

Наша компания появилась в 1995 году, а с 2005-го мы специализируемся на производстве упаковки премиум-класса, в основном на металлизированном картоне – это примерно 50% в общем объеме выпускаемой продукции. Основная технология — листовая офсетная печать с практически любой отделкой — сплошное и выборочное лакирование любыми лаками, drip-off, высечка, конгрев, тиснение фольгой и др. Ключевые клиенты компании — почти все украинские и ряд крупных международных производителей крепких алкогольных напитков, а также производители парфюмерно-косметической продукции.

В 2018 году мы приняли стратегию развития компании, одним из ключевых пунктов которой было развитие направления цифровой печати на базе первой в стране цифровой печатной машины HP Indigo 12000 формата В2 в максимальной комплектации. Мы видели, что глобально происходит сокращение тиражей и увеличение количества наименований продукции, понимали, что эта тенденция будет сохраняться и потому решили расширить свои производственные возможности, чтобы максимально полно отвечать текущим и будущим потребностям заказчиков.

Изначально мы планировали развивать «цифру» в трех направлениях: производство малотиражной картонной упаковки, изготовление пробных образцов упаковки (mock-ups) и листовая печать коммерческой продукции для других типографий.

От идеи использовать «индигу» для печати обычной малотиражки в промышленных объемах мы отказались. У нас на рынке около 80% тиражей, которые печатаются цифровым способом, представляют собой несложную продукцию в 4 краски, а основным фактором, влияющим на выбор подрядчика является цена. Выполнять такие заказы на полуформатной семикрасочной ЦПМ как минимум неэффективно, в первую очередь с точки зрения себестоимости. Во-вторую — невозможно на HP Indigo формата В2 просто печатать малые тиражи, которые типография не хочет печатать на офсете. Машина обеспечивает прекрасное качество печати — здесь вопросов нет, — но офсетные методы работы, а также офсетные подходы к оценке эффективности работы с ней работают не очень хорошо. Каждый цифровой заказ требует времени на прием, проверку и обработку макетов. Делать это вручную и рассчитывать на эффективную работу бессмысленно. Необходимо строить сервис, который автоматизирует эти процессы, но с учетом дешевизны такой продукции, о чем я упоминал выше, такой путь мне кажется малоинтересным. Все-таки, производя сложную упаковку, мы привыкли немного к другой маржинальности.

Более интересным мне видится применение ЦПМ формата В2 в какой-то нише. У меня есть знакомый француз, который изготовляет исключительно mock-ups — комплекты образцов той или иной продукции. Например, известный бренд решил выпустить новые духи. Его рекламное агентство разрабатывает для них комплект образцов, который включает и картонную упаковку, и этикетку, и брендбук и т.п. Француз печатает такие комплекты на HP Indigo 30000 и оборачивает порядка 8,5 млн евро в год. Вот это уже интереснее!

Поэтому, мы решили сфокусироваться на знакомом и понятном для нас продукте и начали развивать направление малотиражной, но эксклюзивной и высокомаржинальной картонной упаковки. По нашим подсчетам этот сегмент уже сегодня занимает 15–20% всего рынка картонной упаковки в Украине и имеет все шансы увеличить свою долю в будущем. Заказы здесь генерируют небольшие компании из сегмента DIY (хэндмейд-товары), производители каких-то товаров с большой номенклатурой. Развиваются крафтовые производители продуктов питания: сыров, вин, меда, а также косметики, игр и др., которым требуется примерно от 50 до 1000 коробок. Бывают заказы и от офсетных клиентов — например, на изготовление сигнальных образцов упаковки. Для более эффективной работы в этом направлении мы дополнительно усилили послепечатный участок: приобрели планшетные режущие плоттеры, станки для горячего тиснения и ламинаторы.

Сейчас малотиражная картонная упаковка преобладает в структуре заказов, которые выполнятся на HP Indigo 12000. Мы делаем упаковку из традиционного упаковочного картона, из металлизированного картона, используем дизайнерские материалы с фактурной поверхностью и даже микрогофрокартон (в последнем случае на «цифре» запечатывается лайнер, которым затем кашируется микрогофра). Машина хорошо справляется с поставленными задачи, а наличие на борту дополнительных цветов (Violet, Green и Orange) обеспечивает нам очень широкий цветовой охват и возможность воспроизведения большинства цветов Pantone, что особенно важно для заказчиков упаковки.

Кроме этого у нас бывают большие персонализированные заказы, правда, не на упаковку. Например, мы делали подарочные карточки с QR-кодами для крупной продуктовой сети. Тиражи — миллионные, а печатали их мы на HP Indigo 12000, так как важно было совместить уникальный код с сюжетом.

В перспективе планируем наладить выпуск малотиражной жёсткой упаковки для продавцов часов, ювелирных изделий, косметической, парфюмерной и некоторой другой продукции. Самоклеящиеся этикетки для таких коробок также будем печатать на HP Indigo.

Для обеспечения дальнейшего роста упаковочного направления мы начали работу над отдельным веб-ресурсом, который позволит нам максимально эффективно администрировать полученные заказы. Это важно, так как в производстве картонной упаковки офсетным способом мы используем консультационный подход. К нам приходит клиент, говорит, что ему нужно, мы думаем, разрабатываем конструкцию, делаем дизайн… потом в самом конце печатаем и делаем коробки. Высокая стоимость офсетного тиража допускает такие затраты. При цифровой печати для массового рынка это не сработает, потому что затрачиваемое время и стоимость обработки одного входящего заказа будут недопустимо высокими. Здесь нужно реализовывать транзакционный подход, при котором подготовка и прием заказа будут дешевле чем сам заказ, а клиент сделает максимум операций самостоятельно. Учитывая огромное разнообразие конструкций картонной упаковки, сделать это можно только путем стандартизации и ограничения количества доступных для выбора вариантов.

На данном этапе мы все еще относимся к цифровому направлению как к стартапу, у которого есть свои цели, своя команда продавцов, свои метрики и т.п. Нам далеко по выручке до моего знакомого француза, о котором упоминалось выше, но потенциал выбранного нами направления мне видится очень хорошим. Моя уверенность в этом основывается не только на росте объемов производства малотиражной картонной упаковки, но и на убеждении в том, что в перспективе «цифра» упрочит свои позиции на рынке и рано или поздно выдавит с него аналоговые технологии. Это просто вопрос времени.

К этому событию нужно подготовиться: научиться по другому продавать свои услуги, научиться эффективно администрировать заказы, научиться делать по другому массу других вещей, которые характерны только для «цифрового» бизнеса. Вот этим мы сейчас и занимаемся. И к тому моменту, когда наступит цифровая эра, мы будем во всеоружии!