От копишопа до оклейки коммерческого автотранспорта
“Двойной эспрессо, черный и без сахара, — спрашивает Григорий и, услышав утвердительный ответ, одобрительно кивает — наш человек”! Кофе быстро готовится в профессиональной кофемашине, которая стоит в небольшой кухне-столовой, так что воспользоваться ей могут и топ-менеджеры компании, и ее рядовые сотрудники. Без дела дорогая техника не простаивает — оклейка транспорта пленкой сегодня пользуется спросом, так что работы много и небольшой допинг сотрудникам только на пользу.
Сегодня Creative Team Print является одной из наиболее опытных компаний, оказывающих услуги по брендированию корпоративного и коммерческого транспорта — причем не только легковых автомобилей, фургонов и грузовиков, но также автобусов, катеров, поездов и даже вертолетов, — но такая специализация была не всегда. Примерно 10 лет назад, когда бизнес только начинался, типография работала как обычный копишоп. В активе была маленькая ЦПМ Xerox DC 12, резак Ideal и купленный под восстановление у компании Affresco широкоформатный принтер Mimaki JV5; в пассиве — небольшое количество клиентов, которые “почему-то” не часто радовали начинающих полиграфистов своими заказами.
“Соседи у нас очень тихие, — объясняет Григорий, показывая на кладбище за окном, — а вон там — промзона и рынок… Неудивительно, что трафик оставлял желать много лучшего”.
Менять удобную для себя дислокацию учредители компании не хотели, и на выручку молодым полиграфистам пришел руководитель уже не существующей компании ProVinyl Илья Крапивин, выигравший тендер “Эльдорадо” и разыскивающий подрядчика, который мог бы изготовить оклейку для 150 цельнометаллических фургонов. Он проезжал мимо и почти случайно заглянул в Creative Team Print, специалисты которой к тому моменту только-только разобрались как работать на восстановленном и переведенном с “воды” на сольвент принтере Mimaki и ламинаторе Kala. Успешно протестировав никому тогда неизвестную пленку Orajet 3551 с защитным ламинатом Oraguard 215, типография изготовила цветопробу, которую в “Эльдорадо” согласовали и выполнила заказ. С него и начался путь Creative Team Print на рынок автопленок.
“Когда мы начали целенаправленно заниматься пленками, то оказалось, что они бывают не только белыми, прозрачными и цветными — шутит Григорий Арутюнов. — Выяснилось, что пленки бывают каландрированными, мономерными, полимерными и литыми и глянцевыми, матовыми и еще много какими… Нам пришлось научиться не только оклеивать ими криволинейные поверхности автомобилей, но и разбирать их, мыть, грамотно подготавливать детали к поклейке и еще делать много разных вещей. В общем, оказалось, что это целый мир, который нам очень понравилось изучать”.
Какое-то время Creative Team Print работала как обычная типография широкоформатной печати, выпускающая рекламную продукцию, но после того как власти Москвы начали борьбу с уличной рекламой, конкуренция на рынке ужесточилась, и руководство начало искать смежную нишу, в которой было бы и свободно, и интересно.
“Примерно семь лет назад мы начали узко специализироваться на оклейке корпоративного транспорта — на тот момент в этой нише была, можно сказать, зияющая дыра, так как конкуренты не очень активно интересовались этой темой. Сейчас конкуренция, конечно, намного более плотная, но мы за это время наработали немалый опыт, а также нашли свою нишу, что позволяет нам дистанцироваться от большинства компаний аналогичного профиля”, — говорит Григорий Арутюнов.
По его словам Creative Team Print выделяет на рынке две вещи. Во-первых, компания не стремится заполучить крупных клиентов за счет минимальной цены. Например, такие гиганты как Яндекс, Озон, таксопарки и им подобные не являются заказчиками, с которыми типография хотела бы работать на постоянной основе (хотя разовые проекты, конечно, были). Они действительно обеспечивают огромный объем работы, но своей оптовой ценой подчистую выбирают ресурс компании, которого иногда еще и не хватает. Куда более интересны относительно небольшие частные заказчики с более скромным автопарком и более интересной прибылью. Также Creative Team Print охотно предоставляет услуги по печати и порезке различным компаниям, которые занимаются автостайлингом и тюнингом автомобилей. Подобные клиенты присылают свои заказы со всей России, так как в регионах не всегда можно найти печатное и финишное оборудование необходимого размера, а кроме этого зачастую приходится долго ждать пока привезут нужные пленки. У Creative Team Print есть и техника, и большой склад материалов, и возможность быстро получить то, чего на складе нет. Вот и получается, что заказчик во Владивостоке получает качественно отпечатанную и порезанную пленку из Москвы быстрее, чем в случае с самостоятельным поиском материала и подрядчика на месте.
Второе конкурентное преимущество Creative Team Print — огромный опыт работы с пленками и готовность к любым экспериментам. Компания постоянно приобретает и пробует новые материалы, а затем тестирует их на транспорте клиентов (с их разрешения, конечно).
“Оклеить пленкой автомобиль с большим количеством криволинейных деталей — задача сложная, — объясняет Григорий. — Во-первых, нужно правильно подобрать пленку. Во-вторых — грамотно подготовить макет для печати. В-третьих, после оклейки пленка должна аккуратно огибать детали, прочно на них держаться, не пузырится, не трескаться и т.п. С литыми пленками работать легче, но они дорогие, а вы попробуйте найти баланс между ценой и долговечностью и подобрать для клиента с парой сотен машин материал, который с одной стороны не будет кусаться по цене, а с другой отходит положенный срок службы”.
Стоит добавить, что деятельность компании не ограничивается оклейкой транспорта, хоть это и основное направление деятельности. Опыт работы с пленками также применяется в процессе рекламного оформления объектов, а также брендирования объектов и помещений.
Переход на латекс
Изначально для печати на пленках Creative Team Print использовала широкоформатный принтер Mimaki JV5, который перевели с водных чернил на сольвентные. В какой-то момент под крупный заказ ему в помощь приобрели еще одну такую же машину японского производителя (ее потом продали), а затем, на выставке Fespa 2017 состоялось знакомство Григория с представителями компании HP и новым (на тот момент) широкоформатным латексным принтером HP Latex 570. Его качество и скорость печати настолько понравились руководителям Creative Team Print, что сразу после возвращения с выставки они приобрели данную модель и запустили ее на своем производстве.
“Вот оно, наше счастье — подумали мы после изучения принтера, — вспоминает Григорий. — Помимо оптимального соотношения скорости печати к продаваемому качеству, латекс демонстрирует невероятную всеядность, которая сольвенту даже и не снилась. Что мы только в него не заправляли — и все пленки, какие смогли найти, и холст, и эко-кожу, и даже китайскую канву (материал для вышивания крестиком), которая почти без потерь пережила несколько стирок… Везде получали прекрасный результат. И это при том, что принтер работает очень стабильно — можно заправить материал, запустить процесс печати и уйти домой, ни о чем не беспокоясь”.
Еще один плюс латексного принтера с точки зрения Creative Team Print — ресурсные печатающие головки. Они не рассчитаны на весь срок службы принтера, как у некоторых конкурентов, и должны время от времени меняться оператором — процедура эта очень простая и занимает считанные минуты. Производитель гарантирует работоспособность головок при объеме пролитых чернил до 1 л. В Creative Team Print проливали до 14 л (в среднем — 9 л), но такой объем характерен только для головок Cyan-Black и Magenta-Yellow. Головки для “лайтов”, которых льется меньше, выдерживают порядка 3–4 л, и Григорий предполагает, что срок их жизни напрямую связан с объемом пропускаемых чернил. С белилами, вероятно, будет такая же история, но НР установил на них такую же цену, как на цветные, что, вероятно, будет стимулировать пользователей печатать больше, а значит и “белые” головы прослужат тоже дольше.
“Такой подход для нас довольно удобен. Мы всегда готовы к замене и храним головки у себя на складе. У нас даже негласное правило действует — если что-то идет не так, меняй головку light cyan-light magenta , — рассказывает Григорий Арутюнов. — Процедура очень простая — открыл крышку, вынул старую головку, поставил новую, закрыл крышку и печатаешь дальше. Одна головка стоит 120 долл. и мы всегда закладываем ее цену в себестоимость готовой продукции. Зато на выходе мы почти всегда имеем принтер с новыми головками, который печатает с максимальным качеством. Здесь же можно упомянуть и более высокую укрывистость и меньший расход латексных чернил, что компенсирует их более высокую стоимость в сравнении с сольвентом. Могу сказать, что HP Latex 570 прошел 20 тыс. м2, за которые мы пролили 211 л всех цветов. Дальше каждый может сравнить эти цифры со своими показателями и ценой латексных чернил и сделать вывод о том, насколько сильно она влияет на себестоимость печати”.
Нашлись у латекса и другие, менее очевидные, но оттого не менее ценные для Creative Team Print преимущества. Например, если пленку брали грязными или потными руками и оставили “пальцы”, то при сольвентной печати они обязательно проявятся, тогда как латекс прощает и маскирует подобную небрежность в работе. Эта особенность технологии особенно полезна, когда в типографию приходят заказчики со своей пленкой — “пальцы” там есть почти всегда.
Единственное, что огорчало Creative Team Print в их HP Latex 570 — это отсутствие белил, а также маленькая технологическая особенность, которая для большинства пользователей латексных принтеров НР является плюсом, но именно в случае с Creative Team Print стала минусом. Речь идет о функциональной составляющей Overcoat, которая в современных моделях наносится поверх цветных чернил, делая поверхность оттиска более прочной к механическому воздействию, а также гладкой. Но в модели HP Latex 570 данная жидкость была сразу замешана в чернилах и получаемая гладкость играла злую шутку, так как из-за нее снижалась адгезия ламинационной пленки, которой всегда покрываются оттиски. Сразу после печати все выглядело хорошо, но при тщательной мойке под большим давлением и острым углом тонкие вырезанные элементы могли отслаиваться.
Без ламинации в Creative Team Print не обходятся, но Григорий подчеркивает, что это не связано с прочностью красочного слоя на материале — чернила прекрасно держатся и без ламинирования. Дело в том, что оклеенными машинами обычно управляют наемные водители, которые не очень-то озабочены тем, чтобы поддерживать его в первозданном виде. Кроме них негативное влияние оказывает солнце, влага, гравий, соль в зимний период, ветки деревьев, интенсивная мойка и ряд других факторов, поэтому защитная ламинация — это реальная необходимость, призванная продлить срок службы пленки на машине. Сколько реально она “живет” сказать сложно, так как у компании редко получается отслеживать каждую машину от и до. Обычно клиент ездит на протяжении 3–4 лет, после чего продает старые авто, покупает новые и снова приезжает на оклейку.
Оба условных недостатка HP Latex 570 полностью исчезли в новой модели HP Latex 800W (CMYK+Lc+Lm+White), продажи которой в России стартовали весной 2021 года. Там есть и “самые белые”, по утверждению НР, белила, и возможность отключать Overcoat, который получил отдельный картридж и печатающую головку. При этом, как утверждает Григорий, отключение Overcoat никак не влияет на другие параметры оттиска. Максимальная скорость печати HP Latex 800W выросла примерно вдвое в сравнении с предыдущей версией — до 36 м2/ч.
Кроме этого в новой модели инженеры НР уменьшили отходы материала. Если в HP Latex 570 требуется 60 см на заправку и 70 см в конце, то в новом HP Latex 800 W — это 30 и 70 см. Вроде бы мелочь, но когда клиент просит вывести цветопробу на 3 и более видах материала это дает весьма приятную экономию.
“Я внимательно следил за развитием технологии латексной печати, и когда НР выпустила гибридную модель R-серии еще до показа в России ездил ее смотреть в демоцентр производителя в Барселоне, — вспоминает Григорий Арутюнов. — Вернулся с ощущением, что за этой технологией будущее, но на тот момент для нас дороговатое. Мы понимали, что рано или поздно HP сделает рулонную машину с белилами, и как только она появилась, мы сразу ее купили. До этого, правда, сделали тесты в типографиях Zeytz и “Студия 25”, которые первыми установили у себя гибридные принтеры HP Latex R с белилами, и убедились, что все работает как надо”.
Новый латексный принтер заработал в Creative Team Print июле 2021 года и сейчас на повестке дня — эксперименты с белым цветом. В компании хотят понять, какие дизайнерские возможности он дает с точки зрения оклейки автомобилей. На момент подготовки статьи в компании уже успешно отпечатали тираж двусторонних наклеек в пять слоев — CMYK–White–Black–White–CMYK. Десять погонных метров печатали в 123 прохода в течении 9 часов, но результат получился отличный. При том что использовался белый текст на красном фоне — ничего не просвечивало. В планах — тестовая оклейка черного автомобиля, который должен был привезти клиент, готовый к экспериментам.
HP не единственный производитель широкоформатных латексных принтеров, но Григорий признается, что другие разработки в компании не смотрели: “Боимся экспериментировать. С НР нам все понятно — компания выпустила уже пятое поколение машин, в которых все детские болезни уже давно диагностированы и вылечены. А вот другим компаниям еще только предстоит пройти этот путь”.
Комментарии
Оставить свое мнение первым