— Первый и главный вопрос: что происходит на рынке? Как вы решаете столь неожиданно возникшие после февраля проблемы?
— Россия попала в «идеальный шторм». Проблемы с поставками и производством самоклеящихся материалов глобально начались еще в 2021 г. Начались перебои с поставками полипропилена, во всем мире наблюдался его дефицит, в Европе все поставщики значительно подняли цены. Уже в начале 2021 г. началось лимитирование поставок пленочных самоклеящихся материалов типографиям. Когда справились с проблемой полипропилена, замаячила другая проблема.
Начиная с августа 2021 г. производители самоклеящихся материалов не могли полностью удовлетворить спрос, потому что не хватало подложки (силиконизированного лайнера). Все производители самоклеящихся материалов начали ограничивать отгрузки в зависимости от среднемесячного потребления. К концу года эта проблема начала решаться, но склады не были полностью заполнены, и в январе 2022 г. компания UPM неожиданно объявляет о забастовке! Она продлилась фактически 4 месяца — до мая. В связи с этим на рынке образовался колоссальный дефицит бумаг. Компании по всей Европе рассылали огромное количество писем о лимитировании поставок — до 60–70% от потребности типографий. В России было то же самое, и «Артмарк» и Avery Dennison делали все возможное, чтобы как-то помочь клиентам в создавшейся ситуации. Склады к тому моменту были уже пусты.
В связи с объявлением очередного пакета санкций Avery Dennison последней из производителей самоклейки остановила отгрузки — только в конце апреля, под давлением политического руководства, (при этом остальные компании, Raflatac, например, — на два месяца раньше). В настоящее время поставки от Avery Dennison полностью остановлены, никакого параллельного импорта материалов Fasson нет. Но мы однозначно будем продолжать работу с этой компанией, тяжелые времена пройдут, и мы останемся партнерами. У компании Avery Dennison есть четкое желание вернуться в Россию.
Наши последние поставки материалов Fasson приходили еще в мае. При этом были чудовищные сложности с логистикой, с банковскими переводами. И в этот момент наступил полный обвал: опустели склады, люди готовы были покупать материалы за любые деньги, лишь бы не остановить производство. И в этих условиях «Артмарк» работал день и ночь — да, и по ночам, поскольку разница во времени с Китаем большая — находили новых поставщиков, засыпали их письмами, заключали договоры, выстраивали логистику. Естественно, ни китайские, ни турецкие производители не могли одномоментно удовлетворить спрос. Не было времени на то, чтобы привезти и протестировать материалы. Чтобы отрасль не останавливалась, заказывали материалы там, где только было возможно. Но уже к началу августа рынок стал более-менее стабилизироваться, и сейчас могу уверенно сказать, что наполнение рынка произошло. На складах «Артмарка» есть достаточное количество продукции, большое количество материалов в пути, и сейчас мы пытаемся определить пул поставщиков, найти тех производителей, которые наиболее полно удовлетворяют нас по качеству.
— А что с параллельным импортом?
— В текущей ситуации это, к сожалению, нереально. Возможно, в Россию приходят какие-то незначительные количества самоклейки Fasson, Ritrama и других европейских компаний не напрямую, но это даже не проценты, а доли процента от потребности отрасли. Основная часть материалов идет из Китая, Турции, Ирана, из Индии — все пытаются привезти самоклейку откуда только можно.
— То есть у вас только новые поставщики?
— Да, и у «Армарка» проблема в том, что компания всегда была лидером российского рынка с долей порядка 50% и позволить себе компромиссы с качеством не могла. Поставщики ее всегда были самого высокого уровня. Новые поставщики были рекомендованы ведущими мировыми типографиями, однако даже их необходимо было тщательно протестировать, при этом азиатские производители, как известно, достаточно вольно относятся к техническим описаниям своей продукции. Те материалы, которые хороши для типографий в Азии или даже в Узбекистане и Казахстане, здесь не идут, требуют тестирования, дополнительной настройки оборудования, и типография зачастую может даже отказаться и выбрать другой материал. Есть проблемы с терминами в технических описаниях: то, что называют «Vellum», с нашей точки зрения совсем не оно. Металлизированную бумагу (с вакуумным напылением) в Китае найти вообще крайне сложно, у них только фольгированная бумага. Очень сложно найти винные бумаги и в целом специальные сорта. Производителям приходится детально объяснять, какой, к примеру, нужен клей, другие параметры. Это большая работа, и мы постоянно общаемся с типографиями и конечными потребителями для решения постоянно возникающих вопросов. Если типографии обычно сами решают проблемы с новыми материалами, то у их клиентов — товаропроизводителей — проблем больше: и с клеем, и с лицевым материалом, и с настройкой оборудования. Но в июне и июле возможности выбрать и протестировать незнакомый материал не было, приходилось брать все, что возможно.
Сейчас могу сказать, что рынок насытили и уже близки по объемам к тому, что было в 2021 г. Многие привозили материалы самостоятельно, поэтому сейчас на рынке большая разнообразная палитра, но я считаю, что это временно. Те, кто импортировал материалы самостоятельно, столкнулись (или в ближайшее время столкнутся) с проблемами отходов и многими другими. К примеру, если типография потребляет в месяц 100 тыс. м2 материала, то ей нужно иметь на складе эти 100 тыс. м2, а имея в виду теперешнюю длинную логистику, нужно, чтобы еще как минимум 100 тыс. м2 были в пути, а и еще внести предоплату за следующие 100 тыс., которые будут произведены и отгружены. Но сейчас типография может купить у компании «Артмарк» нужное количество в любое время, при этом стандартные материалы уже продаются не в раскрой, в любом требуемом формате и количестве. Да, с этим была проблема несколько месяцев, но сейчас ее нет.
Все слиттеры на площадке «Артмарка» в Подольске полностью загружены, есть достаточное количество продукции, построен дополнительный склад
— Как с ассортиментом сегодня?
— По стандартным самоклеящимся материалам есть полное обеспечение, построен дополнительный склад. Есть практически все виды стандартных материалов, бумага, полиэтилен, полипропилен, с различными видами клеев, то есть все, чтобы обеспечить основную потребность. Выбираем поставщиков по постоянству качества, скорости производства, техническим параметрам. Большая работа ведется по поиску специальных материалов — винных, для автохимии, и пока с этим трудно: азиатский рынок другой.
Мы были №1 в России по ассортименту спецсортов самоклейки. Если по стандартным сортам наша доля рынка была более 35% по бумаге и 60% по пленкам, то по спецсортам в отдельных сегментах наша доля доходила до 80–90%. Это различные винные, металлизированные материалы, со специальными клеями, для автохимии, для сложных поверхностей, фармацевтические и др. По таким материалам наблюдается провал в поставках, и мы активно стараемся найти альтернативы.
Ассортимент мы сейчас упорядочиваем, приводим в соответствие с обычной практикой. Если в начале года брали всё — и китайские, и турецкие, и любые другие материалы, которые можно было взять, то сейчас идет четкая дифференциация, работа с поставщиками. У каждого выбираем лучшее, что у него есть, и формируем ассортимент из всего лучшего, что доступно на рынке. Если раньше выбирали раскрой, то сейчас можем заказать в том формате, который нужен.
— То есть все 4 ваших слиттера в Подольске работают?
— Да, все 4 полностью загружены. Заполнены склады в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону — все полностью загружено и работает.
— Что можно сказать о ценах?
— Цены существенно снижены по сравнению не только с мартом–апрелем (когда был ценовой пик и покупали любой материал за любые деньги), но и с серединой лета. Вообще в последние несколько недель прошло несколько заметных корректировок цен в сторону их уменьшения. Найдены поставщики, выстроена логистика, стабилизировался курс валют, и уровень цен пришел в норму. Тот материал, который был закуплен по высокому курсу, тогда же и был продан. Но все же сегодня цены существенно выше, чем были в прошлом году, прежде всего по причине высокой стоимости доставки. Если же говорить о ценах на продукцию Avery Dennison, то они с начала 2021 г. в Европе выросли примерно на 40–50% и продолжают расти. Цены повышались неоднократно, что отражало стоимость ресурсов: лицевые слои, подложки, клеи — все это подорожало. Что касается сырья и материалов из Азии, то существенное влияние оказывает, как указывалось ранее, стоимость логистики. В допандемийное время, в 2019 г., стоимость доставки из Азии была сравнима со стоимостью доставки из Европы, ходили огромные суда, и цена за доставку одного контейнера не превышала порой $2–2,5 тыс. Сейчас доходит до $15 тыс, а на пике была (и возможно, к Новому году опять будет) значительно выше. Естественно, все эти затраты перекладываются на стоимость квадратного метра материала. Цена и далее будет корректироваться в зависимости от курса валют, стоимости логистики, цен поставщиков.
— Даже в пандемийные годы у «Артмарка» уровень поставок был значительно более 250 млн м2 в год. А сейчас?
— Я уже упоминал, что в начале этого года у всех на европейском рынке были ограничения, производители могли отгружать типографиям материалы только на 60–70% от их месячной потребности. Это было связано с дефицитом подложки. То же самое было и у нас. Некоторые клиенты считали, что их обделяют, но в реальности этого, безусловно, не было. В условиях дефицита «Артмарк» обеспечивал абсолютно честное распределение, в зависимости от среднемесячного потребления типографией. Сейчас таких проблем больше нет. Возможно, по итогам года объем поставок будет немного меньше, чем обычно. Но уже в следующем 2023 г. все вернется к тем объемам, которые нужны рынку, и будет даже больше, чем ранее. Десятки миллионов квадратных метров материала сейчас находится в пути. Меньше потреблять наш рынок не стал.
Объем российского рынка более 600 млн м2 самоклейки, то есть отрасли необходимо порядка 50 млн м2 ежемесячно. Это огромное количество транспортных контейнеров. И у производителей за рубежом нет мощностей для мгновенного производства таких объемов. Если в I квартале у нас было отставание на 50%, то уже во II квартале все выровнялось, и сейчас в России материалов достаточно.
— Какие поставщики для вас и для отрасли предпочтительнее?
— В Турции и в Азии несколько поставщиков, с каждым в какой-то степени работаем. У любого есть недостатки и достоинства, выбираем оптимальных по сервису и качеству. С каждым из поставщиков налаживаем диалоги, они приезжают, ведем онлайн-конференции, постоянно на связи. Даем обратную связь, дорабатываем их качество, корректируя действия. На рынке есть китайские, иранские, индийские материалы — работаем со всеми. Наши сотрудники уже несколько раз посетили завод в Турции, мы напрямую общаемся с техническими службами и вскоре ждем визита специалистов оттуда.
С Китаем работать сложнее из-за их ограничений по ковиду. Но как только будут сняты пандемийные ограничения, наши специалисты поедут и на эти заводы.
— Есть ли уже долговременные контракты?
— Пока эта работа в процессе, и сегодня она более целенаправленная, нежели три месяца назад, но все же никто не может сказать, что будет завтра. Многое зависит от политики. Так что работа идет, но пока без каких-либо обязывающих взаимных договоренностей.
— Насколько велико число ушедших от вас типографий?
— Нельзя сказать — «ушедших». Когда не было возможности приобрести материалы в «Артмарке», все искали другие пути и находили их. Крупные компании, с огромными финансовыми возможностями, например, типографии из первой десятки, сравнительно легко смогли выйти на внешний рынок. Другие обращались к посредникам, которые делали для них закупки. Решения были ситуационными. Будут ли все эти типографии по-прежнему закупать материалы за рубежом напрямую — большие сомнения. Возможно, крупные компании продолжат что-то закупать напрямую, но будут и работать с «Артмарком».
До событий февраля у «Артмарка» было более 45% нашего рынка, у UPM порядка 30%, доли всех остальных производителей были гораздо мельче, и они не могут занять освободившуюся нишу. Тем более что ни у них, ни у посредников нет возможности оказывать сравнимый сервис, и что очень важно — техническую поддержку, они могут осуществлять только закупку и продажу.
— Вы говорили о трудностях у типографий с браком, складами, логистикой?
— При прямых закупках типографии столкнулись с нерегулярностью поставок: если требуется, к примеру, всего один контейнер материала в неделю, то прийти могут сразу несколько — пять или шесть, и возникает проблема со складом, хранением, резкой — раскроем материала. Работая с непроверенными поставщиками, типография не может отследить, к примеру, такой дефект, как маленькие пятнышки — отсутствие силикона на подложке, а это приведет к проблемам на линии у конечного потребителя, и он потребует заменить всю партию этикеток. Или при замене материала, казалось бы, на такой же, у конечного клиента останавливается этикетиратор, и справиться с проблемой достаточно сложно. Наша задача — избегать такого рода проблем, выбирая проверенных поставщиков, и оказывать техническую поддержку не только типографиям, но и конечным пользователям этикетки.
Потери при раскрое, на обрезках материала, на хранении, на замораживании финансов значительно перекрывают ту выгоду, которая вроде бы есть при прямых поставках. Уверен, что типографии будут, как и раньше, работать с «Артмарком». Как я уже упоминал, «Артмарк» построил дополнительные склады для хранения материалов, увеличены мощности для хранения, идет расширение мощностей по резке.
Кроме того, начиная с середины сентября, мы организуем цикл семинаров для клиентов на еженедельной основе совместно с компанией «Кохер+Бек». Основная тема — изменившиеся реалии, новые материалы, как с ними работать. Задача — рассказать о новых материалах, их особенностях и условиях применения, получить от клиентов обратную связь, пожелания по выбору материалов, о том, что хотелось бы изменить в работе. Первый семинар состоится 15 сентября в Подольске. Мы покажем также тот уровень сервиса, который предлагаем, в том числе, тем клиентам, которые ориентированы на бюджетные сегменты рынка и работали с другими поставщиками, расскажем о технической поддержке, о том, чем мы отличаемся от наших конкурентов.
— «Артмарк» всегда активно продвигал бренды своих поставщиков — Fasson и другие. Будет ли теперь продвигать новые бренды?
— Да, будем продвигать лучшее, что есть на рынке. Идет выбор лучшего из доступного, и «Артмарк» не будет терять свою марку — это принципиальная позиция. Цена никогда стояла во главе угла, прежде всего мы выбираем по постоянству качества и сервису. Будет ограниченный круг поставщиков с оптимальным ассортиментом тех или иных материалов. Сейчас на рынке наблюдается абсолютный «зоопарк» из, казалось бы, близких по свойствам, но в реальности совершенно разных материалов, ведь, как обычно, «дьявол кроется в деталях». Работа по выбору пула поставщиков продолжается, получаем отзывы от типографий, которые используют тот или иной материал, анализируем позиции, тестируем пробные партии.
— Продолжаются ли поставки материалов для термоусадки от компании Alfatherm?
— Да, поставки из Италии продолжаются напрямую по контрактам. Сегодня в текущих условиях не только каждая страна, но зачастую и каждая компания самостоятельно определяют политику в отношении поставок. Иногда политика, которую они заявляют и которую проводят, — разные.
— «Артмарк» активно поставлял краски Flint Group. А сейчас?
— Краски включены в санкционный пакет, поэтому продукция Flint больше не поставляется. Идут краски других производителей — турецких, китайских, индийских. С поставками красок ведется точно такая же работа, как и с самоклеящимися материалами.
— А что с материалами для цифровой печати?
— Сейчас это совсем не в фокусе внимания, потому что для УФ-струйной и тонерной цифровой печати вполне подходят обычные стандартные материалы, им не требуется специальных покрытий. Есть определенные ограничения, например, на полиэтилене не могут печатать тонерные машины, но в основном они использовали стандартные материалы. Что же касается пользователей машин HP Indigo, то они сейчас полностью поглощены поиском возможностей для продолжения работы — найти расходники, каким-то образом получить тонер, запчасти, офсетные полотна, и поставки материала их волнуют меньше — можно праймировать, заламинировать или отлакировать материал, чтобы можно было печатать. Но цифровая печать — в любом случае это будущее.
— У «Артмарка» в России 4 филиала. Как они работают в создавшихся условиях?
— Сейчас наши филиалы полностью автономны. Каждый определяет свою политику, какую-то часть материалов они заказывают за рубежом напрямую. Выбирают те материалы, которые наиболее востребованы на их локальном рынке.
— До февральских событий у «Артмарка» насчитывалось более 200 сотрудников. А теперь?
— «Артмарк» сохранил всех своих сотрудников, никаких сокращений не было и не предвидится.