Актуальные примеры
Для начала о новинках. В качестве примера можно привести печатную машину, предназначенную для производства упаковочной продукции, со сверхвысоким стапелем, полной стапельной логистикой (загрузкой и выгрузкой стапелей без остановки машины), максимальной скоростью печати до 20 тыс. отт/ч и при этом полной автоматизацией смены заказов за 3–5 минут. Если машина предназначена для безостановочной печати, зачем ей дорогая автоматизированная система быстрой смены заказов?
Другой пример не менее интересный: новая машина бесшвейного скрепления со скоростью работы до 18 тыс. экз./ч (на сегодняшний день это максимум для линий бесшвейного скрепления), и при этом опять же полный автомат переналадки всей линии «нажатием одной кнопки» за пару минут.
На первый взгляд, абсолютно очевидно, что здесь смешались два понятия. Высокая производительность и безостановочная работа явно указывают на то, что оборудование предназначено для производства длинных и сверхдлинных тиражей. Если тираж печатается, например, целую смену, а то и две — важно ли переналадиться на следующий тираж за 5 минут? Обычно такой задачи не стоит. Быстрая переналадка машины актуальна для выполнения малых и сверхмалых тиражей. Что-то не сходится… Аналогичная ситуация с послепечатным оборудованием. Полумиллионный тираж журнала даже на самой скоростной машине бесшвейного скрепления будет клеиться без остановки больше суток. Нужно ли в этом случае выполнить переналадку на следующий подобный тираж за 10 минут? Что в этом случае удастся выиграть? Также можно упомянуть и новое поколение вырубных прессов от ведущего производителя, в которых увеличена общая скорость работы и сокращено время смены заказа. Казалось бы, мощные вырубные пресса не предполагают частую смену заказа, они работают многими часами над одним тиражом. Но тем не менее…
Конечно, иметь набор автоматизированных систем на «всякий случай» в машине для сверхдлинных тиражей неплохо, но многие ли готовы переплатить за полностью автоматизированную машину едва ли не половину ее стоимости? На первый взгляд, возникает непонимание целевой аудитории покупателей такого оборудования. Может, это просто «спецверсии» для выставок, и в продажу такое оборудование не идет? Практика показывает, что нет. Подобное оборудование приобретают, причем весьма активно. Более того, есть примеры покупки (вполне сознательной и продуманной) такого оборудования и в нашей стране (см. материал о типографии «Индустрия цвета» на с.26).
Дробные тиражи
Попытаемся разобраться, что на самом деле происходит на современном рынке, и найти предпосылки появления и популярности подобных решений. Дело в том, что заказчики полиграфической продукции стараются оптимизировать свои затраты. Возьмем, к примеру, производителей упаковки. Их клиенты — крупные товаропроизводители — стали активно экономить на производстве и на заказе упаковки в том числе. Как правило, упаковке присуще такое понятие, как серийность. Производители многих товаров (чая, кофе, зубной пасты, красок для волос, специй и т. д.) обычно имеют серии однотипных видов продукции. Возьмем, к примеру, серию краски для волос. В ней есть ходовые цвета, пользующиеся большой популярностью, и цвета, которые покупаются крайне редко. Товаропроизводителю необходимо иметь на полке супермаркета либо широкий ассортимент, либо серию однотипной продукции. Так полка выглядит солидно, и покупателю кажется, что у него широкий выбор, и он приобретает продукцию у крупного, надежного производителя. При этом соотношение продаж ходовых и модных цветов, по сравнению с мало востребованными, может составлять один к ста, а то и один к десяти тысячам. Соответственно, необходимость в упаковке для того или иного цвета краски для волос будет различаться. Помимо этого, есть потребности в региональных версиях тех или иных товаров. Законодательство требует наличия на упаковке определенной информации на языке того региона, где товар продается. Можно, конечно, использовать типовую упаковку и делать специальную наклейку на других языках (как часто поступают в нашей стране), но это не солидный путь — серьезные импортеры и товаропроизводители на это не идут. Товаропроизводитель зачастую старается избежать таких проблем и размещает на упаковке информацию сразу на нескольких языках, но порой приходится запускать отдельный небольшой тираж упаковки, специально под решение конкретных задач. Нам могут возразить, что эта проблема далеко не новая. Действительно так, но сейчас она достигла серьезной остроты. Раньше заказчики смотрели «сквозь пальцы» на необходимость заказывать избыточные тиражи упаковки. Типография могла сказать, что «мы не печатаем тиражи меньше 1 тыс. листов», и заказчику приходилось мириться с тем, что у него упаковка для неходовых товаров будет с избытком. Если на листе умещается, например, 10 коробок, то минимальный тираж получался 10 тыс. штук. Даже если нужно меньшее количество, все равно приходилось заказывать 10 тыс. Сейчас экономия в бизнесе достигла такого уровня, что никто не готов мириться с таким подходом. В результате крупные упаковочные типографии столкнулись с проблемой серийности. Заказчику нужны серии однотипных коробок для своей продукции: тиражи ходовых товаров — по миллиону коробок, а еще несколько тиражей по 2, 3 и 10 тыс. Соответственно, 200, 300 и 1000 печатных листов.
Что типографии делать с такими тиражами? Как было сказано выше, поднять их до своего минимума, как делали раньше, уже невозможно. Отказаться от мелких тиражей, чтобы заказчик печатал их в другом месте, конечно, можно, но есть вероятность, что клиент уйдет в другую типографию насовсем. Некоторое время назад считалось, что хорошим выходом будет цифровая печать упаковки. В этой связи некоторые ведущие производители офсетных печатных машин выпускали специальные цифровые версии оборудования для малотиражной печати упаковки. Нам доводилось даже посещать типографии в Европе, где в дополнение к нескольким «длинным» упаковочным машинам были установлены и цифровые. Считалось, что «отвлекать» серьезную офсетную машину на печать 200 листов неразумно. Однако этот путь у многих типографий оказался не самым успешным. Получить полностью идентичный результат на цифровой машине и на офсетной, особенно если упаковка печатается с отделкой в линию, не удается, даже с учетом того, что «цифра» печатает совсем неплохо, просто немного иначе. Кроме того, отделка в линию на цифровой машине тоже вызывает сложности, и серийной идентичности опять же получить не удастся.
В итоге упаковочным типографиям пришлось учиться печатать 200 условных листов на своих длинных высокопроизводительных офсетных машинах. Да еще и с минимумом брака. Если на 200 тиражных листов нужно 400 приладочных, это нерентабельно. Вот и появляются машины, способные эффективно печатать и длинные, и сверхкороткие тиражи. И даже высокая стоимость таких машин типографии не останавливает…
Переплетные процессы
С брошюровочно-переплетными процессами ситуация на рынке тоже весьма любопытная. Современный рынок вынудил ряд крупных заказчиков оптимизировать свой бизнес. Еще лет 5–7 назад во многих странах в ходу были огромных размеров каталоги «Товары почтой». Это были издания в тысячу станиц, которые издавались внушительным тиражом (сотни тысяч экземпляров). Другой пример — каталоги «Икеа». Раньше их распространяли прямой рассылкой — в почтовый ящик. Объем издания в 300–400 страниц, а тираж только русской версии доходил до миллиона экземпляров. В последнее время таких массовых тиражей уже нет, хотя каталог по-прежнему выходит. Более того, в дополнение к основному каталогу, компания «Икеа» выпускает еще и тематические — «Спальни», «Шкафы», «Кухни» и т. д. Есть даже специализированные региональные версии (ортодоксальное издание, арабские версии и т. д.). В итоге вместо одного объемного издания, выпускаемого большим тиражом, появилось несколько менее объемных, издаваемых гораздо меньшим тиражом, а количество экземпляров отдельных каталогов достигает всего несколько тысяч. Однако не так давно «Икеа» объявила о том, что больше не будет печатать общий каталог. Впрочем, компания и раньше делала подобные заявления, но продолжала его выпускать.
В таком подходе к производству каталогов «Икеа» не одинока. Многие крупные «каталожники» переводят свои основные издания в интернет, сохраняя относительно небольшие по объему, вполне тиражные тематические каталоги. Крупный английский торговец спорт-товарами Sportdirect.com вместо одного объемного каталога начал издавать несколько — по видам спорта. Тому, кто занимается футболом, вряд ли интересны товары для художественной гимнастики или стрельбы из лука. В результате вместо одного миллионного каталога в 400 полос появляется десяток разных каталогов с тиражностью от полумиллиона до нескольких тысяч и объемом от 20 до 150 полос.
По такому же пути идут издатели периодики. Вместо одного многотиражного издания начинают выходить несколько более узких по тематике, при этом сокращается общий объем и тираж основного, но увеличивается ассортимент. Аналогичных пимеров можно привести много.
Что в этой связи происходит с послепечатными процессами? Раньше нужно было изготовить один миллионный тираж каталога или журнала, а теперь пять–семь изданий существенно меньшего объема, из которых, например, один–два тиражом полмиллиона экземпляров, два тиража по 200 тыс. экз., еще два–три по 15–20 тыс. экз. и два по 2 тыс. экз. Общий тираж сократился не сильно, объем печати тоже, а вот на послепечатке вместо одного длинного тиража появилось три достаточно больших тиража, два средних и несколько мелких. Ситуация становится очень похожей на ту, что была описана выше про упаковку. Нужно учиться одинаково эффективно справляться и с длинными тиражами, и с очень короткими. Типография вряд ли захочет иметь для этого разные технологии и разное оборудование. Вот и появляются на рынке высокопроизводительные послепечатные линии с возможностью эффективной работы с короткими тиражами.
Сегодня мы видим в этом относительно новую тенденцию на рынке, и она, скорее всего, закрепится. Хотя тиражи полиграфической продукции постепенно падают (глобально), это вовсе не означает, что с рынка уйдет многотиражная продукция. Она останется, ее тиражи могут немного сократиться, но вряд ли радикально. Компания Feberlic, например, печатает раз в три недели полумиллионный тираж своего каталога, и даже если в ближайшей перспективе она решит его уменьшить на 10% (а это большая потеря клиентов для компании), разовый тираж все равно останется достаточно большой. Потребность в оборудовании, которое может эффективно перерабатывать большие тиражи, останется. Просто теперь на этом оборудовании появится возможность вполне успешно делать и малые тиражи. Так что тренд в полиграфическом машиностроении, который показала несостоявшаяся выставка drupa 2020, по всей видимости, закрепится на ближайшие годы. По крайней мере, до следующей выставки drupa, которая, мы надеемся, все же состоится.
Соотношение числа наименований различных видов полиграфической продукции (верхний график) и средних тиражей (нижний график) на примере Германии. В данном исследовании были задействованы в основном коммерческие виды продукции: книги, каталоги, журналы и т. д. Впрочем, и в упаковке тенденция схожая, хотя и не так ярко выраженная. Нетрудно заметить, что число наименований активно росло все предыдущие годы, а тиражи ощутимо падали. Лишь в пандемийном 2020 г. рост наименований резко сократился, но по имеющейся информации на момент сдачи номера в печать рост наименований возобновился
Ситуация с наименованиями и тиражами в США. Это один из самых развитых в полиграфическом отношении рынков, и проблемы сокращения тиражей его коснулись не так сильно, как других рынков, хотя медленное падение тиражей заметно и здесь. При этом число наименований не растет (их там итак очень много). Так что полиграфический рынок США относительно стабилен, но общемировой тренд переломить все же не может