Михаил, как получилось, что разработчик ПО решил сделать глобальный сервис по печати фотокниг?
Идея зародилась в ноябре 2010 года. Тогда дочь впервые показала мне восхитительную фотокнигу, которую им напечатали в школе, и я загорелся идеей создания сервиса, по выпуску такой продукции.
Мой интерес разделило еще несколько человек, вместе с которыми я начал детальное изучение вопроса.
У меня есть большой опыт в разработке программных бизнес-приложений, так что вопрос создания сайта был нам более-менее понятен. Уже в декабре 2010 года мы приступили к планированию сайта и разработке инструментов для создания фотокниг. Эту работу для нас выполняет одна украинская фирма, с которой у меня давно сложились хорошие отношения.
Следующим этапом стало глубокое и интенсивное исследование полиграфических технологий. Мы сравнили несколько решений и после консультирования с американскими специалистами остановились на HP Indigo.
Покупать печатные машины и строить собственное производство мы изначально не планировали, поэтому, после длительных поисков и переговоров договорились о сотрудничестве с голландской типографией Paro Printing, руководству которой понравились наши глобальные планы.
Также мы аутсорсили часть работ, связанных с маркетингом и SEO-оптимизацией в Таиланд и Индию.
Почему остановились на варианте разделением труда? Какие преимущества он вам дает?
Сфера нашей компетенции – разработка программного обеспечения. Здесь мы являемся экспертами, поэтому делаем эту работу сами.
В то же время мы не очень хорошо разбираемся в печати, маркетинге, продвижении и некоторых других вещах. Поэтому нам показалось логичнее отдать эти функции профессионалам. Тем более, что в перечисленных странах их услуги стоят значительно дешевле, чем в США.
Но это не так удобно...
Это эффективно. На самом деле многое зависит от того, насколько вы «дружны» с современными технологиями. Мы активно используем в работе Skype, Google Docs и множество других инструментов, что позволяет нам свободно общаться с нашими партнерами и вести бизнес глобально. Никаких проблем я здесь не вижу.
Мы изначально не планировали покупку печатного и финишного оборудования и организацию собственного производства. Более того, у нас даже серверов своих нет –сервис находится в облаке на хостинг-платформе Amazon. Такой подход позволяет нам сфокусироваться на развитии онлайн-инструментов для создания фотокниг, а все остальные операции отдать на сторону надежным порядчикам.
Согласитесь, для того, чтобы без сбоев печатать фотокниги нужны промышленные печатные машины (в идеале две штуки, чтобы не было остановок), линейка послепечатного оборудования, штат, площади и проч. Это многомиллионные инвестиции, которые окупятся через какое-то время (при условии, что все будет развиваться по бизнес-плану). Производство не начнет работать на полную катушку с момента запуска, а вот деньги в банк нужно будет относить ежемесячно.
Почему тогда проект стартовал в России, Белоруси и Украине, а не, скажем в США, где существующий спрос на фотокниги наверняка выше, чем на постсоветском пространстве?
Мы детально изучили американский рынок и пришли к выводу, что он очень конкурентный. Приняв это во внимание, а также учитывая наш русскоязычный бэкграунд, мы решили начать бизнес в странах с русскоговорящим населением – России, Украине и Беларуси.
Технологически мы имеем возможность предлагать наш сервис и в Америке, но для начала решили окрепнуть на ваших рынках.
Но здесь недостаточно людей четко представляют себе что такое фотокнига, зачем она им нужна и как ее сделать...
Мы знаем об этом. Ваши рынки действительно идут позади европейского и, тем более, американского. Но мы также видим, что в целом понимание того, что такое фотокнига есть. При этом рынок является неразработанным и на нем есть место для нас. Более того, уже имеется довольно много информации по этим рынках и нам есть у кого учиться.
Когда я стал заниматься проектом, то обнаружил, что в этой области очень много энтузиастов, которые реально двигают нас вперед. Ну и кроме этого, удачно сложилось множество разных факторов, что также позволило нам успешно стартовать.
В конце августа у нас вышел первый релиз сайта v1.0, но качество довольно неплохое.
Мы хотим стать первыми на этом рынке. Для этого у нас есть все предпосылки.
Можете раскрыть текущие производственные показатели?
Официально мы запустились 1 сентября, так что похвастаться каким-то впечатляющим объемом пока не можем. За первую неделю мы набрали довольно приличный трафик, при том, что не потратили пока ни копейки на продвижение.
А как вы формируете ценовую политику? Цена для всех одна или есть привязка к локальным реалиям?
В настоящее время цена продукта определяется затратами на его производство и не привязана к региону. Тем не менее, через пару месяцев мы планируем пересмотреть наш подход к ценообразованию.
Для глобального проекта нужны глобальные инвестиции. Как у вас решен этот вопрос?
У нас есть инвестор в лице одной американской компании. Ее название мы не раскрываем. Бюджет сверстан и на ближайший год мы себя чувствуем себя совершенно спокойно.
На что будет потрачена основная часть бюджета?
Конечно, на маркетинг и продвижение.
Как вы оценивали для себя рынок производства фотокниг в России, Украине и Белоруси?
У нас есть своя методика и цифры, которые мы получили. Открывать их мне бы не хотелось. Скажу только, что у нас есть четкое понимание того, сколько мы хотим продать за год и как достичь таких результатов. Я считаю, что запланированные показатели вполне реальны и учитывают текущий уровень развития рынка.
Почему вы выбрали производство в Голландии? Ведь доставка продукции заказчику будет стоить немалых денег. Не логичнее было бы договориться с типографией на месте. В той же России есть немало типографий с машинами HP Indigo.
Мы не уверены, что Россия, Украина и Беларусь дадут нам тот объем печати, на который мы рассчитываем. Мы ведь не будем работать только в этих странах. Есть и другие русскоязычные страны, а кроме них – очень привлекательный европейский рынок.
Еще одна причина, по которой мы выбрали Paro Printing – отлаженные бизнес- и технологические процессы, а также высочайшее качество печати. Нам нужен был партнер, на которого мы полностью могли бы положиться.
Мы потратили около 3 месяцев, чтобы интегрировать свой сервис с их производством. У них все процессы максимально автоматизированы. Человек впервые касается продукта только на этапе контроля качества готовой фотокниги. Не хочу никого обидеть, но я не знаю компаний с таким уровнем организации производства ни в России, ни в других странах, где мы уже работаем.
Скажу так: мы открыты для сотрудничества с типографиями на локальных рынках, но искать локальных партнеров начнем только тогда, когда вырастет объем заказов с этих рынков, размещаемых через PrintLuna.com.
Что касается доставки, то мы работаем с FedEx и Swiss Post, которые дали нам адекватные и привлекательные для клиентов цены. Проблем здесь быть не должно.
Какие варианты оплаты вы предлагаете клиентам из России, Беларуси и Украины?
В настоящее время заказ можно оплатить всеми основными типа кредитных карт (Visa, MasterCard, American Express, Diner и др.). Также принимаем платежи через PayPal и WebMoney.
Я так понимаю, что в ближайшие месяцы вы анонсируете выход на европейские рынки с англоязычной аудиторией.
Да.
Почему вас сервис не предполагает скачивания фоторедактора на компьютер клиента? Большинство существующих игроков в постсоветских странах работают именно по этой схеме.
Мы стараемся сделать так, чтобы пользователю было максимально комфортно и удобно работать с нашим сервисом. Скачивание приложения – это дополнительная операция, отнимающая время. Мы же сделали во Flash удобный и функциональный инструмент, который прекрасно работает в онлайне. Зачем усложнять жизнь себе и заказчику?
Пока мы сделали инструмент, который удобен для начинающих, но в будущем сделаем версию и для продвинутых пользователей.
Вы писали свой продукт, руководствуясь собственным представлением о том, как он должен выглядеть, или взяли какой-то существующий софт за основу?
У нас было много хороших идей, которые мы «взяли в работу» на старте. Но также мы, конечно, изучили множество конкурирующих сайтов, чтобы убедиться, что не пропустили ничего важного.
На какую аудиторию вы рассчитываете?
Мы развиваем сервис и для B2C, и для B2B рынков.
В чем будет отличие?
С точки зрения сайта и инструментов вы не увидите большой разницы. Отличия будут заключаться в способах продвижения, а также в наличии партнерских программ (на В2В-рынке), посредством которых мы будем увеличивать объем заказов, выплачивая партнерам комиссию.
Как будет реализована поддержка пользователей?
Планируем создать службу поддержки, которая будет помогать сделать фотокнигу тем, кто не имеет художественного вкуса или не может разобраться в нашем ПО. Как раз сейчас мы ищем дизайнеров в Украине и России. После тестов и отбора мы предложим работу самым талантливым из них.
Какие методы продвижения вы планируете использовать?
В первую очередь, разместим рекламу в поисковых системах. Также будем искать партнерские сайты, которые смогут обеспечить нам трафик в обмен на процент с каждого заказа. Ну и конечно будем налаживать прямые продажи на локальных рынках.
Сколько человек трудится над проектом?
Глобально – около 30 сотрудников.
В чем вы видите свое конкурентное преимущество в сравнении с существующими компаниями?
Это очень важный вопрос, но мне сложно дать простой ответ.
Во-первых, у нас действительно простой и понятный сайт. С момента его запуска мы получили огромный фидбек со всего мира – из Америки, Украины, России, Израиля, Австралии и других стран, – что позволяет нам оперативно реагировать на пожелания клиентов. Есть некая глобальная синергия, которая дает нам огромное преимущество. Мы не ограничены какими-то рамками.
С другой стороны, мы целиком и полностью можем положиться на наших печатников, которые делают работу очень быстро, качественно и с мизерным процентом брака. Кроме этого, они очень гибкие и масштабируемые, что очень важно для нас.
Кстати, как выяснилось в процессе переговоров, наши печатники – одни из лучших в Европе. Недавно они были куплены крупной американской компанией RPI, так что на перспективу у нас есть партнеры по печати и в Америке. Мы, разумеется были в курсе, о готовящейся сделке и на самом деле очень рады, что так случилось.
Кроме этого, глобальный подход PrintLuna значительно упрощает коммуникации с крупными компаниями типа FedEx. Они относятся к нам очень серьезно и готовы предоставить оптимальные условия для наших клиентов. Работай мы на каком-то одном рынке – это было бы гораздо сложнее.
Однако же, все это лишь предположения. Время покажет, насколько они соответствуют действительности.