С цифрой удобно, а с качественным постпрессом — выгодно! - Printdaily

Дмитрий Нозиков:

— Типография «Флексоград» была основана в 2007 году, а начинали мы так же, как и большинство наших коллег по цеху — с флексографии. К концу 2013 у нас были установлены три узкорулонные флексомашины, и наше производство полностью справлялось с заказами. Ухудшение в 2014 году экономической ситуации в России привело к изменению запросов клиентов, и, как следствие, структуры их заказов: с одной стороны, они стали менее охотно печатать «на склад», и с другой, у них стало развиваться контрактное производство для других компаний, каждой из которых требовалась этикетка с собственным дизайном. По факту количественно общий тираж у такого клиента «Флексограда» сохранялся почти без изменений, но внутри он дробился на несколько видов дизайна. В результате, число коротких тиражей значительно увеличилось, что с экономической точки зрения нерационально для флексопечати. Нам пришлось обратить внимание на такие заказы, поскольку клиенты стали уходить с ними «на сторону» за более низкой ценой. Речь уже шла не о какой-то мелочи, а о вполне ощутимых деньгах, которые нам не хотелось терять. И что более важно, существовал риск потери не только денег, но и клиента, который мог уйти к конкуренту с одним маленьким тиражом, а затем забрать и основные заказы. Сложившаяся ситуация закономерно привела нас к необходимости покупки цифрового печатного оборудования.

Выбор цифры

Алла Нозикова:

— Конечно, как любое нормальное частное предприятие мы хотели, с одной стороны — сэкономить, с другой — получить максимум за свои деньги, поэтому общались и с российскими пользователями этикеточных ЦПМ, и с продавцами, предлагающими различные технологические решения. В приоритете у нас было качество печати. С одной стороны, мы отчетливо понимали, что продавать дешево обычную малотиражную этикетку нам будет крайне сложно, и вообще это неинтересный путь развития. С другой — у нас планировался выход в сегмент премиальной этикетки для парфюмерно-косметической продукции, где качество цифровой этикетки чрезвычайно важно, равно как и ее соответствие флексографии.

Этикеточные ЦПМ с сухим тонером отпали довольно быстро именно по причине не удовлетворяющего нас качества — мы его между собой называли «качеством принтера». От струйной печати также отказались — смутили «прострелы», которые оставляют вышедшие из строя дюзы печатающей головки. А вот качество печати HP Indigo нам очень понравилось. В дополнение к этому, в отличие от некоторых других решений, HP Indigo не накладывает никаких ограничений на запечатываемые материалы — наличие встроенной станции праймирования позволяет спокойно печатать на пленках, бумаге и картоне, в том числе металлизированных.

Новая HP Indigo 6800 Digital Press появилась у нас в конце 2015 года — на тот момент, кстати, это была первая такая модель в России. Машина семикрасочная, что позволяет нам использовать не только CMYK с белилами, но и Orange плюс Violet или Green. Также недавно нам сделали апгрейд для печати серебром, но здесь, чтобы получить максимальный эффект, необходимо правильно подобрать материал и последующую отделку (лак или ламинирование). Не всегда удается получить ожидаемый результат.

Мы не скрываем — машина не относится к оборудованию, которое работает само без участия человека. Нужен высококвалифицированный печатник с опытом, но для нас это не недостаток, а, скорее, особенность технологии, которую нужно просто знать. Зато конечный результат будет стоить всех затраченных усилий. У нас есть примеры, когда постоянные клиенты сами просят поставить их работу на «цифру», особенно, если речь идет о каком-то сложном сюжете, где важно передать мелкие детали и шрифт, обеспечить точное совмещение красок и т.п. Более того, мы показывали наши образцы потенциальным клиентам в других регионах, где есть свои типографии с этикеточными ЦПМ других производителей, и были приятно удивлены, когда узнали, что наше качество нравится им больше и они готовы сотрудничать несмотря на то, что мы находимся на расстоянии нескольких тысяч километров.

В настоящее время мы печатаем на HP Indigo тиражи примерно от 50 до 1000 м, а все, что выше, уходит на флексомашины. Естественно, если речь идет о персонализированной работе, то здесь верхней границы не существует. Заказы на печать с персонализацией случаются — в основном это акционная этикетка для сетевых магазинов — но для того, чтобы их получить, нужно победить в тендере, а это отдельная история. Софт для персонализации Mosaic мы пробовали, но пока только для своих нужд. Конечно, мы презентовали это решение нашим клиентам, но какого-то ажиотажного спроса не случилось, особенно в контексте того, что такая услуга стоит дополнительных денег.

В общем объеме на «цифру» приходится уже около 30% выручки, и я думаю, что этот показатель продолжит постепенно увеличиваться, особенно после того, как мы запустили новую отделочную линию Digicon 3 производства британской компании AB Graphic.

Премиальный постпресс

Алла Нозикова:

— Исторически так сложилось, что «Флексоград» выпускал в основном этикетку для производителей продуктов питания, но, как я уже упоминала, мы хотели выйти в сегмент премиальной этикетки. Главная причина очень проста — на такой продукции маржа выше, а все знают, что основной заработок типография получает не на печати, а на отделке. Ранее у нас работала линия Digicon второго поколения, но в довольно простой конфигурации. Новая Digicon 3, которую мы установили в марте 2020 года, намного сложнее и обеспечивает нам более широкие возможности — плоское тиснение BigFoot (фольга или блинтовое), высокоскоростной трафаретный лак, купольная металлизация, конгревное тиснение, холодное тиснение и ламинирование. В процессе выбора мы, изучив разные варианты, в итоге пришли к ABG. Нам знакомо это оборудование, оно нам нравится, к тому же мы давно работаем с компанией «НИССА Центрум» и довольны сотрудничеством.

Клиенты, которых мы перевели со старого диджикона на новый, моментально увидели разницу.

Есть и другие причины, по которым мы инвестировали в новое отделочное оборудование. Наша типография расположена недалеко от границы с Беларусью, и мы довольно ощутимо чувствуем конкуренцию с тамошними производителями. Конкурировать с ними ценой — занятие бесперспективное, а вот выделиться за счет интересных и сложных отделочных решений вполне реально. Этикетка, которая выглядит дорого, в принципе востребована на рынке (даже в малых тиражах). Особенно благосклонно к ней относятся производители парфюмерно-косметической продукции и алкогольных напитков. Им всегда нужна какая-то изюминка, яркие детали, фактурные и тактильные поверхности… При этом клиент не всегда может четко сформулировать свои пожелания. Проще, если он просит повторить чью-то этикетку, и намного интереснее, если он доверяет нам придумать что-то особенное. Без сомнения, теперь с помощью Digicon 3 мы можем свободно экспериментировать с разными материалами и технологиями. Результатом становится некий высокотехнологичный продукт, который будет сложно повторить другим типографиям без соответствующего оборудования.

Вообще, эксперименты — важная часть нашей работы. Затратная, не без этого, но вполне рабочая. Есть клиенты, которые интересуются, что особенного мы можем им предложить? И мы очень рады, когда клиент выслушивает нас, берет какие-то идеи на вооружение, принимает решение кардинально изменить свою этикетки и, как правило, потом об этом не сожалеет.

Конечно, мы отдаем себе отчет, что только начинаем предлагать сложный и дорогой продукт, и на рынке есть компании, которые уже прошли по этому пути немного дальше, но по реакции клиентов, которые сравнивают нашу продукцию с другими предложениями, мы видим, что у нас это получается, и получается хорошо.

Место цифры во флексотипографии

Дмитрий Нозиков:

— Пока основной бизнес — это, конечно, флексография — основную выручку делают средние и большие тиражи, отпечатанные на флексографском оборудовании. Но кроме них у большинства клиентов появились малые, срочные, персонализированные тиражи, которые нужно делать быстро, с высоким качеством и по рыночной цене — такие пакетные заказы, сочетающие большие и малые тиражи, стали нормой. И в этом смысле, наличие в типографии цифровой печатной машины делает нашу работу очень удобной.

С качеством проблем нет. Скорость не является критичным фактором — она вполне достаточная для нормального производственного процесса. Конечно, она влияет на себестоимость с точки зрения нормочасов, но не критично. Гораздо более важна стоимость клика. Если она будет постепенно уменьшаться, то цифровая печать в этикетке продолжит завоевывать рынок. Производители оборудования, в частности НР Indigo, из года в год совершенствуют качество печати, производительность и возможности оборудования, так что нам в целом несложно себе представить, что в какой-то момент эта технология печати станет доминирующей, потеснив на рынке флексографию.