2020-й — особенный год! - Printdaily

— Денис, каким было начало 2020 года для HP Россия в сегменте Graphic Arts? Насколько сильно он отличается от 2019-го?

— В 2019 году мы зафиксировали рост, но он был дифференцированный. Так, например, на рынке производства упаковки наблюдался устойчивый спрос на новые мощности, а вот рынок акцидентной полиграфии, скорее, стагнировал. В среднем, в 2019-м мы наблюдали рост объёмов печати на уровне 20%, но он происходил от ускоренного роста в области этикетки и небольшого эволюционного роста в области листовой печати.

Что касается 2020-го, то это особенный год, который нет смысла сравнивать с предыдущим. Первые месяцы, как и для всех, для нас были непростыми: мы пытались сориентироваться в новой обстановке, лучше понять, какие шаги следует предпринять для поддержки существующих клиентов. С точки зрения новых проектов, разные рынки вели себя по-разному. Так, например, появился дополнительный спрос на новое оборудование на рынке производства этикетки и гибкой упаковки, который получил стимул к росту прежде всего за счет производителей потребительских товаров первой необходимости, средств гигиены и фармацевтики.

— Какие значимые изменения произошли в работе HP Россия в связи с коронавирусом и карантином?

— Прежде всего переход на удалёнку, как и у большинства других компаний. Однако, нам не привыкать, так как у нас и в «доковидные» времена система взаимодействия с клиентами имела свою специфику, связанную с удалённой работой из-за большого географического разброса. В этом смысле мы адаптировались к новым реалиям быстрее других игроков на рынке.

— Какие изменения произошли в плане обслуживание установленного оборудования и поставки запасных частей?

— В этой части изменений нет. Сервисная служба работала в обычном режиме, что позволило нам избежать каких-либо серьезных проблем с работоспособностью оборудования. С запчастями, проблем также не наблюдалась, так как на складе локального партнёра — компании «НИССА Центрум» — сформирован максимально возможный склад всех необходимых запчастей, который закрывает до 95% потребностей клиентов. Остальные 5% обеспечиваются экспресс-доставкой из Европы, но на моей памяти такого давно не было.

— Изменились ли как-то цены на расходные материалы и сервисные услуги для владельцев машин HP Indigo?

— Цены стабильны, так как ценовая модель построена таким образом, что её изменение находится в руках самих клиентов. Больше печатаешь — меньше платишь за единицу продукции. Система универсальная, и многие клиенты, которые её хорошо освоили, имеют серьезные конкурентные преимущества на рынке.

— Сейчас все просят о поддержке. Есть ли у вас какие-то инструменты, позволяющие поддержать клиентов в кризис?

— Конечно, мы много сделали для поддержки клиентов в это непростое время. В первую очередь, это реструктуризация финансирования, где это действительно требовалось, а также дополнительная техническая и технологическая поддержка.

— Появились ли какие-то особые условия для тех, кто готов вложиться в новое оборудование в данный момент?

— У нас для каждого клиента всегда особые условия, потому что каждый клиент особенный.

— Есть ли сейчас вообще запросы с рынка на поставку нового оборудования?

— Запрос с рынка большой в части оборудования для изготовления этикетки и гибкой упаковки (от йогуртов до всех типов сложной защищённой продукции). Большими темпами растёт интерес к широкоформатному оборудованию для производства гибкой упаковки. Картонная упаковка начинает всё больше «заглядываться» на цифру. В общем, работы хватает (улыбается).

— Как начался 2020 год для пользователей HP Indigo? По отзывам, по счетчикам...

— Начался по-разному. У кого-то аврал и работа в три смены, а у кого-то провал по заказам. Особенно пострадал так называемый рекламный рынок — там ситуация наиболее тяжёлая.

— Есть ли у вас клиенты, кто смог нарастить объемы печати с начала этого года? Есть ли таковые, кто остановил работу?

— Остановивших работу нет, но есть те, кто существенно снизил объёмы печати — в основном это типографии, которые специализируются на выпуске рекламной полиграфии. При этом есть клиенты, которые удвоили объём печати с начала этого года, но это, конечно, на рынке этикетки и гибкой упаковки.

— Рекламщикам, очевидно, тяжелее всего и, не исключено, что в какой-то момент кто-то не сможет выполнять свои финансовые обязательства, в том числе перед поставщиком оборудования... Как вы думаете, как повлияет текущий кризис на эти компании и, следовательно, на НР?

— НР готова пересмотреть условия, предоставить отсрочки и т.п. Мы работаем над этим и всегда предлагаем помощь в диалоге с финансирующей организацией (в большинстве случаев, это HPFS). Компромисс всегда может быть найден, если у типографии действительно есть желание его достичь и видение того, как надо выправлять сложившуюся ситуацию. У нас много конкретных положительных примеров, когда мы помогли нашим партнёрам пройти сложный в их жизни период и выйти на новый уровень развития.

Но если пытаться оценить последствия кризиса в целом, то, думаю, рынок трансформируется, и кто-то должен уйти с него. При этом освободившееся место займут другие игроки. Но пока слишком рано об этом судить, так как мы ещё в в центре проблемного периода, и ситуация может развиваться в дальнейшем по нескольким сценариям.

— В открытом доступе нет официальной статистики инсталляций, но, по нашим данным, за последнее время в России уменьшились темпы продаж листовых ЦПМ HP Indigo формата SRA3. Прокомментируете?

— В сегменте листовых машин третьего формата могу эту тенденцию подтвердить. Действительно здесь мы ослабили свои позиции, но при этом очень активно работаем во втором формате, и конкретные результаты этой работы будут видны уже в самое ближайшее время. Да и первый формат — для нас уже реальность, так что открываются двери в такие ёмкие рынки, как, например, картонная упаковка.

— Если говорить про ЦПМ HP Indigo формата В2, то после достаточно бодрого старта наступило затишье? С чем это связано и ожидаете ли вы оживления на этом рынке?

— Думаю, нас ждёт «вторая волна» (популярное словосочетание, не так ли) именно в росте оборудования формата В2.

— Для сравнения — как изменились объемы продаж этикеточных машин HP Indigo?

— Растут. В среднем на 15–20% в год.

— Можете ли вы что-то рассказать о работе установленных в России рулонных машин HP Indigo 20000. Известно, что есть две инсталляции, но как работают машины, что выпускают, в чем их ценность для владельца — информации мало.

— Это две совершенно разные инсталляции в совершенно разных рынках, но обе у флагманов своих индустрий. Наиболее референсной, конечно, является инсталляция в "Данафлексе". Думаю, этот новый опыт был и есть очень полезен, как для типографии, так и для нас, и в ближайшее время наше сотрудничество получит новый импульс.

— НР заявила очень интересные новинки к перенесенной выставке drupa 2021 — какие из анонсированных моделей и когда будут доступны для российского заказчика? Какие из них вам кажутся наиболее интересными и почему?

— Весь новый и обновлённый модельный ряд выходит на российский рынок в один момент со всем миром, так что здесь мы идём абсолютно на уровне. Среди наиболее актуальных для нашего рынка моделей я бы хотел отметить HP Indigo 8000 (скоростная машина для печати этикетки и упаковки со скоростью до 80 м/мин.), новое поколение печатной машины для печати гибкой упаковки HP Indigo 25К, которая сменяет модель 20000, а также печатную машину HP Indigo 35К, которая выводит на новый уровень технологию и экономику печати картонной упаковки цифровым способом.

Количество инноваций огромно, так что все их здесь не описать, но важно отменить, что НР по факту является на сегодняшний день мировым лидером не только в части инсталляций нового оборудования, но и в части объема вкладываемых в R&D средств. Так что за инновациями практически по всему спектру полиграфии — это к нам!

— В прошлом и позапрошлом году HP презентовал интересные совместные проекты с клиентами: «Конфаэль», «Красный октябрь» и др. Есть ли какие-то новые интересные проекты в этой области?

— Таких проектов в работе много, но, по понятным причинам, мы сможем рассказать о них подробнее только после их реализации. Могу только сказать, что новые проекты ещё масштабнее прежних.