Выживает не самый сильный и не самый умный,
а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям
Чарльз Дарвин
Через Темзу при впадении в нее Чаруэлл тысячу лет назад был бычий брод. Сейчас там одноименный городишко на полтораста тысяч жителей — Оксфорд. Находящийся в нем всемирно известный университет существует, как минимум, с 1096 года. Собственно типографию Oxuniprint университетского издательства Oxford University Press основали в 1585-м, хотя первую книгу в Оксфорде напечатали почти на столетие ранее — в 1478-м.
Одноэтажная «Новая Типография» под стеной Театрального двора. Фрагмент гравюры Дэвида Логгана с изображением Оксфорда с высоты птичьего полета. 1675 год.
Исторический кадр из типографии Оксфордского Университета.
Фото: Oxford University Press
Так вот, в августе 2021 года типография закрывается. Интересно, почему? В последние годы Oxuniprint представляла собой небольшую типографию со штатом около 20 человек и небольшим музеем печатного дела.
Ее годовой оборот — 2,86 млн фунтов при убытке около 53 тыс. фунтов. Оборудования в типографии было немного, но оно достаточно современное, так как регулярно обновлялось. Пятикрасочная Komori Lithrone S29 H-UV B2 формата установлена в 2017 г. на замену одной из двух машин Mitsubishi. Предыдущий апгрейд офсета был в 2010-м — тогда заменили старенький Heidelberg Speedmaster SM 72. Цифровая печать тоже на месте. Canon imagePRESS 10010VP введен в эксплуатацию всего полгода назад, а еще есть ImagePRESS C7000VP, запущенный в 2012 г. Парк послепечатного оборудования также не вызывает больших вопросов. Удалось найти сообщения об инсталляции в Oxuniprint оборудования MBO, Duplo, Horizon.
То есть и набор железа, и квалификация сотрудников как-то не выглядят источником проблемы. Очевидно, она в другом. Вот в чем — это крайне интересный вопрос.
Вот так типография описывала себя:
«Oxuniprint — коммерческая типография, предлагающая качественные и доступные услуги по офсетной и цифровой печати. Расположена в Кидлингтоне, Оксфордшир. За прошедшие годы мы завоевали репутацию производителя качественной печатной продукции по конкурентоспособным ценам. Наше оборудование идеально подходит для выпуска печатных продуктов, включая брошюры, каталоги, буклеты, плакаты и регулярные издания, такие как информационные бюллетени и журналы. Наши современные машины позволяют нам работать более эффективно и стать еще более экологически чистыми, уменьшая отходы. Мы — FSC-сертифицированная типография... Мы также принимаем участие в программе захвата углерода путем посадки леса в Великобритании».
Они с гордостью писали:
«Сегодня более 70% полиграфической продукции Oxuniprint доставляется коммерческим клиентам, которые ценят конкурентоспособные цены, надежное обслуживание и превосходное качество».
Всего этого оказалось недостаточно, чтобы просто выжить. Может быть дело в том, что типография вместо фокусировки на задачах материнской компании решила играть на открытом рынке и не выдержала конкуренции? Может быть дело в маркетинге, который у нее находится на жалком зачаточном уровне? Я посмотрел YouTtube- канал Oxuniprint, созданный три месяца назад. В последнем ролике леди в розовом буквально скачет от счастья видеть вас своими клиентами.
То ли это, что выгодно отличает типографию с полутысячелетней историей от сотен конкурентов? Может быть, не знаю. Зато я точно знаю, что под лежачий камень вода не течет. И то, что бизнес коммерческой печати находится под сильнейшим давлением, и, как мы видим, выживут не все. Выживут не самые квалифицированные или лучше всех оборудованные. Выживут способные приспособиться к изменениям.
Как именно? Снова наверняка не знаю, но хочу узнать. Очень! Поэтому я с радостью согласился модерировать пленарную сессию «Стратегия развития полиграфического производства в новой реальности», которая пройдет 15 июня в рамках деловой программы выставок Printech и Росупак в конференц-зале А. Начало сессии в 13:00.
В дискуссии согласились поучаствовать профессионалы, сумевшие показать на практике свое видение и не нуждающиеся в дополнительном представлении:
- Александр Амангельдыев,
- Сергей Боев,
- Анри Мелуа,
- Марсель Шарифулин.
Очень надеюсь, к нам присоединятся еще один–два докладчика, которые пока не дали окончательного зеленого свистка. Держу пальцы крестом и приглашаю всех полиграфистов и производителей упаковки принять участие в дискуссии. Как модератор обещаю уделить вопросам и мнениям слушателей самое пристальное внимание.