Традиционный офсет

Меняйся или проиграешь

Рост ставки ЦБ, затрат и инфляции в течение последних полутора лет означает, что требуются новые сценарии ведения бизнеса.

Александр Ладан, генеральный директор типографии "Нео-Пак"

Александр Ладан, директор типографии “Нео-Пак”

«Нео-Пак» – один из крупнейших за Уралом производителей гибкой полимерной упаковки и пакетов. Компания располагает двумя производственными площадками в Новосибирске и Калужской области. 15% продукции идет на экспорт.

Увеличение цен

Многие производители сегодня работают в убыток, так как платежи по долгам превышают операционную доходность. Вчерашние механизмы перестают работать, поэтому, повышение цен — это уже реальность, данная нам в ощущениях. Разверну тезис...

Все десятые годы цены на рынке упаковки традиционно считали «от сырья». Соответственно, цены на конечную продукцию росли или падали вслед за изменением цен на материалы, прежде всего — на полимерные гранулы и пленки.

Важное отличие последнего года заключается в том, что все затраты стали резко расти в комплексе: это зарплата, запчасти, транспортные издержки, электроэнергия, аренда, стоимость платежей в Китай... Цена денег растет вслед за повышением ключевой ставки, да и сырье тоже дорожает, чай не в вакууме живем. При этом не плавно — по проценту-другому в месяц, — а ощутимо. И на этом фоне комментарии о том, что в Центробанке не исключают роста ставки выше рекордных 21% воспринимаются всерьез. Вопрос только один — это случится в конце этого года или в начале следующего?

О! Еще РОП (расширенная ответственность производителей — Прим. ред.). С 2024 года обязанность по утилизации отходов от упаковки легла на ее производителей, а ставка экологического сбора ощутимо вырастет уже с января 2025-го. И это тоже влияет на стоимость продукции, которую мы выпускаем.

Что я хочу сказать? Цена на упаковку будет расти, причем не раз в полгода, а чаще. И зависеть она будет от комплекса факторов, а не только от цен на сырье. Повторюсь — это уже реальность, данная нам в финансовых ощущениях. Мы же все ходим в магазины…

Величина отсрочки

Величина отсрочки по платежам должна изменится. Потому что чем выше ставка рефинансирования, тем быстрее обесцениваются будущие поступления от дебиторов. И все мы хорошо понимаем, что в сиюминутном выигрыше оказываются более сильные компании, которые «продавливают» зависящих от них поставщиков. Если взять цепочку пищевки, то подобными игроками являются крупные ритейлеры. При том, что сами они в кредит продукты с полок не продают.

Инфляция на стороне плательщика, любая отсрочка платежа в условиях двузначной базовой ставки ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции.

Но ведь у этой истории есть и оборотная сторона. Если стоимость заемных денег почти неподъемная, то что делать производителю, у которого сначала отсрочка платежа дней на 60, потом еще месяц протянут на той стороне, что у нас песней зовется: «да-да, еще чуть-чуть, вот прямо завтра». Где брать деньги? Так-то число 21 это только в картах выигрыш, а вот в реальном бизнесе это такое «ваша дама бита».

И это, заметьте, только Сцилла. А ведь — как в греческой трагедии — есть еще Харибда. Потому что наши поставщики уже перешли на предоплату в поставках, а когда поставщиками являются реально большие компании, или когда что-то из необходимого типографии приходится везти из-за границы, то и не подергаешься особо.

Так что «выигрыш» у заказчиков так себе – на короткой дистанции. Дальше — потеря партнера, потому что он либо просто откажется работать на таких условиях, либо разорится. Да, сильные выживут, но в моменте предложение на рынке может упасть, а цены подняться сильно выше той же инфляции, потому что дорого яичко ко Христову дню. Поэтому принимаем данную нам в ощущениях реальность, то есть – уменьшение отсрочки и переход на полную или частичную предоплату.

Сырье

В целом рынок сырья почти полностью импортозаместился, либо на него пришли производители из дружественных стран. Цены на сырье тоже растут. Но тут есть — вернее, может возникнуть в наступающем году — еще одна проблема. По большинству оценок в РФ и странах СНГ уже в 2025 году случится дефицит мощностей по производству БОПП-пленки. Доля России на рынках СНГ — 83%. При этом текущее потребление конкретно этого вида пленки у нас примерно на четверть ниже, чем в Европе или Турции. Прогнозы, они же перспективы такие: развитие e-commerce и порционной готовой еды удвоят рост спроса на БОПП с органических 2% до почти 5% в год. Европейская продукция — все пленки, в том числе с нанесенной печатью — внесена в 14 пакет санкций, но свято место пусто не бывает, и выгодополучателями выступают Китай и Турция.

Что следует из всего вышеперечисленного? Даже не учитывая неизбежного повышения базовой ставки рефинансирования — следовательно, и стоимости денег на рынках заимствования, — вопрос может оказаться даже не в цене, а в наличии пленки «в моменте». Поэтому мы, что называется, с открытым забралом, предлагаем нашим партнерам подумать о «санях» зимой. У нас есть постоянные клиенты, производители мороженого, например, которые традиционно заказывают упаковку для «горячего» сезона в январе, и потом в ус не дуют.

И что дальше?

Нравится это или нет, но единственная долгоиграющая константа бизнеса – гибкость. Так что корректируй или меняй правила. Кооперируйся. Договаривайся. Поддерживай поставщиков и партнеров. Чтобы не пришлось цитировать практически бессмертное: «Вчера были крупные, но по пять, а сегодня мелкие, но по три». И да, если судить по оценкам экспертов, что ключевая ставка ЦБ вернется к нормальным значениям не ранее 2027-го — эта история как минимум на три года.

Комментарии

Комментарии RSS
Войдите, чтобы написать комментарий...

Оставить свое мнение первым

Добро пожаловать
на PrintDaily.ru
Расширенный поиск